Рабочая программа по курсу Основы правовой культуры 10-11 классы.ГОС


Приложение № 17
к Основной общеобразовательной программе – образовательной программесреднего общего образования(ГОС) (новая редакция) МБОУ СОШ № 21 «Кадетская школа» (утверждена приказом МБОУ СОШ № 21 «Кадетская школа» от 31.05.2014 г. № 265)
Рабочая программа
по курсу «Основы правовой культуры».
10-11 классы
Составитель программы:
Пузырева Л.Д.
Учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
I Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Основы правовой культуры» для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. -3-е издание. М.: ООО «ТИД «Русское слово» 2014.
Уровень изучения – базовый.
Учебно-методический комплект
- Е.А. Певцова "Основы правовой культуры" 10 класс в двух частях. М: - «Русское слово», 2006. Рекомендован Министерством образования РФ.
- Е.А. Певцова "Основы правовой культуры" 11 класс в двух частях. М: - «Русское слово», 2008. Рекомендован Министерством образования РФ.

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в 10 и 11 классах, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (по 1 часу в неделю в течение двух лет).
В настоящий момент фактически во все вузы при поступлении на юридические и экономические факультеты сдается вступительный экзамен по обществознанию, на котором от абитуриентов требуется объем знаний, значительно превышающий рамки обычной школьной программы. Это затрудняет подготовку к вступительным экзаменам для тех, кто желает получить экономическое и юридическое образование.
Правовая информация, представленная в содержании рабочей программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
«Право» как учебный предмет на базовом уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на базовом уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии рабочей образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства;
система и структура права;
правотворчество и правоприменение;
правоотношения;
правонарушения и юридическая ответственность;
право и личность;
основные правовые системы современности;
конституционное право;
гражданское право;
семейное право;
трудовое право;
административное право;
уголовное право;
экологическое право;
международное право;
правосудие;
юридическое образование.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право» как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Формы, методы, приемы проведения занятий различны:
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы обучающихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, лабораторные уроки, уроки - практикумы, уроки- исследования, уроки защиты проектов которые способствуют лучшему усвоению обучающимися курса обществознания , формированию познавательных, творческих и коммуникативных компетенций.
Формы и виды учебной деятельности, используемые для организации занятий основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса Репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых обеспечивает сохранение логики содержания и способствует развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечивает практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для применения их в практической деятельности. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий обучающихся (исполнительских, или ориентировочных). При организации работы в группе учитываются личностные характеристики обучающихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены: Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. обучающиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение проводится в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае обучающиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Беседа. При организации и проведении беседы на уроке учитель применяет способы установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими обучающимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса применяются следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания обучающимися проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
II. Содержание учебного курса
Введение
Раздел 1. Роль права в жизни человека и общества
Тема 1. Юриспруденция как важная область человеческих знаний.
Особенности и закономерности возникновения права. Принципы, аксиомы и презумпции права. Система регулирования общественных отношений.
Раздел 2. Теоретические основы права как системы
Тема 1 Система права.
Понятие системы права. Принципы классификации различных частей права. Различие между частным и публичным правом. Назначение частного и публичного права. Структура правовой нормы. Способы изложения норм права в правовых актах. Институты права. Краткая характеристика отраслей права.
Тема 2. Правотворчество и процесс формирования права
Понятие и виды правотворчества. Основные стадии законотворческого процесса.
Тема 3. Формы права
Понятие и виды источников права. Закон и подзаконные акты.
Тема 4. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
О вступлении в силу норм права. О прекращении юридической силы норм права. Систематизация нормативных правовых актов.
Тема 5. Реализация права.
Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности применения права.
Тема 6. Толкование права: задачи, особенности.
Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права.
Раздел 3. Правоотношения и правовая культура.
Тема 1. Правоотношения и их виды.
Правоотношения и их виды. Юридические факты и их классификация. Виды и структура правоотношений. Общественный порядок, правопорядок, законность: понятие, значение, взаимосвязь.
