Рабочая программа по ИЗО 7-9 классы ФК ГОС


Пояснительная записка


Цели и задачи обучения
Цели курса:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи, решаемые в процессе обучения изобразительному искусству в школе:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной вархитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
8) развитие понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельностью, в основе которых лежит изучаемый предмет.
Место и роль предмета, учебного курса, информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство».
Согласно Учебному плану, календарному учебному графику МБОУ СОШ п.Ключ жизни на изучение предмета «Изобразительного искусство» в 7 классе отводится 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю (35 недель в год).
на изучение предмета «Изобразительного искусство» в 8 классе отводится 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю (35 недель в год), из них: 0,5 часа из федерального компонента, 0,5 часа из регионального компонента для организации изучения Краеведческого модуля.
в 9 классе отводится 17 часов в год, из расчета 0,5 часа в неделю (35 недель в год).
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процессаи преемственность этапов обучения.
Форма организации образовательной деятельности:
классно-урочная
Организация учебной деятельности построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Основные типы учебных занятий:
урок сообщения нового материала или урок ознакомления с новым материалом;
урок обобщения и систематизации знаний;
комбинированные уроки;
творческая деятельность обучающихся, выполнение творческих работ;
описание и анализ произведения живописи, графики, скульптуры;
Основным типом урока является комбинированныйТехнологии обучения:
•технология объяснительно-иллюстративное обучение;
•технология разноуровневого дифференцированного обучения;
•технология проблемного обучения;
•технология проектного обучения;
•личностно-ориентированные технологии обучения;
•игровые технологии;
•информационные технологии обучения.
Формирование ключевых компетенций
(коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно- ориентационной, рефлексивной): 
самостоятельность, способность к самообразованию;
умение планировать работу по выполнению задания;
умение анализировать, оценивать результаты работы;
коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе;
ответственность за принятое решение;
самопрезентация.
При выполнении творческой работы:
развитие пространственного воображения.
формирование информационной культуры.
развитие творческого мышления школьников
Формы контроля:
викторины, кроссворды, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ, тестирование
Виды контроля:
текущая аттестация, итоговая аттестация
Стандарт основного общего образования по искусству

Изобразительное искусство
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения, колорит, цвет и цветовой контраст, линейная и воздушная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, фактура, ритм, формат и композиция._______________ Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.Художественные материалы и возможности их использования.Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, "Мир искусства " и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина).Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Этьенн Морис Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский).Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, Клод Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Шарль Эдуард Ле Корбюзье).Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.Синтез искусств. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества._______________ Настоящий раздел совместно с разделом "Музыка в формировании духовной культуры личности" учебного предмета "Музыка" по решению образовательного учреждения может преподаваться в VIII-IX классах в рамках интегрированного учебного предмета "Искусство".Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.).
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", С.П.Урусевский "Летят журавли" и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А.Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник - творец - гражданин - выразитель ценностей эпохи.
Опыт художественно-творческой деятельности
Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание художественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, выдеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому - создание художественного образа.Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
Содержание рабочей программы 7 класс
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция.
Художественные объединения («Товарищество передвижников и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Ве-нецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е. Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И. Мухина, В.А.Фаворский).Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Ш.Э. ле Корбюзье).
Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Художественные материалы и возможности их использования.
Опыт художественно-творческой деятельности
Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений, работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
Содержание рабочей программы 8 класс
Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII - XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн).
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А. Рублев, Дионисий, В.В. Растрелли, Э.М. Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С. Рокотов, А.Г. Венецианов, И. Мартос, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин, С.Т. Коненков, В.И. Мухина, В.А. Фаворский).Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры.
Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А. дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф. ГОЙЯ, К. Моне, П. Сезанн, Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо, Ш.Э. леКорбюзье).
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Синтез искусств . Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и цвет материалов).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.
Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное.Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.
Опыт художественно-творческой деятельности
Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому - создание художественного образа.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
Содержание рабочей программы
Синтез искусств . Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.
