Конспект НОД по образовательной области Художественно — эстетическое развитие



«Путешествие в мир народных промыслов»
Конспект нод в подготовительной группе
образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента
Задачи:
1. Учить различать и называть знакомые народные промыслы России: «Дымка», «Хохлома», «Гжель» и их характерные особенности; самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона.
2. Развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Дымковские игрушки, хохлома-посуда; гжель-посуда (иллюстрации)
Раздаточный: краски, кисти, салфетки, непроливайки, палитры, трафареты. 
 Предварительная работа: 
Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Гжель»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы. 

Методические приемы:
Рассказывание рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.
Ход: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного, встреча с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.
Входим в сенсорную комнату, которая украшена изделиями народных промыслов, а так же работами декоративно-прикладного искусства и предлагаю детям присесть на ковер и послушать сказку: Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься.. Прослышал о Марьи Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
И упало одно перышко (украшено узорами дымки) в село Дымково. Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей) У меня на мольберте находятся разные изделия. Кто мне подскажет, где здесь дымковские игрушки? (выходит ребенок)- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров? - Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги , точки, прямые и волнистые линии, мазки).
К нам сегодня приехали, гости из села Дымково. Давай те пригласим их и попросим рассказать нам о дымковской росписи. Дети читают стихотворения о дымковской росписи. Ещё одно пёрышко (желтого цвета) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома.
-А что же это засело такое, и чем оно знаменито?- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды: смородина , клубника, гроздья рябин. Травка , завитки ,листья , цветы). - Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).- Молодцы.
Ой, ребята посмотрите третье перышко (сине – голубого цвета). И куда оно попало, вы узнаете, отгадав загадку:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда? 
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)
- Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.-  Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной? (Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек). Вот и еще одно перышко и прилетело оно ребята в наш детский сад и превратились в нём дети в народных мастеров из сёл - Дымково, Хохломы и Гжели. Я предлагаю вам сейчас выбрать круг того цвета мастером какого промысла вы бы хотели стать. И так мы с вами разделились на три группы мастеров. Далее приглашаю детей в изо студию. Сейчас мы и вспомним, как рисуются элементы дымковской, хохломской росписи и гжели. Каждая группа показывает элементы росписи на мольберте. (Помощь педагога при рисовании элементов).
Теперь вы можете выбрать изделие и расписать его самостоятельно. Дети выбирают себе подготовленный шаблон, и проходят к столам, где заранее приготовлен раздаточный материал, и начинают свою работу. Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши глазки.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Мастера, вы можете приступать к работе.
Самостоятельная работа под спокойную музыку.В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы! Жар птица вам передала угощения.