Тема 2. Правонарушения (Правомерное поведение и правонарушение. Правонарушение, его состав и признаки. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Тема 3. Юридическая ответственность
Функции, принципы и виды юридической ответственности. Некоторые основания освобождения от юридической ответственности.
Тема 4. Правосознание и правовая культура
Правовое сознание и его структура. Правовая идеология и психология. Правовая культура.
Тема 5. Правовые системы современности Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозная правовая семья. Социалистическая правовая семья.
Раздел 4. Государство и право)Тема 1. Понятие государства и его признаки.
Подходы к пониманию государства.
Тема 2. Теории происхождения государства.
Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, насилия. Признаки государства.
Тема 3. Сущность и функции государства.
Сущность и признаки государства. Функции государства.
Тема 4. Формы государства
Формы государства. Форма правления. Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды. Политический режим. Демократия и ее формы. Народовластие в РФ. Законодательство о референдуме в России. Система выборов в РФ. Антидемократические режимы: авторитарный и тоталитарный.
Форма государственного устройства: федерация, конфедерация и унитарное государство. Национально-государственное устройство России: исторический обзор. Национально-государственное устройство РФ на современном этапе. Проблемы федерации.
Работа с документами: Конституцией РФ, Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Решение правовых задач.
Взаимосвязь понятий «государство» и «право». Возникновение и сущность права. Основные признаки права. Функции права и его место в системе социальных норм.
Тема 5. Организация власти и управления в стране.
Органы государственной власти в РФ, общая характеристика, структура органов власти. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная власть в РФ. Правительство РФ. Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.
Решение правовых задач. Работа с текстами Конституции и федеральных законов, регулирующих деятельность органов государственной власти.
Тема 4. Местное самоуправление
Местное самоуправление. Структура, порядок формирования и функции местного самоуправления.
Тема 5. Правовое государство и гражданское общество
Правовое государство и гражданское общество. Отличительные признаки правового государства. Принцип разделения властей. Верховенство права и закона. Гарантии прав и свобод человека. Материальные, политические и юридические гарантии прав и свобод человека. Роль судебной власти в правовом государстве.
Тема 6. История и теория Конституции
Конституция — основной закон государства. Сущность и понятие конституции. Юридические свойства конституции. Конституционная реформа в РФ. Виды конституций. Конституции зарубежных государств.
Тема 7. Гражданство как правовая категория.
Гражданство РФ, порядок его получения.
Тема 8. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.
Основы правового статуса личности. Личные права и свободы граждан.
Политические права и свободы граждан. Социально-экономические права и свободы.
Обязанности граждан. Приоритет прав и свобод. Нарушения прав человека.
Тема 9. Избирательные системы и их виды. Принципы избирательной системы. Избирательный процесс. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.
Раздел 5. Правосудие и правоохранительные органы.
Тема 1. Защита прав человека в государстве.
Судебная система. Конституционный суд РФ. Суды высшей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды.
Тема 2. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Особенности деятельности других правоохранительных органов.
11 класс
Раздел 1. Основы гражданского права
Тема 1. Субъекты гражданских правоотношений
Предмет гражданского права. Гражданское законодательство. Понятие, виды, содержание и особенности гражданских правоотношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Юридические гарантии имущественных прав граждан. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав через представителя. Защита гражданских прав.
Тема 2. Право собственности Собственность и право собственности. Основания для возникновения и прекращения права собственности. Субъекты права собственности, защита права собственности. Пределы вмешательства государства в экономические отношения.
Тема 3. Договор в гражданском праве
Сделки и их виды: односторонние, двусторонние и многосторонние. Понятие договора в гражданском праве. Виды договоров (купля-продажа, аренда, залог и т.д.). Содержание и порядок заключения договора. Договоры и обязательства, обеспечение исполнения обязательств. Наследование по закону и завещанию.
Практикум по составлению договоров. Решение задач. Работа с текстом ГК РФ.
Тема 4. Предпринимательство и предпринимательское право.
Организационно - типововые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты прав предпринимательской деятельности и прав предпринимателей.
Тема. 5. Права потребителей. Наследственное право. Потребитель и его права. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследования по закону.