Опыт художественно-творческой деятельности
Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому - создание художественного образа.
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М. Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", С.П. Урусевский "Летят журавли" и др.). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать и понимать:- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;- наиболее крупные художественные музеи России и мира;- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества.Уметь:- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- восприятия и оценки произведений искусства;- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Учебно-тематическое планирование курса 7-9
тема 7 8 9
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры
15 10 Опыт художественно-творческой деятельности
20 15 12
Синтез искусств 5
краеведческий модуль 10 35 35 17
Литература и средства обучения
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Питерских А. Е., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 7- 8 классов /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2016
Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.-сост. О.В. Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2014.
Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост.
О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2015.
«Искусство родного края» - дидактические материалы к программе курса «Художественное краеведение» Липецк: ЛИРО, 2008.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Таблицы
Презентации, DVD диски:
Учимся рисовать» ,2010, ООО «Полеты Навигатора;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2013;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2014
Интернет – ресурсы:

НазваниересурсаСсылкаКраткаяаннотация1 Наш удивительный мир
Виртуальная выставка детских рисунков
http://kidz-art.narod.ru/Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.
2 Дети в Интернете
Виртуальная галерея детского рисунка http://www.newart.ru/Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.
3 Звезды нового века
Галерея детского творчества
http://www.znv.ru/В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.
4 Галерея детского рисунка
http://www.rndavia.ru/gallery/Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).
5 Газета Искусство
http://art.1september.ru/index.php Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.
6 Искусство в школе
http://art-in-school.narod.ru/Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.
7 Искусство и образование
http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.
8 Изобразительное искусство в школе
http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.
Приложение к рабочей программе
по Изобразительному искусству
для 7 «В» класса МБОУ СОШ п.Ключ жизни
Календарно – тематическое планирование
на 2016/2017 учебный год
Примечание: Обязательный минимум содержания ФКГОС по изобразительному искусству выделен жирным шрифтом
Разделы и темы уроков Дата проведения урока по плану Фактическая дата проведения урока
Понимание красоты мира и человека
1. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира 2. Художественно-выразительные средства изобразительного искусства 3. Художественные материалы и возможности их использования 4. Опыт художественно-творческой деятельности. Использование языка графики 5. Художественный образ и художественно- выразительные средства скульптуры 6. Набросок фигуры человека с натуры 7. Красота и своеобразие живописи при изображении человека 8. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства Поэзия повседневности
9. Бытовой и исторический жанры изобразительного искусства. 10. Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства 11. Художественное объединение «Товарищество передвижников" 12. Сюжет и содержание в картине 13. Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве. 14. Жизнь моего района, моей улицы в прошлых веках (историческая тема в искусстве) 15-16. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) Великие темы жизни
17. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох 18- 19 Библейские темы в изобразительном искусстве 20. Тематическая картина в русском искусстве
ХIХ- ХХ столетий 21- 22. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве Реальность жизни и художественный образ
23. Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. 24. Искусство книги. Элементы книги 25.Художники книги (И.Я. Билибин, В.А. Фаворский и др.)26. Искусство иллюстрации. Слово и изображение 27.Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
28. Ведущие художественные музеи зарубежного искусства(Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.) 29. Формы полиграфической продукции. 30. Плакат как особый вид графики 31. Буква- строка- текст
Искусство шрифта 32. Плакат на заданную тему «С Днем Победы!»» 33. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала 34-35. Экскурсии в музеи города Ельца. Итоговая выставка работ Приложение к рабочей программе
по Изобразительному искусству
для 8 «В» класса МБОУ СОШ п.Ключ жизни
Календарно – тематическое планирование
на 2016/2017 учебный год
Примечание: Обязательный минимум содержания ФКГОС по изобразительному искусству выделен жирным шрифтом
Разделы и темы уроков Дата проведения урока по плану Фактическая дата проведения урока
дизайн и архитектура – конструктивные искусствав ряду пространственных искусств
1. Синтез искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества 2. Синтез искусств в архитектуре. Архитектура и её функции в жизни людей 3. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство) 4. Искусство композиции- основа дизайна и архитекутуры5. Связь архитектуры и дизайна в современной культуре 6. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода 7. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне 8. Многообразие форм дизайна художественный язык конструктивных искусств. в мире вещей и зданий
9. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность 10. Архитектура – композиционная организация пространства 11. Важнейшие архитектурные элементы здания 12. Единство художественного и функционального 13. Роль и значение материала и конструкции 14. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм 15. Цвет в архитектуре и дизайне город и человек.социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
16. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого г. Ельца и Елецкого района 17. Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры г.Ельца и Елецкого района 18. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды .Парки Липецка. 19. Дизайн – средство создания интерьера. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта 20. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. человек в зеркале дизайна и архитектуры
21. Мой дом – мой
образ жизни. Функционально-архитек-турная планировка дома 22. Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн интерьера АРХИТЕКТУРА РОССИИ
23. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. 24. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII - XX вв. 25. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн).
26. Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров архитектуры 27. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества 28. Синтез изобразительных искусств и архитектуры.
КРАЕВЕДЕНИЕ.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.
29. Народная одежда Липецкого края. Изготовление и использование. Различия между будничной и праздничной одеждой. Традиционный народный костюм. Особенности разнообразия народного костюма Липецкого края. Названия элементов традиционного поневного комплекса. Современная жизнь народного костюма.
30. Гончарный промысел. Глиняная посуда как составляющий контекст культуры. Технология изготовления глиняной посуды в древности. Современная керамика в Липецкой области. 31. Романовская игрушка. Романовская игрушка как уникальное явление в русском искусстве. Народные мастера. Возрождение, сохранение и продолжение традиций романовской игрушки. Декор романовской игрушки.
32. Традиционная вышивка Липецкого края. Из истории вышивки. Отличительные особенности липецкой вышивки. Тамбурный шов. Вышивка крестом. Вышивка гладью 33. Елецкое кружево. Из истории Елецкого кружева. Художницы и мастерицы. Приемы кружевоплетения. Орнаменты. Местные промыслы: «Липецкие узоры», «Лаковая миниатюра», «Иконопись».
34-35. Экскурсии в Музей ремесел г. Ельца, вЕлецкий Краеведческий музей. Итоговая выставка работ Приложение к рабочей программе
по Изобразительному искусству
для 9 « В»
МБОУ СОШ п. Ключ жизни
Календарно – тематическое планирование
на 2016/2017 учебный год
Примечание: Обязательный минимум содержания ФКГОС по изобразительному искусству выделен жирным шрифтом
№ п/п Разделы и темы уроков Кол-во часов Дата проведения урока по плану Фактическая
дата
проведения
урока
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
1 Роль изображения в синтетических искусствах.Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино 1 2 Правда и магия театра. Театральное искусство и художник 1 3
Безграничное пространство сцены. Сценография- особый вид художественного творчества. Опыт художественно-творческой деятельности
1 4
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска. 1 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий
5 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру 1 6 Фотография-расширение изобразительных возможностей. Фотография-искусство светописи 1 7 Всеобщность законов композиции
1 8 Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. Изображение в фотографии и живописи. 1 9 Человек на фотографии
Особенности художественной фотографии 1 10 События в кадре. Информативность и образность фотоизображения 1 11 Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.
1 Азбука экранного искусства
12 Кино-запечатленное движение.Изобразительный язык кино 1 13 Из истории кино. Сюжет и кино.Киножанры.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). 1 14 Документальный , игровой и анимационный фильмы 1 15 Мир и человек на телеэкране.Репортаж и интервью-основные телевизионные жанры 1 Художник-зритель-современность
16 Связи искусства с жизнью каждого человека. Природа художественного творчества.Искусство среди нас 1 17
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Современные проблемы пластических искусств
Синтетические искусства. Их виды и язык. Вечные истины искусства 2