Конспект урока русского языка на тему: Дифференциация существительных с шипящей на конце мужского рода и женского рода в 6 классе

Коррекционная школа № 61 г. Казани














«Дифференциация существительных мужского
и женского рода с шипящей на конце »:
урок русского языка
в 6 классе







Учитель русского языка высшей
квалификационной категории :
Судеркина А. Ю.














2015 г.



Тема: «Дифференциация существительных мужского
и женского рода с шипящей на конце» ( 7 класс)

Цели: - организовать деятельность уч-ся по изучению правописания сущест-
вительных м. р. и ж. р. с шипящей на конце
- развивать умение определять род сущ-х, распознавать число
- развивать мыслительные операции, память, внимание с помощью
словарно – логических упражнений; обогащать словарный запас уча-
щихся путем подбора синонимов и антонимов, активизировать связ-
ную речь учащихся в ходе составления короткого письменного
рассказа
- вырабатывать умение контролировать собственную письменную
речь

Оборудование: таблицы и опорные схемы по теме: «Существительное»
табличка «Правописание ь»; «колесо загадок», словарь

дидактический материал: 1) памятки
2) карточки с заданиями
3) опорные слова при работе над со-
ставлением рассказа

учебники



План урока:
Организация урока. Упражнение на внимание: учитель произносит слова. Если в слове есть звук К, то уч-ся хлопают в ладоши 1 раз, если есть звук Г – 2 раза. Каким одним словом можно назвать эти слова?
Проверка домашнего задания.
Выполнение коррекционно-развивающего упражнения на формирование умения устанавливать связи между понятиями:
Нож парта
сталь книга, ручка, дерево, тетрадь, железо

Чиж человек
гнездо врач, зверь, дом, птенец, трава

Овощ рожь
салат поле, хлеб, комбайн, огород, колос
4. Грамматическая разминка
Нож чиж рожь овощ
Вопросы:
Назовите слова, которые относятся к м. р.?
К какому склонению относится последнее слово?
Назовите слово ж. р.
К какому склонению оно относится?
Поставьте данное слово в предложный падеж
Назовите сущ, которое имеет только форму ед.ч
К какому склонению относится слово ОВОЩ ?
Слово, где звуков меньше, чем букв.
Какой частью речи являются слова?
Подобрать подходящие по смыслу прилагательные
Назовите по порядку первые буквы в словах.
5. Сообщение темы урока
6. Отгадать загадки (игра «Колесо загадок»). Отгадки записать на доске и в тетрадях, распределяя слова в 2 столбика по родам.
Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].
- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).
Книга Знаний приглашает нас на вторую страницу. Внимание на экран.
МЕЧ           РОЖЬ        ДУШ        ХВОЩ        
РЕЧЬ         МОЩЬ       НОЖ       РОСКОШЬ
- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?
(Возможные затруднения: роскошь – богатство, «великолепие»; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.
- Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)
-  Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)
- Докажите, что это имена существительные.
- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные  ед.  числа, с шипящими на конце).
- Ребята, давайте  проведём наблюдение над словами  МЕЧ  и  РЕЧЬ.
-   произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- Верно, звук  [Ч,] –  всегда мягкий.
- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?
- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?
- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?
(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)
- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих.  (Открываю тему, записанную на доске).
Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.
Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.
Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Зелёная карточка - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
(Выполнение и проверка работ).
- На какие две равные группы можно разделить эти слова? ( м.р., ж. р.
М. р.
Ж.р.

Нож
рожь

камыш
ночь

врач
вещь

плащ
глушь

- Какие буквы, обозначающие звуки, написаны в конце существительных женского и мужского рода? (шипящие – ж, ш, щ, ч)
Учитель подчёркивает их.
- В конце сущ. какого рода пишется Ь?
- На конце сущ. какого рода Ь не пишется?
7. Физминутка с речевкой.
8. Выборочный слуховой диктант:
С неба смотрит солнце на густой камыш
Ловит тёплый луч его ёж – лесной малыш.
Но посветит солнце и уходит прочь,
А живое сердце греет день и ночь.
Значит сердце лучше солнца самого,
Никакие тучи не затмят его.
1) С чем сравнивается солнце? Объяснить слова «сердце греет». Про кого говорят «холодное сердце»?
2) Кто больше запомнил слов – сущ. с шипящей на конце?
Записать слова, указать их род.
Какой праздник мы будем отмечать на этой неделе?
9. Индивидуальная работа по карточкам.
Острый (ножи), горячая (печи), хороший (врачи), летучая (мыши), душистый (ландыши).
Напишите, как ёж, грач, мышь проводят зиму. Начните так:
Звери и птицы проводят зиму по – разному.
10. Итог урока:
- Какая буква пишется на конце в слове МЕЛОЧЬ ? Почему?
- Какая буква пишется на конце в слове ГАРАЖ? Почему?
6. Домашнее задание: выполнить упражнение на правописание сущ-х м. р. и ж. р. с шипящей на конце.
В заключение  мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
3. Если не разобрались в теме – голубую.
(Дети показывают звёзды.)
- Посмотрите. Сколько много  жёлтых звёзд.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.



Тема: «Правописание существительных мужского
и женского рода с шипящей на конце»
(2 вариант)


Отметь существительные мужского рода:

пляж
ночь
силач
речь




Заполни таблицу по образцу:


СМЕХ
П
Л
А
Ч

ДЕНЬ





ПРАВДА





ШУМ








Замени слова другими, одинаковыми по смыслу (по образцу):


НЕПРАВДА
Л
О
Ж
Ь

ТИШИНА





ДОКТОР





ЗАСУХА









Напиши, как ёж, мышь, грач проводят зиму. Начни так:


Звери и птицы проводят зиму по – разному.








Тема: «Правописание существительных мужского
и женского рода с шипящей на конце»
(1 вариант)


Образуй существительные единственного числа:

пляжи - пляж
ночи -
силачи -
ключи
5) вещи -



Заполни таблицу по образцу:


СМЕХ
П
Л
А
Ч

ДЕНЬ





ПРАВДА





ШУМ








Замени слова другими, одинаковыми по смыслу :


НЕПРАВДА
Л
О
Ж
Ь

ТИШИНА





ДОКТОР





ЗАСУХА





СИЛА









Напиши, как ёж, мышь, грач проводят зиму. Начни так:


Звери и птицы проводят зиму по – разному.







Тема: «Правописание существительных мужского
и женского рода с шипящей на конце»
(3 вариант)


Отметь существительные мужского рода:

пляж
ночь
силач





Заполни таблицу по образцу:


СМЕХ
П
Л
А
Ч

ДЕНЬ
Н




ПРАВДА
Л




ШУМ
Т







Замени слова другими, одинаковыми по смыслу (по образцу):


НЕПРАВДА
Л
О
Ж
Ь

ТИШИНА
Т




ДОКТОР
В




ЗАСУХА
С








12. Вставь пропущенные слова:


Звери и птицы проводят зиму по – разному. Под хворостом спрятался чёрный ______. Крепко заснул колючий ____ под сухой листвой. В глубокой норе спряталась полевая _______.






15