Рабочая программа по ОБЖ ФК ГОС 7-9 классы


Рабочая программа по ОБЖ (7-9 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 класса разработана на основании следующих документов:
федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
примерная программа основного общего образования по ОБЖ.
программы общеобразовательных учреждений “Основы безопасности жизнедеятельности” комплексная программа 5 – 11 классы. Основная школа, средняя школа. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2009г.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные стандартом основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в 7 классе:
объеме 1 часа в неделю за счет компонента образовательного учреждения, 35 часов в год.
в 8классе
в объеме 1 часа в неделю за счет времени федерального компонента,35 часа в год.
в 9 классе
в объеме 1 часа в неделю за счет компонента образовательного учреждения, 35 часов в год.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 7,8,9 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2007-2015 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.Формы организации учебного процесса.
Формы учебных занятий: лекция, учебный практикум, проблемная дискуссия.
Методы: объяснительно-иллюстративный, деятельный подход, частично поисковый, проблемный, исследовательский.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Основные формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности.
Содержание учебного предмета
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пРаздел Количество часов Количество часов Количество часов
7 8 класс 9
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
3 11 4
Оказание первой медицинской помощи
8 12 10
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
24 12 21
35 35 35
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
Знать и понимать:- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов) (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427).Уметь:- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов) (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427);- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427);- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей) (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427).Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;- пользования бытовыми приборами и инструментами;- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Литература и средства обучения
ОБЖ: 7,8,9  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./ школьный учебник для 7,8 ,9класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение»,2007-2015 г.),Методика преподавания курса “Основы безопасности жизнедеятельности” в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя / И.К. Топоров.– М.: Просвещение2007г. /.
Плакаты по ПДД.
Набор плакатов: оказание первой медицинской помощи, гражданская оборона.
Стенды и развязки по ПДД.
http://fire.mchs.gov.ru/ - Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность»
http://www.culture.mchs.gov.ru/ - Культура безопасности жизнедеятельности
http://www.spas-extreme.ru/ - Портал детской безопасности «Спас-экстрим»
http://rb.mchs.gov.ru/ - Межведомственная информационная система по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий

календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 клсс№ урока Тема урока
Тема урока Кол-во часов на тему план факт
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
24 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 3 Различные природные явления и причины их возникновения 1 Общая характеристика природных явлений 1 Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера 1 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия 3 Землетрясения. Оползни и обвалы 1 Правила безопасного поведения населения при землетрясении 1 Вулканы, извержения вулканов. Расположение вулканов на Земле 1 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия 2 Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия 1 Смерчи, причины их возникновения, возможные последствия 1 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 5 Наводнения. Виды наводнений и их причины 1 Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения 1 Сели и их характеристика 1 Цунами и их характеристика 1 Снежные лавины 1 Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения, природные пожары 3 Лесные, степные и торфяные пожары и их характеристика
1 Эпидемии. Профилактика заболеваний 1 Эпизоотии и эпифитотии. Профилактика заболеваний. 1 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения 3 Защита населения от последствий землетрясений 1 Последствия извержения вулканов. Защита населения 1 Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения
1 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения 1 Защита населения от последствий ураганов и бурь 1 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения 3
Защита населения от последствий наводнений 1 Защита населения от последствий селевых потоков 1 Защита населения от цунами.
1
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения 1 Профилактика лесных, степных и торфяных пожаров, защита населения 1 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и
экстремизму в РФ 4 Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность 1 Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения 1 Терроризм и экстремизм их причины и последствия 1 Как действовать в опасных ситуациях, связанных с проявлением экстремизма и терроризма 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
3 Основы здорового образа жизни. Психологическая уравновешенность1 Стресс и его влияние на человека 1 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте 1 Оказание первой медицинской помощи 4 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях Общие правила оказания первой медицинской помощи 1 Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении 1 Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах 1 Общие правила транспортировки пострадавших. 1 Итоговое повторение 1 календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 8 классе
№ урока Тема урока Кол-во часов на тему Дата
план факт
1 ТБ на уроках ОБЖ.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. 1 2 Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения 1 3 Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. 1 4 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей. 1 5 Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. 1 6 Велосипедист-водитель транспортного средства. 1 7 Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. 1 8 Безопасный отдых у воды. 1 9 Оказание помощи терпящим бедствие на воде. 1 10 Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. 1 11 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. 1 12 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера 1 13 Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. 1 14 Обеспечение радиационной безопасности населения 1 15 Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия 1 16 Обеспечение химической защиты населения 1 17 Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. 1 18 Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. 1 19 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. 1 20 Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях 1 21 Оповещение о ЧС техногенного характера. 1 22 Эвакуация населения 1 23 Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. 1 24 Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. 1 25 Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. 1 26 Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. 1 27 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 1 28 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 1 29 Вредные привычки и их влияние на здоровье 1 30 Профилактика вредных привычек 1 31 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 1 32 Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие) 1 33 Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие) 1 34 Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие) 1 35 Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие) 1 календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 9 классе
№ урока Тема урока Кол-во часов на тему дата
план Дата
факт
Россия в мировом сообществе. 1 Национальные интересы России в современном мире. 1 Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. 1 Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. 1 Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. 1 Ч.С. природного характера, их причины и последствия. 1 Ч.С.техногенного характера их причина и последствия 1 Военные угрозы национальной безопасности России. 1 Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) 1 Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. 1 МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС 1 Мониторинг и прогнозирование ЧС. 1 Инженерная защита населения и территорий от ЧС 1 Оповещение населения о ЧС 1 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 1 Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. 1 Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления 1 Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом и экстремизмом. 1 Общегосударственное противодействие терроризму 1 Нормативно-правовая база противодействия наркотизмуОрганизационные основы противодействия терроризму в РФ 1 Организационные основы противодействия наркотизму в РФ 1 Правила поведения при угрозе террористического акта Профилактика наркомании. 1 Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность 1 Здоровый образ жизни и его составляющие. 1 Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России 1 Ранние половые связи и их последствия. 1 Инфекции, передаваемые половым путем. 1 Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе1 Брак и семья 1 Семья и здоровый образ жизни человека 1 Основы семейного права в Российской Федерации. 1 Первая медицинская помощь при массовых поражениях 1 Первая медицинская помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ 1 КРИТЕРИИ ОТМЕТОК
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1.     Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2.     Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3.     Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4.     Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.