Рабочая программа по черчению 8-9 классы ФК ГОС


Пояснительная записка
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников
самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нѐм те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Программа составлена на основе авторской программы. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009,

Программа содержит перечень объѐма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Программа рассчитана на 70 учебных часов (35 ч в 8 классе и 35 ч в 9 классе).
.В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Программа ставит целью:
научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
процессе обучения черчению ставятся задачи:
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; -ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; -обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; -развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Черчение и графика
Организация рабочего места для выполнения графических работ.Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.Чтение чертежей, схем, технологических карт.Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка.Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Современное производство и профессиональное образование
Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даѐт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретѐнных за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести еѐ целесообразно по следующему плану:
1.Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертѐжным шрифтом, нанесение размеров).
2.Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
Формы контроля
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.
8 классе Графических и практических работ – 11.
9 классе Графических и практических работ -11.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения раздела "Черчение и графика" ученик должен
Знать и понимать- технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.Уметь- выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для- выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Учащиеся должны знать:
-основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приѐмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
-учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
-рационально использовать чертежные инструменты; -анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; - анализировать графический состав изображений;
-читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.
Цели и задачи курса 8 класса:
Программа ставит целью:
-научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
-Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; -Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности
учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; -Обучить основным правилами приѐмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; -Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 35 часа, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами; простейшие геометрические построения; приемы построения сопряжений; основные сведения о шрифте; правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов; анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета; читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Учебно-тематический план. 8 класс
№ Тема урока Количество часов Количество
п/п контрольных,
графических,
практических работ
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). 1 Введение. Чертѐжные инструменты, материалы и принадлежности. 1 2 Правила оформления чертежей. 1 3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». 1 1
4 Шрифты чертѐжные. 1 5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. 1 6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». 1 1
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). 7 Проецирование общие сведения. 1 8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. 1 9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости 1 проекций. 10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. 1 11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. 1 12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». 1 1
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) 13 Построение аксонометрических проекций. 1 14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. 1 15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые 1 поверхности. 16 Технический рисунок. 1 4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов). 17 Анализ геометрической формы предмета. 1 18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. 1 19 Решение занимательных задач. 1 20 Проекции вершин, ребер и граней предмета. 1 1
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 21 Порядок построения изображений на чертежах. 1 22 Построение вырезов на геометрических телах. 1 23 Построение третьего вида по двум данным видам. 1 24 Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по1 1