Раздел 2. Основы семейного права
Тема 1. Брак и семья
Понятие семейного права. Семейные отношения: понятие и виды. Брак, порядок его регистрации. Условия вступления в брак. Недействительность брака. Прекращение брака, правовые последствия прекращения брака.
Тема 2. Личные и имущественные права и обязанности Имущественные права и обязанности супругов. Личная и совместная собственность супругов. Личные права родителей и детей. Обязанности и взаимная ответственность родителей и детей.
Тема 3. Усыновление и опека (Понятие, условия и порядок усыновления. Опека и попечительство, права и обязанности опекунов. Решение задач по теме, работа с текстом Семейного кодекса РФ.
Раздел 3. Жилищное право.
Тема 1. Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье.
Раздел 4. Трудовое право.
Тема 1. Трудовое право в жизни людей Предмет, задачи, принципы и источники трудового права. Граждане как субъекты гражданского права. Работодатели: права и обязанности. Трудовые коллективы и их полномочия. Коллективные договоры, понятие и содержание.
Тема 2. Трудовой договор Трудовые договоры и контракты. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина: обязанности работников и администрации, вопросы увольнения работников. Трудовые споры, порядок рассмотрения. Заработная плата: понятие и тарифы. Составление трудового договора и решение задач. Работа с текстом Трудового кодекса РФ. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Раздел 5. Основы административного права Понятие административного права. Роль, значение и предмет административного права. Механизм административно-правового регулирования общественных отношений.
Понятие, содержание и виды административно-правовых отношений. Административное правонарушение: понятие, виды и состав. Административная ответственность: понятие и виды административных взысканий. Решение задач, работа с текстом Кодекса РФ об административных правонарушениях
Раздел 6. Основы уголовного права Понятие, задачи и принципы уголовного права. Понятие уголовного законодательства, его черты и значение.
Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления. Понятие и цели уголовного наказания: Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Решение правовых задач. Работа с текстом Уголовного кодекса РФ.
Раздел 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни.
Тема 1. Пенсионная система и страхование.
Отдельные виды пенсий и социальной помощи. Правовое регулирование денежного обращения. Особенности денежного обращения в РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Тема 2. Экологическое право. Экологические права граждан РФ. Экологические правонарушения и юридическая ответственность.
Тема 3. Правовое регулирование в отношений в области образования.
Государственная политика РФ в области образования. Виды общеобразовательных учреждений. Дополнительное образование. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений.
Тема 4. Профессиональное юридическое образование. Юридические профессии : судьи и адвокаты. Прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.
Раздел 8. Международное право.
Тема. 1. Международное право как основа взаимоотношений государств. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права.
Тема 2. Международная защита прав человека. ООН и защита прав человека. Развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международное гуманитарное право и права человека. Правовое регулирование поведения участников международных вооруженных конфликтов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
III. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь
характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг, объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений
(избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом, различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,
приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Выпускник школы должен достичь определенного уровня базовых социальных компетентностей:
- в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);
- в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
- в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);
-в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).
в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов).
Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Базовое обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на базовом уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.
Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
IV. Тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Элементы содержания урока Требования к уровню подготовки Вид и форма контроля Методические приемы
Введение. Инструктаж по охране труда в кабинете. 1 Предмет изучения элективного курса, его структура. Знакомство с литературой по курсу. Методические указания по написанию эссе по праву. Входной контроль-тест за курс 8-9 класса эвристический
Юриспруденция как важная область человеческих знаний 1 Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теория происхождения права. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на
поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права таблица «Теории происхождения государства» поисковый
Особенности и закономерности возникновения права. 1 Закономерности возникновения права. Исторические
особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев
и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права Взаимный контроль эвристический
Принципы, аксиомы и презумпции права. 1 Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. опрос эвристический
Практическая работа по теме: "Роль права в жизни человека и общества". 1 Роль права в жизни человека и общества. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. семинар проблемный
Правотворчество и процесс формирования права. 1 Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. тест поисковый
Практическая работа: "Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц". 1 Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий.
Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Практическая работа проблемный
Правовой обычай. Прецедент. Договор. 1 Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Понятийный диктант поисковый
Реализация права. 1 Представление о реализации нормы права: понятие «реализации норм права»; формы реализации норма права; применение права; основные стадии правоприменительной деятельности; акты применения права. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. тест проблемный
Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. 1 Применение права по АНАЛОГИИ. Понятие пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права. институт аналогии в правоприменительной практике
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Беседа наглядный, эвристический
Практическая работа: "Теоретические основы права как системы". 1 Структуры правовой системы. Отрасли права. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Формы права. Нормативный правовой акт. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Коллизии права. Толкование права: задачи и особенности. Способы и виды толкования права. Акты толкования права.  Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Проверочная работа поисковый
Правоотношения и их виды. Практикум. 1 Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. /
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. таблица поисковый
Поведение людей в мире права. 1 Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. признаки правомерного поведения. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. опрос эвристический
Практическая работа:"Поведение людей в мире права". 1 Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. признаки правомерного поведения. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. беседа эвристический
Практическая работа:"Функции, принципы и виды юридической ответственности". 1  Уголовная ответственность и ее отличие от юридической ответственности. Причины наступления ответственности. Уголовная ответственность и наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Самостоятельная работа поисковый
Правосознание и правовая культура 1 Правовая культура и её функцииПравовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему.Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активностиПричины правового нигилизмаСубъективистский  подход Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. диспут Эвристический, проблемный
Правовые системы современности 1 Понятие правовой систем. Романо-германская правовая семья. Англо-американская правовая семья. Мусульманская правовая система Социалистическая правовая система. Правовая система России
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Ответы на вопросы проблемный
Защита исследовательских работ: "Противоправные поступки в городе и селе". 1 Противоправные поступки в городе и селе Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Исследовательский проект проектный
Семинар:"Правовая культура личности". 1 Правовая культура часть культуры общества. Законодательство ;Правосознание ;Правоотношения ;Режим законности; Сложившийся правопорядок. Функции правовой культуры. Правовая культура населения. Характер правого общения власти и населения Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Устные ответы проектный
Обобщающее повторение по теме. 1 Материал раздела «Правовая культура» Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. зачет Проблемный, эвристический
Теории происхождения государства. 1 Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Самостоятельная работа проблемный
Конституция как нормативный акт. Конституция Российской Федерации - основной закон страны. 1 Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Работа с документом исследовательский
Лабораторная работа:"Структура Конституции Российской Федерации". 1 Структура Конституции Российской Федерации. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации./
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Работа с документом исследовательский
Практическая работа:"Организация власти и управления в стране". 1 Органы власти и управления. Признаки механизма государства. Принципы формирования демократического государства. Признаки органа государства. Глава государства. Полномочия президента РФ. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. беседа эвристический
Семинар:"Проблемы формирования правового государства в России". 1 Проблемы мирного урегулирования после окончания войны. Формирование системы военной психологии в России. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе. Меры демографической политики России в области улучшения жилищных условийУметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. опрос Проблемный, эвристический
Практическая работа по теме:"Правовой статус человека в демократическом правовом государстве". 1 Правовой статус человека в демократическом правовом государстве Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. схема поисковый
Правовая игра:"Человек. Государство. Закон". 1 Уровень правовой культуры,
профилактика правонарушений среди учащихся.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. практикум Проблемный, эвристический
Обобщающее повторение по теме:"Государтво и право" 1 Материал раздела «Государство и право» Сознавать учебную задачу
Понимать информацию
( правильно читать вопрос, задание!)
Понимать информацию в разных формах и уметь переводить её в словесную форму. Приводить аргументы под понятие
Доказывать верность/ неверность утверждения
зачет Наглядно-иллюстративный, проблемный
Защита прав человека в государстве. 1 Виды нарушений прав человека.
Нарушение прав человека: уроки истории.
Факты нарушений прав человека в современном  мире. Защита прав человека в России.
Международная защита прав человека.
