Программа по учебному курсу Основы русской словесности ( 8 класс)


МБОУ Гимназия им. А. Платонова
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор гимназии
________/____________/ __________/__________ ____________/_____________

Протокол №______ Приказ № _____
от «____»__________2013г. от «____»__________2013г.
Рабочая программа
по учебному курсу (предмету)
«Основы русской словесности»
в 8 классе
на уч. год
Уровень освоения:_____________________________________
(базовый, углубленный, профильный)
Программа разработана учителем Баич С.В., ВКК
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету, УМК / учебнику, рекомендованному/допущенному приказом МОиН РФ от «__».___. 201__г. №___ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 201__/1__ учебный год» Р.И. Альбетковой «Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс» с учетом авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы»
Количество часов в неделю 2, всего в год 70


«Принято»
на заседании педагогического
совета
пр. № 1 от «___» ____ 201
Воронеж -2013 г.

Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи.
1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом, — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Рабочая программа по русской словесности для 8 класса составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы ». Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является урок, кроме того, материал преподносится и в нетрадиционной форме (путешествия, инсценирование отрывков художественных произведений, составление сценариев, иллюстраций по прочитанным произведениям).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ данный предмет введён в класс филологического профиля. На изучение словесности в 8 классе отводится 2 часа в неделю из компонента учебного учреждения. Таким образом, программа 8 класса рассчитана на 70 часов и представляет собой курс, направленный на расширение кругозора учащихся в области филологии:
вооружение обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цели и задачи изучения курса русской словесности.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Цель практического освоения словесности:
- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;
- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи изучения словесности:
1.Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Русская словесность» являются:
умение работать со словарями;
анализ языковых средств произведения;
составление тезисов, конспекта;
написание сочинения;
создание собственного произведения: сказки, рассказа, стихотворения, сценки, пародии, эпиграммы и т.п.;
работа с репродукциями картин, фотографиями, иллюстрациями;
развитие навыков выразительного чтения.
Содержание программы учебного предмета
Средства языка художественной словесности
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов – тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
(Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.)
Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» фамилий и имён, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
(Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях)

Качество текста и художественность произведения
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.
Богатство лексики и ёмкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
(Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.)
Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включённом в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображённый средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика – участника или свидетеля событий. Сказ.
( Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства её выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героев. Создание собственного произведения, употребление в нём различных средств словесного выражения идеи. Сочинение- рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.)
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мыслей и чувств автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса.
Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мыслей автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, моноритм.
( Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа- переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение – анализ отдельного стихотворения)
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображённые посредством языка, как способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
(Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать её в чтении по ролям и в режиссёрском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идей. Сочинение-рассуждение об идейнее-художестенном своеобразии драматического произведения.)
Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности – закон её развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях Древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Значение использования жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

Формы и средства контроля
Создание собственных произведений
Редактирование и совершенствование текста.
Сочинение - рассуждение.
Анализ текста.
Терминологический диктант.
Зачёт.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Умения, навыки и способы деятельности учащихся при изучении русской словесности
в 8 классе:
умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
развивать «чувство стиля»;
умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
умение редактировать и совершенствовать текст;
умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
умение анализировать стихотворения;
понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;
умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Основная литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.: «Дрофа», 2011.
Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: рабочая тетрадь / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература
Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Учебное изд. / А.Т.Арсирий; Под ред. Л.П.Крысина. - М.: Просвещение, 1995.- 383с.:ил.
Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.- 448с.
Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяеева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 1989. – 288с.
Большой орфографический словарь русского языка: Ок. 106 000 слов / Под ред. С.Г.Бархударова. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2003. -528с.
Булыко, А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов / А.Н.Булыко. – М.: Мартин,2005. - 624с.
Быстрова, Е.А.Учебный фразеологический словарь / Е.А.Быстрова; А.П.Окунева; Н.М.Шанский. – М.: АСТ,1998. – 304с.
Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: Трудности современного русского произношения и ударения / Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляровская.-4-е изд. – Спб.: Академия, 2003.- 160с.
Глинкина, Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь-справочник: ок.6000 слов / Л.А.Глинкина. – 2-е изд.,испр.,доп. – М.:АСТ, Астрель, 2006. -381с.
Граник, Г.Г. Секреты русской орфографии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224с.
Грушников, П. А.Орфографический словарик: Учеб. изд. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 80с.
Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание / В.И.Даль. – М.: АСТ, Астрель, 2003с.- 757с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: «ИТИ Технологии», 2008. – 944с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; Рос. академия наук. Институт рус. яз. им. В.Виноградова.- М.: «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.
Орфографический словарь русского языка: около 100 000 слов / Ред. В.В.Лопатин. - М.: Рус.яз., 1992. - 416с.
Орфографический словарь с грамматическими приложениями: 120 тысяч слов. – М.: Лад Ком, 2010. - 768с.
Орфографический словарь русского языка для учащихся: 40 000 слов. – М: Лад Ком, 2011. - 448с.
Словарь синонимов русского языка: 2000слов, ок. 800 синонимических рядов / Л.П.Алекторова, Л.А.Введенская, В.И.Зимин. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 333с.
Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов. – М.: Рус.яз., 1992. – 740с.