двум данным». 25 Нанесение размеров с учѐтом формы предмета. 1 26 Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. 1 27 Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием1 1
геометрических построений, в том числе и сопряжений)» 28 Чертежи развѐрток поверхностей геометрических тел. 1 29 Порядок чтения чертежей деталей. 1 30 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». 1 1
31 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с1 1
преобразованием его формы». 5. Эскизы (4 часа). 1
32 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического 1 1
рисунка детали». 33 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением 1 1
элементов конструирования». 34 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». 1 1
35 Ре зерв1 Ито 35 11
го:
Календарно - тематическое планирование. 8 класс
№ Тема урока Колич Тип урока Оборудование Ключевые понятия Дата Корректиров
п/п ество проведения ка
часов 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). 1 Введение. Чертѐжные 1 Комбинирова Учебник, Рассмотрение и сравнение инструменты, нный тетрадь, графических изображений материалы и инструменты, (чертежей, эскизов, схем, принадлежности. чертежи технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. 2 Правила оформления 1 Комбинирова Учебник, Выполнение рамки и основной чертежей. нный тетрадь, надписи чертежа на листе формата инструменты, А4. вычерчивание линий чертежа с чертежи указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком 3 Графическая работа 1 Графическая Учебник, Выполнение чертежа на листе № 1по теме « Линии работа тетрадь, чертежной бумаги формата А4. чертежа». инструменты, провести линии, как показано начертежи рис. 24 4 Шрифты чертѐжные. 1 Комбинирова Карандаши, Выполнение на листе формата А4нный бумага алфавита. 5 Основные сведения о 1 Комбинирова Учебник, Выполнение чертежа «плоской » нанесении размеров. нный тетрадь, детали на листе формата А4 с Масштабы. инструменты, нанесение размеров и чертежи преобразованием масштаба. 6 Графическая работа 1 Графическая Учебник, Выполнение чертежа «плоской » № 2 по теме «Чертеж работа тетрадь, детали на листе формата А4 с
«плоской» детали». инструменты, нанесение размеров и чертежи преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям. 2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). 7 Проецирование общие 1 Комбинирова Учебник, Выполнение изображения предмета сведения. нный тетрадь, на одной плоскости по наглядномуинструменты, изображению (с указанием чертежи толщины) 8 Проецирование 1 Комбинирова Учебник, Выполнение чертежа предмета в предмета на две нный тетрадь, двух видах. взаимно инструменты, перпендикулярные чертежи плоскости. 9 Проецирование 1 Комбинирова Учебник, Выполнение чертежа в трех видах. предмета на три нный тетрадь, взаимно инструменты, перпендикулярные чертежи плоскости проекций. 10 Составление чертежей 1 Комбинирова Учебник, Выполнение чертежа и решение по разрозненным нный тетрадь, задач на составление чертежа изизображениям. инструменты, разрозненных видов. чертежи 11 Расположение видов 1 Комбинирова Учебник, Выполнение чертежа предмета в на чертеже. Местные нный тетрадь, необходимом кол-ве видов свиды. инструменты, использованием местного вида, чертежи расположенного в проекционной связи. 12 Практическая работа 1 Графическая Проволока, Изготовление по чертежу моделей № 3 по теме работа картон, из проволоки, бумаги, картона, «Моделирование по учебник, пластических и других материалов. чертежу». тетрадь 3.Аксонометрически е проекции. Технический рисунок. (4 часа) 13 Построение 1 Комбинирова Учебник, Построение осей фронтальной
аксонометрических нный тетрадь, диметрической и изометрических
проекций. инструменты, проекций на стр. 49 рис.61
чертежи 14 Косоугольная 1 Комбинирова Учебник, Построение изометрической
фронтальная нный тетрадь, проекции призмы на стр..63
диметрическая и инструменты, прямоугольная чертежи проекции. 15 Аксонометрические 1 Комбинирова Учебник, Построение изометрической
проекции предметов, нный тетрадь, проекции детали с цилиндрическим
имеющих круглые инструменты, отверстием.
поверхности. чертежи 16 Технический рисунок. 1 Практическая Детали, Выполнение технического рисунка
работа учебник, с натуры.
тетрадь, инструменты, чертежи
4. Чтение и выполнение чертежей (18 часов). 17 Анализ 1 Комбинирова Учебник, Рассмотрение изображений
геометрической нный тетрадь, геометрических тел по учебнику.
формы предмета. инструменты, Мысленное распределение
чертежи предметов на геометрические тела.
Определение графических операций
(последовательности построений)
при выполнении чертежа.
18 Чертежи и 1 Комбинирова Учебник, Чтение и выполнение чертежа
аксонометрические нный тетрадь, группы геометрических тел.
проекции инструменты, Построение развертки
геометрических тел. чертежи геометрического тела по выбору.
19 Решение 1 Комбинирова Учебник, Решение занимательных задач.