 
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. опрос эвристический
Практическая работа:"Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции". 1 Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Доказательства. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Проверочная работа практический
Правоохранительные органы Российской Федерации. 1 Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. таблица Эвристический, частично-поисковый
Практическая работа:"Деятельность полиции по охране конституционных прав и свобод граждан Российской федерации.". 1 Система органов внутренних дел. Прокуратура Российской Федерации и ее деятельность. Особенности деятельности других правоохранительных органов. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. таблица Эвристический, частично-поисковый
Практическая работа:"Федеральная служба безопасности Российской Федерации: задачи, система органов, основные направления деятельности и полномочия". 1 Система Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Деятельность органов ФСБ. Контрразведывательная деятельность. Обязательства органов ФСБ. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Самостоятельная работа поисковый
Итоговое повторение и обобщение по курсу "Основы правовой культуры". 1 материал курса «Основы правовой культуры» Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. тест Ролевая игра «В статусе адвоката» 1 Материал раздела Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. семинар Освоение социальной роли
11 класс
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания урока Требования к уровню подготовки Вид и форма контроля Методические приемы
1 Введение. Инструктаж по охране труда в кабинете. 1 Вводный Программа курса, формы учебных занятий, основные виды учебной деятельности.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. беседа эвристический
2 Гражданское право как отрасль российского права. 1 комбинированный Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. схема поисковый
3 Практическая работа по теме: "Сделки и представительство". 1 Урок-практикум Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Условия недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Практическая работа Проблемный, исследовательский
4 Практическая работа: "Анализ договоров подряда, купли-продажи, оказания услуг и аренды"". 1 Урок-практикум Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Практическая работа Проблемный, исследовательский
5 Практическая работа: "Провести исследование по проблемам современного предпринимательства". 1 Урок-исследование Предпринимательство и предпринимательское право. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Практическая работа Проблемный, исследовательский
6 Правовые средства государственного регулирования экономики. 1 Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. таблица поисковый
7 Практическая работа: "Разработка программы развития экономики в г. Нижний Тагил"
1 Урок-практикум Антикризисная программа. Модернизация экономики. Ресурсы. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Практическая работа проектный
8 Деловая игра: "Как защитить права предпринимателя?". 1 Деловая игра Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. беседа проблемный
9 Практическая работа: "Анализ информации, публикуемой в СМИ о правах потребителя. Составление памятки потребителя". 1 Урок-практикум Информация, публикуемая в СМИ о правах потребителя. Памятка потребителя. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Самостоятельная работа
Написание творческой работы
10 Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. 1 комбинированный Понятие семьи, ее роль в обществе. Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Работа с документом Поисковый, работа с источниками
11 Практическая работа: "Исследование на тему "Родители и дети" (актуальные проблемы)". 1 Урок-практикум Понятие семьи, ее роль в обществе. Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Социологическое исследование Работа с источниками социальной информации
12 Практическая работа: "Разработка кодекса о детях (основные положения)". 1 Урок-практикум Кодекс «О детях», основные положения и разделы. Его применение. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Самостоятельная работа Написание творческой работы
13 Жилищные правоотношения в Российской Федерации. 1 комбинированный Жилищные правоотношения: понятие, особенности и видыОбъекты жилищных правоотношенийСубъекты жилищных правоотношений. Основания возникновения жилищных прав и обязанностейСодержание жилищных правоотношенийКомпетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. практикум Критическое осмысление информации
14 Дискуссия на тему: "Моя собственная квартира: плюсы и минусы.".1 Урок-дискуссия Плюсы проживания в квартире. Минусы проживания в квартире Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. беседа Освоение типичных социальных ролей
15 Деловая игра: "Трудовые споры в Комиссии по трудовым спорам". 1 комбинированный Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права.. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Работа с документом эвристический
16 Рабочее время и время отдыха по правилам трудового законодательства. 1 комбинированный Коллективный договор. Трудовое соглашение. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. опрос эвристический
17 Правовое урегулирование труда несовершеннолетних. 1 комбинированный Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. семинар Аргументированная защита собственной позиции
18 Практическая работа: "Исследование по вопросу о нарушении норм трудового права по опросу знакомых". 1 комбинированный Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Самостоятельная работа практический
19 Обобщение по теме: "Взаимодействие гражданского, трудового и семейного права в регулировании отдельных проблем". 1 Повторительно-обобщающий Материал раздела:"Взаимодействие гражданского, трудового и семейного права в регулировании отдельных проблем".
