Практика использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Практика использования ИКТ
в учебно-воспитательном процессе

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности, предоставляет возможность творческого самовыражения, создаёт условия для целостного развития ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и, в целом, позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность школьника. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Заложить эти качества необходимо в начальной школе, поскольку именно начальная школа – это фундамент образования, и от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.


Как показывает практика, без новых информационных технологий невозможно представить современную школу.

Рассмотрим понятие ИКТ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Информатизация образования имеет несколько направлений:



Сегодня смело можно говорить о положительном опыте использования ИКТ в  некоторых областях различной деятельности школ.

ИКТ
средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы)
средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио)
средство обработки информации
средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы)
средство коммуникации (сайт, электронная почта)
Организация деятельности современного пресс-центра
Организация конкурсов: проектов, творческих работ с использованием ИКТ.
средство для создания информационно-методических материалов и документов.

ИКТ в учебно-воспитательном процессе:
Поиск информации (интернет-ресурсы, справочники);
Обработка информации (анализ успеваемости);
Наглядное представление информации (сайты, презентации, материалы для стендов с использованием цифровых фотоаппаратов, игровые программы);
Хранение информации (фотоальбомы в электронном виде, сборники творческих работ учащихся, видеоархив)
Обмен информацией (гостевая книга, электронная почта, сайты, телемосты, форумы)

Модели обучения с применением ИКТ и традиционные модели
обучения - оптимальное решение – модель, объединяющая в себе лучшие стороны этих подходов.

Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
При подготовке к уроку или воспитательному занятию с использованием ИКТ учителя не забывают, что это УРОК, а значит, и план урока составляют исходя из его целей.
При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.
При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Учителя используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет.
Используют информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др.
Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
Что помогает учителю и воспитателю в подготовке своего урока и занятия?
Электронные библиотеки
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные библиотеки.

Их много, вашему внимаю несколько из них, остальные распечатаны на листах.
Программы
Очень хорошо помогает учителю и воспитателю различные программы по обучению и воспитанию.
Например, в нашем школьном учреждении используются программы по коррекции речи.
Осуществление коррекционно – логопедической работы в нашей школе осуществляется с применением таких компьютерных технологий как:
Логопедический тренажёр «Дельфа 142.2.0»;
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»;
электронная версия Альбома – пособия «Произношение. Мир звуков»;
Логотерапевтический кабинет биологической обратной связи (далее БОС);
и дополнительные программы обучения чтению «Учимся читать» и «Баба-Яга учится читать».

Программы для начальной школы
Также в работе учителя и воспитателя используются, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM программы.

Сайты образовательных учреждений
В сети Интернет образовательные учреждения имеют свои официальные сайты. В них активно используются возможности образовательных информационных ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности образовательного учреждения, также трансляции опыта педагогической работы учителей и воспитателей.
Персональные сайты учителей и воспитателей.
Около 30 педагогов нашей школы-интернат имеют персональные сайты на образовательном портале «Социальная сеть работников образования ns.portal.ru»,
где они обмениваются опытом с коллегами, размещают свои разработки и получают

свидетельства о публикации
На сегодняшний день очень важно учителям и воспитателям участвовать в научно-практических конференциях
Наши учителя участвовали за 2012-2013 учебный год:
1. Всероссийская научно-практическая конференция «Внешкольная и внеурочная воспитательная работа как средство коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (Липецк, 9-12 октября 2012 г.) – зам.директора по УВР Галкина Л.А., педагог доп.образования Данилова М.П. (Сертификаты участника).
2. Международный образовательный форум «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании детей и молодежи: опыт России и Германии»(Ростов-на-Дону, 22-23 ноября 2012 г.) – зам.директора по НМР Жизнева Н.В., зам.директора по КР Козлова Е.В. (Сертификаты участника.)
3. Всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» (Владимир, 27-29 ноября 2012 г.) – зам.директора по УВР Багайскова О.Я., учитель информатики Ялтанцева В.В. (Сертификаты участника.)
4. Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании: сотворчество, сотрудничество, инструмент развития» (Архангельск, 24-27 апреля 2013 г.) учитель русского языка и литературы Неживенко Н.В.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и педагогов и детей.
(сертификаты)
Локальная сеть ОУ является основным звеном школьной информационной системы и позволяет совместно использовать общую информационную систему учреждения, обеспечивает доступ к общим информационным ресурсам школы, позволяет осуществлять оперативный обмен данными, устанавливает взаимосвязь между рабочими местами.
В результате мы имеем не только инструмент для хранения, обмена и пересылки электронных документов.
Через локальную сеть учителя на своем рабочем месте могут быстро обменяться информацией со своими коллегами, а администрация ОУ осуществлять контроль за деятельностью педагогов и эффективностью использования ПК в их работе.
Также через локальную сеть заполняются Индивидуальные карты психолого-педагогического развития обучающихся, воспитанников.
«Дневник.ру».
Внедрение комплекса программных средств, реализующих систему учёта успеваемости и посещаемости учеников школы (классный журнал, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) посредством использования в образовательном процессе ресурсов Единой информационной образовательной сети России «Дневник.ру».
Какие возможности предоставляются пользователям этой образовательной сети?
1. Информационная система «Дневник.ру» позволяет создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса и является современным и удобным инструментом взаимодействия учителей, родителей и учащихся.
2. Электронные дневники и журналы позволяют оперативно взаимодействовать управлению образования, педагогам, родителям, ученикам и администрации школы.
3. С помощью сервисов системы «Дневник.ру» пользователь, имеющий к нему доступ, может оперативно получить необходимую ему информацию, связанную с процессом обучения.

Мультимедийные презентации
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам и воспитательным занятиям в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
С использованием мультимедийных презентаций на уроках создаётся обстановка реального общения, учащиеся с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Презентацию также можно использовать и просто в виде фрагмента на любом этапе урока.
Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку.
Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Примеры.
Электронные тренажеры.
Для тренировки, корректировки орфографических, грамматических, вычислительных умений можно вводить презентации – тренажеры, в которых содержаться разноуровневые задания по изученным темам. Такой вид работы существенно снижает временные затраты на подготовку дидактического материала, позволяет учащимся несколько раз вернуться к заданию, работать в своём темпе, учит детей осуществлять контроль и взаимоконтроль. Вариантов заданий может быть очень много. (Примеры)

Сайты развивающих игр –онлайн.
В работе учителя и воспитателя помогают развивающие игры для детей онлайн. Они позволяют учителю и воспитателю развивать психические процессы, мыслительные операции при индивидуальной работе с детьми.
Солнышко. Играемся. Веселые уроки. Адалин. Теремок. Умные игры для умных детей, учителей, родителей.
Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся нашей школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.











Рисунок 1 Заголовок 1^ђ Заголовок 2Aђ Заголовок 315