Рабочая программа по предметному курсуРешение текстовых задач — математического моделирования


02.04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предметному курсу «Решение текстовых задач –
школа математического моделирования»
для 9 В1 класса
специального (коррекционного) обучения
для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
2014-2015 учебный годСтруктура рабочей программы.
Пояснительная записка;
Содержание программы (с распределением учебных часов);
Календарно-тематический план;
Ресурсное обеспечение программы.
Пояснительная записка.
Учебный план 5-9 специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) предусматривает овладение знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Поэтому рабочая программа специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) максимально приближена к рабочей программе основного общего образования.
Нормативные документы.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Примерная программа основного общего образования по математике на базовом уровне, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Программа Алгебра 7 – 9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова, издательство «Просвещение», 2008г.
Долженков В. А., Тимошилова М. Ю, Фрундин В. Н. Решение текстовых задач – школа математического моделирования. Программа элективного курса для учащихся 9 классов основной школы и методические материалы. Учебно-методическое пособие для учителей математики. – Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2005
Образовательной программы МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области.
Выбор темы определяется рядом обстоятельств. Во-первых, объем и качество изучения приемов и методов решения текстовых задач в курсе основной школы явно недостаточны ни с точки зрения идейной (понимания обучающимися основных идей решения различных текстовых задач), ни с точки зрения технической (формирования необходимых умений и навыков). При этом следует учитывать, что текстовые задачи входят в КИМы ГИА и ЕГЭ по математике. Во-вторых, текстовые задачи как никакие другие наиболее полно формируют у обучающихся понимание сути математического моделирования, готовят их к использованию математических знаний в качестве инструмента познания, позволяют привить им навыки моделирования реальных процессов. В-третьих, что не раз отмечалось, именно в учебно-познавательной деятельности при решении текстовых задач реализуется развивающая функция обучения, так как при этом в большей степени обеспечивается развитие логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования. В-четвертых, фабула текстовых задач позволяет знакомить обучающихся с ситуациями, максимально приближенными к жизни, с заданиями, близкими к другим дисциплинам и направлениям человеческого познания. Все это приобретает особое значение в связи с необходимостью проводить среди обучающихся 9 классов работу по предпрофильной подготовке, дает возможность знакомить обучающихся с понятийным аппаратом смежных дисциплин. В-пятых, текстовые задачи, будучи сформулированные на «естественном» языке, вполне понятном для всех обучающихся, могут требовать для своего решения весьма серьезных интеллектуальных затрат, что дает возможность осуществлять дифференцированный подход в весьма широких пределах. А это значит, что обучающиеся, посещающие курс, смогут весьма реально представить уровень своих способностей и с большей объективностью выбрать свой дальнейший профиль обучения.
Учебники и учебные комплекты, на которые ориентирована рабочая программа.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, , К.И.Нешков, С.Б. Суворова под ред. С А Теляковского, М.: Просвещение, 2012.-271с.
2..О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев Математика. Справочник. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006:
Место рабочей программы в образовательном процессе; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Предметный курс «Решение текстовых задач-школа математического моделирования» рассчитан для обучающихся 9 классов в качестве реализации предпрофильной подготовки на 1 год при условии проведения 1 часа в две недели, общий объём курса-17,5часа.
Уровень изучения предметного курса– базовый.
Обоснование актуальности курса.
Можно говорить о том, что данный курс:
поддерживает изучение основного курса алгебры, направлен на систематизацию и углубление знаний по теме «Решение текстовых задач» как по типам задач, так и по методам их решения;
формирует общеучебные умения, а именно умения анализировать, обобщать схематизировать, классифицировать, синтезировать, видеть аналоги, работать с учебной и справочной литературой, альтернативными источниками информации, выполнять конспекты, работать индивидуально и в группах;
способствует развитию познавательного интереса и повышению учебной мотивации через включение обучающихся в различные виды деятельности (решение прикладных задач, выполнение задач творческого характера, конструирование и моделирование, поиск различной информации);
Это в конечном итоге должно положительно сказаться и на качестве изучения основного курса математики.
Задачи II ступени образования:
Задачами основного общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Основная идея курса (ведущая научная идея, лежащая в основе курса), общие цели.
Изучение математики на ступени основного общего образования в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений. Способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в начальной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
Главные цели и задачи изучения курса, его возможности, подходы, принципы, особенности относительно образовательного стандарта.
Цель курса состоит в формировании у обучающихся знаний об основных методах и идеях решения текстовых задач различных типов, в том числе задач практического и прикладного характера.
Задачи курса:
дать классификацию основных типов текстовых задач;
рассмотреть задачи повышенной сложности по типам, включенным в базовый курс алгебры основной школы, и систематизировать знания о способах и приемах их решения;
ввести новые типы задач и познакомить с основными методами и идеями их решения;
обеспечить овладение обучающимися приемами и методами формализации и математической постановки задач, алгоритмизации и планирования их решения;
показать прикладные возможности математики и ее роль в решении задач практического характера;
способствовать развитию творческих способностей у школьников, формированию у них самостоятельности в постановке и решении познавательных проблем, устойчивых мотивов к учению и осознанному выбору профиля дальнейшего обучения.