занимательных задач. нный тетрадь, инструменты, чертежи 20 Проекции вершин, 1 Графическая Учебник, Выполнение чертежа и
ребер и граней работа тетрадь, аксонометрической проекции

предмета. инструменты, предмета с выделением проекции Графическая работа чертежи точек, отрезков, граней, ребер, № 4 по теме вершин на листе формата А4. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 21 Порядок построения 1 Комбинирова Учебник, Выполнение чертежа детали в трех изображений на нный тетрадь, видах (фронтально) с выбором чертежах. инструменты, рациональной последовательности чертежи действий, из которых складывается процесс построения видов предмета. 22 Построение вырезов 1 Комбинирова Учебник, Выполнение чертежа на геометрических нный тетрадь, геометрического тела с удалением телах. инструменты, его части (с вырезом или со срезом) чертежи по разметке. 23 Построение третьего 1 Комбинирова Учебник, Выполнение чертежа детали в трех вида по двум данным нный тетрадь, видах по двум данным видам видам. инструменты, (спереди и сверху, спереди и слева,чертежи сверху и слева). 24 Графическая работа 1 Графическая Учебник, Построение третьего вида учебной № 5по теме работа тетрадь, модели детали по двум данным на«Построение третьей инструменты, листе формата А4. проекции по двум чертежи с. 91 данным». 25 Нанесение размеров с 1 Комбинирова Учебник, Нанесение размеров с учѐтом учѐтом формы нный тетрадь, формы предмета. предмета. инструменты, чертежи 26 Геометрические 1 Комбинирова Учебник, Упражнение по выполнению построения, нный тетрадь, сопряжений. Построение чертежа необходимые при инструменты, «плоской» детали с применением выполнении чертежи сопряжений. чертежей. 27 Графическая работа 1 Графическая Учебник, Выполнение чертежа «плоской» № 6 по теме «Чертеж работа тетрадь, детали с использованием детали (с инструменты, геометрических построений (в том использованием чертежи числе сопряжений) на листе геометрических формата А4. построений, в том с. 106 числе и сопряжений)» 28 Чертежи развѐрток 1 Комбинирова Учебник, Выполнение развѐрток поверхностей нный тетрадь, поверхностей геометрических тел. геометрических тел. инструменты, чертежи, бумага, клей 29 Порядок чтения 1 Комбинирова Задачи, Устное чтение чертежей. Решение чертежей деталей. нный учебник, занимательных задач (в том числе стетрадь, элементами конструирования). инструменты, чертежи 30 Практическая работа 1 Практическая Учебник, Устное чтение чертежей. Решение № 7 по теме «Устное работа тетрадь. занимательных задач с творческим чтение чертежей». содержанием (с элементами конструирования). 31 Графическая работа 1 Графическая Учебник, Выполнение чертежа предмета в № 8 по теме «Чертеж работа тетрадь, трех видах с преобразованием его предмета в трех видах инструменты, формы (путем удаления части с преобразованием его чертежи предмета). формы». 5. Эскизы (4 часа). 32 Графическая работа 1 Графическая Детали, Выполнение эскиза детали с натуры № 9 по теме работа учебник, или по наглядному изображению в«Выполнение эскиза и тетрадь, необходимом количестве видов и технического рисунка инструменты, технического рисунка той же детали». чертежи детали. 33 Графическая работа 1 Графическая Учебник, Выполнение эскизов детали в № 10 по теме работа тетрадь, необходимом количестве видов с «Эскизы деталей с инструменты, включением элементов включением чертежи конструирования (с элементов преобразованием формы предмета). конструирования». с. 122-124
34 Графическая работа 1 Контрольная Учебник, Выполнение чертежа предмета по № 11 по теме работа тетрадь, аксонометрической проекции или с «Выполнение чертежа инструменты, натуры в необходимом количестве предмета». чертежи видов (изображений). Обобщение с. 123-124 пройденного.
резерв 1 35 Всего 35часов Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
Список литературы (дополнительный)
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
Черчение. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.Д. Ботвинникова и др. / Сост. М.В. Цыганов, Ю.М. Цыганова – Волгоград: Учитель
– АСТ, 2004. -112 с.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Графические и контрольные работы учащихся.
