Итоговый конспект НОД по образовательной области Художественно — эстетическое развитие для старшей группы Роспись предметов


Итоговый конспект НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для старшей группы
«Росписи предметов»
Составила: Танаева Н.А.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Расширять знания детей о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства, обычаях русского народа.
Задачи
образовательные:
* формировать знания и умения детей:
- умение различать стили хохломской, городецкой, дымковской, гжельской декоративной росписи и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов). Помочь в освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
-умение создавать выразительные узоры на бумаге разной формы, ритмично и симметрично располагая элементы узора.
развивающие:
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно - прикладного искусства;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно - прикладного искусства;
- развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- развивать технические навыки и умения.
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа;
- вызвать у детей желания заниматься творческой деятельностью, подражая народным умельцам.
Материал: Вырезанные из бумаги ложки, дымковские кони, городецкие дощечки, гжельская посуда, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, тряпочки, конверт с приглашением, предметы с разной росписью, русская народная мелодия.Организация НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо. Оно адресовано детям старшей группы, значит, вам. Как называется ваша группа?
Дети: «Фантазеры».
Воспитатель: Письмо я еще не вскрывала, решила подождать вас. Вот теперь вы все собрались. Посмотрим, что в конверте? (Открываю конверт, в нем приглашение). Да это же приглашение! Хотите узнать, куда нас приглашают? Тогда слушайте. «Дорогие ребятишки! Давненько вы у меня не бывали. Я уже соскучилась по вас. Приходите в мою русскую избушку. Здесь вы увидите много интересного. Ваша бабушка – хозяюшка». Ну что, ребята, принимаем приглашение? Интересно узнать, что же приготовила для нас сегодня хозяйка русской избы.
(Дети идут в русскую избу, где их встречает хозяюшка)
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке.
(Звучит русская народная мелодия, девочки с платками выполняют движения).
Танец с платочками
Воспитатель: Дорогая хозяюшка, покажи нам, пожалуйста, что же приготовлено у тебя для ярмарки. Нам очень хочется узнать.
Хозяюшка: Вот здесь игрушки из Дымкова. Сейчас мы посмотрим, что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера.
«Дымковский мастер»: (рассказ сопровождается показом игрушек) В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах и подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. Как только они остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки - горошины и клетки.
Воспитатель: Дорогой мастер, извините меня, пожалуйста, что перебиваю Вас. Наши ребятишки знают стихи о Дымковской игрушке. Хотите послушать?
1 ребенок: Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом. Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.
2 ребенок: Посмотри, как хороша эта девица - душа
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Хозяюшка: Молодцы, ребятки. Хорошие стихи прочитали. Пройдем дальше.
А вот здесь хохломские мастера.
«Хохломской мастер»: (рассказ сопровождается показом изделий хохломской росписи). Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много леса шло на изготовление деревянной посуды - ложек, чашек. Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из нее любые изделия. Затем этим изделиям необходимо дать просохнуть. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Роспись «кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Ее формы напоминают завитки - кудри. Отсюда и название узора.
Воспитатель: А ребята из нашей группы подготовили стихи и про хохломскую роспись. Послушайте, пожалуйста.
3 ребенок: Как волшебница Жар- птица, не выходит из ума
Чародейка - мастерица, золотая хохлома.
И богата, и красива, гостю рада от души,
Кубки, чашки и ковши-
И чего здесь только нету: гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета, и ромашки луговин.
«Хохломской мастер»: На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченные,
Узоры крученные.
Хозяюшка: Красивые какие узоры!
А что нам скажут про свои изделия гжельские мастера?
«Гжельский мастер»: (рассказ сопровождается показом изделий гжельской росписи) «Синие цветы гжели»: Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи. Отличается гжель своим цветом: синий на белом фоне. Самый излюбленный узор - роза. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.
Хозяюшка: Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,
Кувшины и кружки - быль или небыль,
Изделия рук золотых.
«Гжельский мастер»:
Синяя сказка - глазам загляденье, словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье, русская звонкая Гжель!
Хозяюшка: Детки, а вы видели когда – нибудь такую красоту? Может, дома у кого есть такие красивые предметы?
Хозяюшка: А в этой мастерской работают городецкие мастера. Послушаем, что они рассказывают о своем промысле.
«Городецкий мастер»: (рассказ сопровождается показом городецких изделий)
Есть на Волге в Нижегородской области старинный городок Городец. Делают в Городце игрушки из дерева и глины. Глиняные игрушки не расписные, а политые блестящей глазурью. Самое же примечательное в Городце - это конь: красивый, гордый, с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Городецкая роспись - это искусство оформления плоских поверхностей, которые не закаливаются в печи. Используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета, а также их оттенки: составляют разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. Важная часть росписи- умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками (оживка).
Хозяюшка: Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса.
Городецкие узоры, тонко вывела рука.
«Городецкий мастер»: Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.
Хозяйка: Вот сколько разных изделий мы с мастерами приготовили для ярмарки. Но этого еще мало. Может, вы, ребята, поможете нам.

Воспитатель: Ребята, поможем хозяюшке расписать изделия для ярмарки? Переживаете, что не получится? Не бойтесь, вам покажут мастера. Но сначала давайте вспомним, изделия каких мастеров мы сегодня с вами увидели.
Дети: Дымковские, городецкие, хохломские, гжельские.
Воспитатель: Какие краски мастера использовали для дымковской игрушки? Какие элементы узора используются в дымковской росписи? (Дети называют.) Какими красками пользуются хохломские мастера? Назовите элементы хохломского узора. Какие краски используют гжельские мастера? Чем они украшают свои изделия? Расскажите о городецкой росписи. Молодцы! О росписях знаете все. А теперь будем помогать мастерам расписывать изделия к ярмарке. Выбирайте любое изделие и начинайте расписывать.
( Дети выбирают по одному предмету, определяют, как можно расписать его, расписывают. Звучит р.н. мелодия).Хозяйка: ОЙ! Какие молодцы у вас детишки. Выручили нас, помогли расписать нам изделия для ярмарки.
Воспитатель: Ребята, расскажите нам, каким узором вы расписывали свое изделие? Какие краски вы использовали для узора? Почему? Как называется ваша роспись?
Хозяюшка: Спасибо, ребята, я всем расскажу, что вы нам помогали.
Воспитатель: Вам спасибо, что нас пригласили. Здесь мы много узнали интересного о предметах народного промысла, сами попробовали расписать их. Ребята, попрощаемся с хозяюшкой и мастерами. Нам пора возвращаться в группу.