Методика использования песенного материала в учебно-воспитательном процессе по английскому языку


Методика использования песенного материала в учебно-воспитательном процессе по английскому языку
Музыкальное воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Музыкальное воспитание как грань эстетического воспитания предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости, способности понимать и глубоко переживать содержание искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал-в этом особенность ее содержания и особенность ее воздействия на человека.
Песня на уроке английского языка – это неотъемлемая часть процесса изучения данного предмета в школе. Помимо методической ценности, которая заключается в языковых особенностях песенного материала, песня имеет психолого-педагогические преимущества. Это средство релаксации и средство снижения психологической нагрузки, песню также можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке.
Песня является хорошим “инструментом” для обработки всех аспектов речи. Более того, песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, а также служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. Правильный же подбор песенного материала способствует успешному обучению фонетике, лексике, грамматике, аудированию, говорению и письменной речи.
Использование ПМ при обучении английскому языку основывается на некоторых лингвистических и стилистических особенностях песен. Текст песенного материала можно рассмотреть с точки зрения использования в нем историзмов, сокращений, пропуска отдельных гласных и согласных букв, протягивания согласных, рифмы, обратного порядка слов, а также эпитетов и повторов. Песня – это стихотворный текст, наложенный на соответствующую музыку, следовательно, для песенного материала будут характерны лингвостилистические особенности присущие тексту и стихотворению. В то же время наличие музыки накладывает свои дополнительные особенности, такие, как повторы и протягивание согласных и гласных. Данные языковые особенности имеют свои характерные черты, которые помогают лучше усвоить, понять и выучить изучаемый материал. Все эти языковые особенности являются характерными для песенных текстов. Они придают песням особую яркость и методическую ценность.
Изучение и анализ научно-методической литературы, практического опыта работы учителей, а также наш небольшой собственный опыт работы в школе позволяют утверждать, что методически оправданный отбор и использование песенного материала в учебно-воспитательном процессе на уроках и во внеклассной работе по ИЯ заметно способствуют успешному формированию у школьников всех компонентов межкультурной коммуникативной компетенции, развитию и совершенствованию слухо-произносительных, лексических, грамматических навыков, оказывают положительное воздействие на интеллект, эмоции и образно-художественную память, содействуют эстетическому воспитанию учащихся.
Как известно, песня задает ритм уроку и активизирует работу школьников, особенно, если ее применять как зарядку между двумя трудными этапами урока. В этом случае хорошим видом релаксации является песня, которая служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость.
Можно приводить бесконечное множество примеров использования песенного материала на уроке английского языка. Все они играют важную роль в процессе обучения иностранному языку. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества способен воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память, а также содействовать эстетическому воспитанию детей.