Учебно-тематический план
Раздел Всего часов Контроль Развитие речи
Средства языка художественной словесности
14 1 (к.р.) 1
Словесные средства выражения комического
7 2 (1 соч)
Качество текста и художественность произведения словесности 9 3
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении 9 2 (1 соч)
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 8 1 (анализ стих.)
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 8 1 (терм. дикт.) 1
Взаимосвязи произведений словесности 11 1 (зачёт) 1 (соч)
Резерв 4 70 3 11


Календарно-тематическое планирование
уроков русской словесности в 8 классе.
№ Дата Тема урока. Кол-во ч. Основные понятия Домашнее задание
план факт МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Средства языка художественной словесности
( 14 часов)
1. Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова. Изобразительные и выразительные возможности языка. 1 Понятие семантики.
Лексическое значение слова. Изобразительные и выразительные средства §1-3
2.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения 1 Семантика
фонетических
средств языка.
Интонация.
§4-5
3. Значение интонации: роль паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса. 1 Пауза, мелодика, аллитерация и ассонанс.
§6-8
4.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов. 1 Семантика, словообразование, морфема. §9-10
5.
Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы.
Антонимы. 1 Синонимы. Омонимы. Паронимы.
Антонимы §11-14
6.
Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов и историзмов. 1 Архаизмы. Историзмы. Славянизмы. §15-16
7. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.
1 Термины: неологизмы, заимствованные слова, кальки, окказионализмы. §17-18
8. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. 1 Метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. §19-20
9.
Практическая работа по теме «Лексические возможности языка». 1 Изученные термины. 10. Семантика типов предложений.
Период. Инверсия. Антитеза. 1 Период. Инверсия. Антитеза. §21-24
11.
Поэтическая фигура. Оксюморон.
Повтор. Умолчание. Эллипсис. 1 Понятия: оксюморон,
повтор, умолчание, эллипсис §25-28
12.
Урок-практикум «Употребление поэтических фигур» 1 Изученные термины. Подгот. выразит. чтение
13. Рр Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. 1 Изученные термины. Повтор.
§1-28
14. Контрольная работа по теме «Значение средств лексики и синтаксиса». 1 Изученные термины. Словесные средства выражения комического
(7 часов)
15. Комическое как вид авторской оценки изображаемого. Юмор и сатира. 1 Понятие юмора и сатиры.
Средства создания
комического §29-31
16. Языковые средства создания комического эффекта. Неожиданность. Остроумие. Каламбур. Алогизм. 1 Понятие юмора и
сатиры. Средства
создания комического. §32-36
17.
Языковые средства создания комического эффекта Гипербола. Фантастика. Ирония. Речь героя. «Говорящие» имена. 1 Понятия: гипербола,
фантастика, ирония.
§37-41
18. Пословицы и афоризмы. Пародийные
афоризмы. Эпиграмма. 1 Понятия: пословицы,
афоризмы, эпиграмма.
Малые жанры
комического:
афоризм и эпиграмма. §42-44
19.
Обобщение по теме «Словесные
средства выражения комического» 1 Языковые средства
создания комического П.29-44
З.№13,16,
18,19
20. Рр Сочинение юмористического рассказа с использованием «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия. 1 Остроумие, каламбур, парадокс. Подгот. выразит. чтен.
21. Рр Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. 1 Языковые средства
создания комического Качество текста и художественность произведения словесности
( 9 часов)
22. Текст и его признаки. 1 Текст. §45-46
23.
Содержание, тема и идея текста. 1 Понятия темы и идеи
текста. §47-49
24. Основные требования к тексту. 1 Понятия
нехудожественный
и художественный
текст, правильность
языка текста, точность, последовательность. §50-54
25. Высказывание как выражение мысли.
Рр. Создание текстов. 1 Понятия темы и идеи
текста. 26. Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. 1 Качества текста и художественность произведения. §55-56
27. Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.
РР Создание высказывания на лингвистическую тему 1 Качества текста и художественность произведения. §57
28. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении. Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей. 1 Качества текста и художественность произведения. §58-59
29. Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового. 1 Качества текста и художественность произведения. §60 Повтор. по
вопросам (с. 132-
133).
30. РР Редактирование и совершенствование текста 1 Качества текста и художественность произведения. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (9 часов)
31. Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения 1 Описание, повествование, рассуждение.
§61-63
32.
Значение и особенности употребления диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе. 1 Устная и письменная речь, прямая речь, несобственно-прямая речь. §64-65
33. Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. 1 Образ героя, литературный герой,
характер, типический герой.
§66-68
34. РР Анализ эпического произведения 1 Образ героя, литературный герой,
характер, типический герой. §66-68
35. Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи. 1 Сюжет и
композиция
эпического
произведения §69-70
36. Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника событий. 1 Автор и рассказчик.
Разновидности
Авторского повествования.
§71
37. Разновидности авторского повествования: повествование от лица рассказчика — свидетеля событий. Сказ. 1 Автор и рассказчик.
Разновидности
Авторского повествования.
Сказ. §72-74
38. Обобщение по теме «Языковые
средства в эпическом произведении» 1 Описание,
повествование, рассуждение, устная и письменная речь. Повтор.
(с. 169)
39. РР Сочинение-рассуждение «Идейно-художественное своеобразие эпического произведения» 1 Автор и рассказчик.
Разновидности
Авторского повествования.
Сказ. §66-74
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (8 часов)
40. Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении. 1 Лирический герой,
сверхзначение слова.
§75-76
41. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. 1 Ритм стиха.
§77-79
42. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах. 1 Синтаксис, ритм стиха,
перенос. §80
43. Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись. 1 Рифма.
Звукопись.
§81-82
44. Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим. 1 Игровые формы
стиха: акростихи,
фигурные стихи.
Палиндромы §83-86
45. Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим. 1 Игровые формы
стиха: акростихи,
фигурные стихи.
Палиндромы §83-86
46. Обобщение по теме «Языковые
средства в лирическом произведении». 1 Языковые
средства в лирическом произведении §75-82
47. РР Анализ стихотворения 1 Рифма.
Звукопись. Стр.221,зад.17
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (8 часов)
48. Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. 1 Монолог, диалог,
катарсис, сатира и юмор, драма, трагедия,
комедия. §87
49. Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. 1 Монолог, диалог,
катарсис, сатира и юмор, драма, трагедия,
комедия. §88
50. Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра. Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. 1 Характер героя, тип.
§89-92
51. Урок-практикум «Определение авторской позиции» 1 Характер героя, тип.
§89-92
52. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции. Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения. 1 Сюжет и конфликт
пьесы, композиция,
подтекст. §93-95
53. Обобщение по теме «Языковые
средства в драматическом произведении» 1 Диалог и монолог,
катарсис, сатира и юмор, драма,
трагедия, комедия,
характер героя, тип, сюжет и конфликт пьесы, композиция,
подтекст §91-95
Вопросы-
с.243-244
54. Рр Создание собственного драматического произведения 1 Диалог и монолог,
катарсис, сатира и юмор, драма,
трагедия, комедия,
характер героя, тип, сюжет и конфликт пьесы, композиция,
подтекст Стр.290-308
55. Терминологический диктант 1 Все изученные термины Взаимосвязи произведений словесности (11 часов)
56. Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций. Взаимосвязи произведений словесности на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля. 1 Образы героев,
Построение сюжета,
разновидности
стиха, тема, идея, роды, виды, жанры, стиль, летопись, притча,
реминисценции. §96
57. Воздействие Библии на русскую литературу. Библия и летопись. 1 Стиль, летопись, притча,
Реминисценции. §97
58. Притча о блудном сыне и русская «Повесть о Горе и Злочастии» 1 Притча,
Реминисценции. §98
59. Влияние притчи о блудном сыне на новую русскую литературу. 1 Притча,
реминисценции. §99
60. Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов. 1 Античная мифология, образы, сюжеты,
символы. §100
61. Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии 20 века. 1 Античная мифология, образы, сюжеты,
символы. §101
62. Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. 1 Переложение и пересказ, авторские
произведения, фольклор
стиль народной поэзии. §102-103
63. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии. 1 Переложение и пересказ, авторские
произведения, фольклор
стиль народной поэзии. §104-105
64. РР Сочинение с использованием традиций 1 Переложение и пересказ, авторские
произведения, фольклор
стиль народной поэзии. Конт.
Вопросы
(с.281)
65. Заключительный урок-обобщение 1 Понятия русской
словесности 66. Зачёт 1 67-70 Резервные часы. 4