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Проверочная работа Решение познавательных и практических задач
20 Деловая игра: "Как разрешить административный спор?". 1 комбинированный Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. беседа эвристический
21 Практическая работа: "Анализ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам". 1 Урок-исследование Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. таблица Практический
Работа с источниками социальной информации
22 Дискуссия на тему: "Должен ли закон разрешать иметь оружие каждому гражданину для самообороны или нет?". 1 комбинированный Общество не готово к свободной продаже оружия, так как это породит насилие; Объективная необходимость разрешить продажу боевых пистолетов назрела давно Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Работа в группах Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению
23 Уголовная ответственность несовершеннолетних. 1 комбинированный Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Проверочная работа Работа с источниками социальной информации
24 Практическая работа: "Разработка программы борьбы с преступностью в детском и юношеском возрасте.".1 Урок-практикум Программа борьбы с преступностью в детском и юношеском возрасте. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Практическая работа Написание творческой работы
25 Дискуссия на тему: "Противоречат ли нормы ювенальной юстиции с 26российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой". 1 Урок-практикум Противоречие норм ювенальной юстиции с российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Устные ответы Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению
26 Практическая работа: "Разработка кодекса об охране окружающей среды (обязательный для исполнения учениками школы)". 1 Урок-практикум Кодекс об охране окружающей среды. Основные положения. Актуальность кодекса. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Самостоятельная работа Написание творческой работы
27 Практическая работа: "Анализ Устава школы. Составление вопросов по Уставу школы одноклассникам". 1 Урок-практикум Устав школы как локальный документ. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Самостоятельная работа Работа с источниками
28 Практическая работа: "Результаты исследования на тему "Современный студент: его проблемы и успехи". 1 Урок-практикум Студент современной России
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Социологической исследование
Эссе Критическое осмысление актуальной социальной информации
Написание творческой работы
29 Особенности профессиональной юридической деятельности. 1 Урок-практикум Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Работа с документом Поисковый, проблемный
30 Практическая работа: "Анализ закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"" 1 Урок-практикум Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Практическая работа Работа с документом
31 Дискуссия на тему: "Цель оправдывает средства: так ли это?". 1 комбинированный Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. эссе Написание творческой работы
32 Обобщение по теме: "Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни" 1 Повторительно-обобщающий Материал раздела : "Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни" Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Проверочная работа практический
33 Итоговое повторение и обобщение по курсу "Основы правовой культуры". 1 Повторительно-обобщающий Материал курса «Основы правовой культуры» Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Тест 34 Ролевая игра: "В статусе адвоката ...". 1 Урок-игра Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Устные ответы Освоение социальной роли
V. Система оценки достижений.V. Система оценки достижений
Система оценивания включает систему контролирующих материалов качества ЗУН, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и промежуточном этапах изучения предмета в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 21 «Кадетская школа». . Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений, а также порядок, формы и периодичность текущего контроля и промежуточной учащихся.
Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах.
Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень сформированности навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения учащегося в учебной деятельности.
Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с общеобразовательной программой.
Итоговый контроль - оценочная процедура, проводимая в форме контрольных работ или в иной форме контроля по отдельным предметам в конце учебного года с целью определения соответствие уровня образовательной подготовки учащихся требованиям стандарта и динамики образовательных достижений учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся - это установление уровня достижения
результатов освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательной программой.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в виде оценки его работы педагогическим работником с целью контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных общеобразовательной программой и возможного совершенствования образовательного процесса.
Виды и формы контроля
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Работа по карточкам
Понятийный диктант
Практическая работа
Самостоятельные работы
Тестовый контроль
Составление таблицы
По качеству работы на семинаре
Проверка домашней работы
Опрос по вопросам лекции
Защита мини-проектов
Защита материалов исследования
Защита докладов, рефератов, сообщений
Экспресс-опрос
Защита лабораторных исследований
Оценка планов тезисов
Информационно-аналитические сообщения
Вопросы групповой работы
Контроль уровня осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ЕГЭ; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; написание эссе, составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.