Пособия к уроку (модели, таблицы)
Цели и задачи курса черчения 9 класса:
Программа ставит целью:
-Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
-Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; -Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности
учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; -Обучить основным правилами приѐмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; -Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Изучение курса черчения в 9 классе рассчитано на один час в неделю. Всего 35 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класса
Учащиеся должны знать:
-основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приѐмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
-учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
-рационально использовать чертежные инструменты; -анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; -анализировать графический состав изображений;
-читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; -выбирать необходимое число видов на чертежах;
-осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей; -применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. -выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой
Учебно-тематический план . 9 класс
№ Содержание Количество Количество
п/п часов контрольных,
графических,
практических работ
1 Повторение сведений о способах проецирования. 1 6. Сечения и разрезы 2 Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. 1 3-4 Правила выполнения сечений. 2 5 Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений». 1 1
6 Назначение разрезов. 1 7-8 Правила выполнения разрезов. 2 9 Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. 1 10 Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого1 1
разреза». 11 Графическая работа №14 по теме «Чертѐж детали с применением разреза». 1 1
7. Определение необходимого количества изображений. 12 Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и 1 упрощения на чертежах. 13 Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». 1 1
14 Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры». 1 1
8. Сборочные чертежи 15 Общие сведения о соединениях деталей. 1 16 Изображение и обозначение резьбы. 1 17-18 Чертежи болтовых и шпилечных соединений. 1 19 Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». 1 1
20 Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. 1 21 Общие сведения о сборочных чертежах изделий. 1 22 Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных1 чертежах. 23 Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей». 1 1
24 Понятие о деталировании. 1 25 Графическая работа №19 по теме «Деталирование». 1 1
26 Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами 1 1

конструирования». 9. Чтение строительных чертежей 1 27 Основные особенности строительных чертежей. 1 28 Условные изображения на строительных чертежах. 1 29 Порядок чтения строительных чертежей. 1 30 Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей». 1 1
31 Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу 1 1
сборочной единицы». 32 Разновидности графических изображений. 1 33 Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. 1 34 Повторение. 1 35 резерв 25 Итого: 35часа 11 работ
Календарно - тематическое планирование . 9 класс
№ Тема урока Колич Тип урока Оборудование Ключевые понятия Дата проведения Корректиров
п/п ество ка
часов 1 Повторение сведений 1 Комбиниро Учебные таблицы с «Прямоугольное о способах ванный задачами на проецирование» и проецирования. построение «Аксонометрические чертежа в трѐх проекции». видах по двум заданным. 6. Сечения и разрезы 2 Сведения о сечениях и 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Назначение сечений и правила разрезах. Назначение ванный инструменты, их выполнения. Виды сечений. таблицы, чертежи. сечений. 3-4 Правила выполнения 2 Практическ инструменты, Правила выполнения и сечений. ая работа учебник, тетрадь обозначения вынесенных сечений. 5 Графическая работа 1 Графическ Учебник, тетрадь, Графическая работа №12 по теме «Эскиз ая работа инструменты, (построение сечений). детали с выполнением таблицы, чертежи, Рис 177. сечений». ФА4 (клетка) 6 Назначение разрезов. 1 Комбиниро Тетрадь, Назначение разрезов. Отличие ванный инструменты, разрезов от сечений. Правила чертежи выполнения разрезов. 7-8 Правила выполнения 2 Комбиниро Учебник, тетрадь, Классификация разрезов. разрезов. ванный инструменты, Правила выполнения разрезов. таблицы, чертежи. 9 Соединение вида и 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Правила выполнения разрезов. разреза. Другие ванный инструменты, Соединение вида и разреза. сведения о разрезах и таблицы, чертежи. Другие сведения о разрезах и сечениях.
сечениях. 10 Графическая работа 1 Графическ ФА4 (клетка), Эскиз детали с выполнением №13 по теме «Эскиз ая работа инструменты, необходимого разреза детали с выполнением чертежи необходимого разреза». 11 Графическая работа 1 Графическ ФА4, инструменты, Повторение материала по №14 по теме «Чертѐж ая работа чертежи темам: «Простые разрезы» и детали с применением «Разрезы в аксонометрических разреза». проекциях». Чертѐж детали с применением разреза. 7. Определение необходимого количества изображений. 12 Выбор необходимого 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Выбор необходимого количества ванный инструменты, количества изображений и изображений и таблицы, чертежи. главного изображения. главного Условности и упрощения на изображения. чертежах. Условности и упрощения на чертежах. 13 Практическая работа 1 Практическ Учебник, тетрадь, Чтение чертежей. №15 по теме «Чтение ая работа инструменты. чертежей».