8).Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса ученик должен знать и понимать:
значение математики для решения задач прикладного и практического характера, широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию реальных процессов и явлений;
значение и роль математического моделирования при решении текстовых задач;
смысл основных понятий, относящихся к математическому моделированию;
классификацию основных типов математических задач по содержанию и способам решения;
основные методы и приемы решения текстовых задач различных типов;
уметь (владеть способами познавательной деятельности):
выполнять схематизацию по условию текстовых задач различных типов;
переводить условия различных задач на математический язык;
выбирать методы и приемы решения задачи в соответствии с ее типом;
решать текстовые задачи повышенного уровня сложности по типам, включенным в базовый курс алгебры основной школы, а так же задачи новых типов, не рассматриваемых в школьном курсе или рассматриваемых эпизодически;
пользоваться справочными материалами, осуществлять поиск статистической и справочной информации;
применять полученные знания в практической и повседневной жизни.
Основные формы учебных занятий – практические занятия, а так же лекции и семинары. Важное место занимают такие организационные формы, как совместная работа в группах, выступления с отчетами по итогам выполнения творческих заданий, с докладами, дополняющими лекционный материал, презентации результатов самостоятельного изучения некоторых вопросов курса.
Содержание курса
Задачи «на движение»(2ч).
Задачи на движение по прямой. Задачи на движение по окружности. Нестандартные задачи на движение (решаемые при помощи неравенств; на экстремальные случаи; с целочисленными значениями неизвестных; с альтернативными условиями; число неизвестных превышает число уравнений). Графический прием решения задач на движение. Старинные задачи на движение.
Задачи «на работу.(2ч).
Задачи на работу с двумя объектами. Задачи на работу с тремя объектами. Нестандартные задачи на работу (решаемые при помощи неравенств; на экстремальные случаи; с целочисленными значениями неизвестных; с альтернативными условиями; число неизвестных превышает число уравнений). Старинные задачи на работу.
Задачи «на проценты»(2ч).
Три типа задач на проценты. Задачи экономического содержания. Старинные задачи на проценты.
Задачи «на смеси и сплавы»(2ч).
Схематизация при решении задач. Задачи с химическим содержанием. Нестандартные задачи на сплавы и смеси (решаемые при помощи неравенств; на экстремальные случаи; с целочисленными значениями неизвестных; с альтернативными условиями; число неизвестных превышает число уравнений).
Задачи «на прогрессии»(1ч).
Задачи на арифметическую прогрессию. Задачи на геометрическую прогрессию. Задачи на применение характеристических свойств арифметической и геометрической прогрессии.
Математическое моделирование как основа решения текстовых задач(1,5ч).
Основы понятия математического моделирования. Этапы решения текстовых задач через призму этапов математического моделирования. Роль проверки в решении текстовых задач.
Календарно-тематическое планирование курса

п/п Наименование раздела, тема занятия Кол-во часов
Задачи «на движение» 2ч
1 Лекция: Задачи «на движение» 1
2 Практическое занятие: Задачи «на движение» 1
Задачи «на работу» 2ч
3 Лекция: Задачи «на работу» 1
4 Практическое занятие: Задачи «на работу» 1
Задачи « на проценты» 2ч
5 Лекция: Задачи на проценты 1
6 Практическое занятие: Задачи «на проценты» 1
Задачи «на сплавы и смеси» 2ч
7 Лекция: Задачи «на сплавы и смеси» 1
8 Практическое занятие: Задачи «на сплавы и смеси» 1
Задачи, решаемые при помощи неравенств 2ч
9 Лекция: Задачи, решаемые при помощи неравенств 1
10 Практическое занятие: Задачи, решаемые при помощи неравенств 1
Задачи на экстремальные случаи 2ч
11 Лекция: Задачи на экстремальные случаи 1
12 Практическое занятие: Задачи на экстремальные случаи 1
Задачи с целочисленными значениями неизвестных, с альтернативным условием, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы 2ч
13 Лекция: Задачи с целочисленными значениями неизвестных, с альтернативным условием, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы 1
14 Практическое занятие: Задачи с целочисленными значениями неизвестных, с альтернативным условием, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы 1
Задачи на прогрессии 1ч
15 Семинар: Задачи на прогрессии 1
Математическое моделирование как основа решений текстовых задач 1ч
16 Лекция: Математическое моделирование как основа решений текстовых задач 1,5
Подведение итогов по теме «Решение текстовых задач» 1ч
17 Семинар: Подведение итогов по теме «Решение текстовых задач» 1
Итого 17,5
Ресурсное обеспечение программы.
1.Долженков В. А., Тимошилова М. Ю, Фрундин В. Н. Решение текстовых задач – школа математического моделирования. Программа элективного курса для учащихся 9 классов основной школы и методические материалы. Учебно-методическое пособие для учителей математики. – Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2005
2. Ю.Н.Макарычев, Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение , 2012 г.
3. Л.А. Александрова Алгебра 9 класс: Тематические проверочные работы в новой форме. – М.: Мнемозина, 2012г;
4.О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев Математика. Справочник. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006:
5.Л.В. Кузнецова и др. Сборник заданий для проведения письменного  экзамена по алгебре  за курс средней школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012;
В.Г. Мантуленко, О.Г. Гетманенко Кроссворды для школьников. Математика. – Ярославль: «Академия развития», 2011;
В.С. Крамор Задачи с параметрами и методы их решения. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011;
С.А. Шестаков Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 класс – М.: АСТ: Астрель, 2012;
Ф.Ф. Лысенко  Предпрофильная подготовка итоговой аттестации / 2012. Ростов-на-Дону; издательство «Легион»;
Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М., Просвещение», 2013;
Сборники тестов ГИА – 2013.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ruНовые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/Открытый банк заданий: ГИА – 2013
Сайт ФИПИ