Текущий контроль успеваемости проводится: поурочно, по темам; по учебным четвертям, полугодиям в формах, заявленных в рабочих программах учебных предметов (курсов).
Фиксация результатов текущего контроля во 5-9 классах осуществляется по учебным предметам и курсам по пятибалльной системе.
Отметка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что обучающийся:
логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объёму и глубине их раскрытия в учебнике;
правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
верно в соответствии с вопросом характеризует на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических наук;
показал умение формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что обучающийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Отметка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем в процессе уточнения ответа самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умения.
Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нём не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.
Отметка «2»наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно.
Результаты текущего контроля во 10-11 классах фиксируются в классных журналах в соответствии с датой проведения контроля. Отметка, полученная за устный ответ, выставляется в классный журнал и дневник учащегося до конца учебного занятия, за выполненную письменную работу к следующему уроку.
По просьбе учащегося в течение 7 дней допускается пересдача работы, оцененной педагогом отметкой «2». При пересдаче работы полученная вновь отметка выставляется в журнал в клетку рядом с клеткой ранее выставленной неудовлетворительной отметки.
Отметка учащихся за четверть (полугодие) выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости: 10-11 классах - по четвертям. Отметки за четверть и полугодие выставляются как среднее арифметическое текущих отметок, которых должно быть не менее трех, с обязательным учетом качества знаний учащихся по контрольным, лабораторным и практическим работам.

Формы, периодичность и порядок
проведения промежуточной аттестации
Сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком.
Фиксация результатов промежуточной аттестации во 10-11 классах по учебным предметам и курсам осуществляется по пятибалльной системе.
Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года и представляет собой среднее арифметическое отметок за каждую четверть и результата годовой контрольной работы (или итогового контроля в иной форме по отдельным предметам), ставится целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета Организации.
VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания Имеется в наличии
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень) Д 100% в цифровом формате
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению Д 100% в цифровом формате
Авторские рабочие программы по курсам обществоведению Д Учебник для 10 класса (базовый) К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ. 100%
Учебник для 11 класса (базовый) К 100%
Дидактические материалы по всем курсам ПСборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам. 100%
Хрестоматия для 10 класса Ф 100%
Хрестоматия для 11 класса Ф 100%
Сборник заданий и задач для 10 класса Ф 100%
Сборник заданий и задач для 11 класса Ф 100%
Книги для чтения по курсу обществоведения для 10-11 класса П100%
Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература. П100%
Учебный словарь по обществознанию для основной школы. П100%
Учебный словарь по обществознанию для старшей школы. П100%
Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).П100%
Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание основных проблем и тем курса) Д
100%
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) Д 100%
2 Печатные пособия Таблицы по основным разделам курса Д 100% в цифровом формате
Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов) Д 100% в цифровом формате
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов Д 100% в цифровом формате
Комплект «Государственные символы Российской Федерации» Д 3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения Планируется Электронные библиотеки по курсу обществоведения Планируется Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения) Планируется 4. Экранно-звуковые пособия Видеофильмы по обществоведению Д 100%
Слайд-фильмы по тематике курсов обществоведения. Д 100%
5. Технические средства обучения (ТСО) Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц Планируется Экспозиционный экран Д 100%
Аудио-центр. Д
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей. 100%
Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. Д
Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных.100%
Сканер Д 100%
Принтер лазерный Д 100%
Копировальный аппарат Д 100%
Мультимедийный проектор Д 100%
Средства телекоммуникации Д Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, Интернет 100%
6. Учебно-практическое оборудование Ящики для хранения таблиц 100%
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) 1 шт. 100%
VII. Список литературы
Литература для учащихся:
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2006.
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2005 год.
Литература для учителя:
1.Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив)..2.Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
3 Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
4 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
5.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
7. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Список дополнительной литературы:
1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993
2.Никитин А.Ф.Конституционное право
3Никитин А.Ф.Уголовное право
4 Никитин А.Ф. Налоги
5 Никитин А.Ф Права человека
6 Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»
7. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с.