14 Графическая работа 1 Графическ Учебник, тетрадь, Эскиз с натуры. №16 по теме «Эскиз с ая работа инструменты, натуры». таблицы, чертежи, ФА4 (клетка). 8. Сборочные чертежи 15 Общие сведения о 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Соединения деталей. соединениях деталей. ванный инструменты, таблицы, чертежи. 16 Изображение и 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Резьба, еѐ обозначение. обозначение резьбы. ванный инструменты, таблицы, чертежи. 17- Чертежи болтовых и 2 Комбиниро Учебник, тетрадь, Болтовые и шпилечные 18 шпилечных ванный инструменты, соединения, их особенности соединений. таблицы, чертежи. выполнения. 19 Графическая работа 1 Графическ Учебник, тетрадь, Чертежи резьбового №17 по теме ая работа инструменты, ФА4, соединения. «Чертежи резьбового чертежи таблицы, соединения».
чертежи. 20 Чертежи шпоночных 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Шпоночные и штифтовые и штифтовых ванный инструменты, соединения, особенности соединений. таблицы, чертежи. выполнения шпоночных и штифтовых соединений. 21 Общие сведения о 1 Комбиниро Учебник, таблицы. Общие сведения о сборочных сборочных чертежах ванный Карточки – чертежах изделий. изделий. задания. 22 Порядок чтения 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Алгоритм чтения сборочных сборочных чертежей. ванный инструменты, чертежей. Условности и Условности и таблицы, чертежи. упрощения на сборочных упрощения на чертежах. сборочных чертежах. 23 Практическая работа 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Чтение сборочных чертежей. № 18 по теме «Чтение ванный инструменты, сборочных чертежей». таблицы, чертежи. 24 Понятие о 1 Комбиниро учебник, Деталирование. Процесс деталировании. ванный инструменты, деталирования. чертежи 25 Графическая работа 1 Графическ Учебник, тетрадь, Повторение сведений о №19 по теме ая работа инструменты, «Деталировании». «Деталирование». таблицы, чертежи. 26 Практическая работа 1 Практическ Учебник, тетрадь, Конструирование. Творческие № 20 по теме ая работа инструменты, задачи. «Решение творческих таблицы, чертежи. задач с элементами конструирования». 9. Чтение строительных чертежей 27 Основные 1 Комбиниро Тетрадь, Строительные чертежи. особенности ванный инструменты, Особенности выполнения строительных учебник. строительных чертежей. чертежей. 28 Условные 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Условные изображения на изображения на ванный инструменты, строительных чертежах. строительных таблицы, чертежи. чертежах. 29 Порядок чтения 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Порядок чтения строительных строительных ванный инструменты, чертежей. чертежей. таблицы, чертежи. 30 Практическая работа 1 Практическ Учебник, тетрадь, Чтение строительных №21 по теме «Чтение ая работа инструменты, чертежей. строительных таблицы, чертежи. чертежей». 31 Графическая работа 1 Графическ Учебник, тетрадь, Выполнение чертежа детали №22 по теме ая работа. инструменты, по чертежу сборочной «Выполнение чертежа Контрольн таблицы, чертежи. единицы детали по чертежу ая. сборочной единицы». 32 Разновидности 1 Комбиниро Наглядные Разновидности графических графических ванный изображения, изображений. изображений. инструменты, чертежи 33 Применение 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Применение компьютерных компьютерных ванный инструменты, технологий выполнение технологий таблицы, чертежи. графических работ. выполнение графических работ.
34 Повторение. 1 Комбиниро Учебник, тетрадь, Темы за 8 и 9 классы. ванный инструменты, 35 Резерв 1 таблицы, чертежи.
Всего: 35 часов
.Приложения к программе
№1 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даѐт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретѐнных за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести еѐ целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертѐжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твѐрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даѐт чѐткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещѐ недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даѐт правильный ответ в определѐнной логической последовательности; в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвѐрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил; б) ответ даѐт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведѐт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом; в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведѐт тетрадь; б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нѐм с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведѐт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведѐт тетрадь; б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
№2 Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
Тетрадь в клетку формата А4;
Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
Миллиметровая бумага;
Калька;
Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка 30 см.;
Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.Транспортир;
Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
Ластик для карандаша (мягкий);
Инструмент для заточки карандаша.