Диагностика по методу Беспалько на уроках познания мира в начальной школе

Диагностика по методу Беспалько
на уроках познания мира в начальной школе.

Н.Н. Кузина
учитель начальных классов
СОШ №81 г Караганда
Черныш Н.П.
учитель начальных классов
СОШ №81 г Караганда


В выдвинутой Президентом страны Н.А.Назарбаевым Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставлены новые цели и задачи в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.
Формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. «Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».
В начальной школе функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством предмета «Познание мира». Основной целью обучения «Познания мира» наряду с формированием у учащихся системы знаний об окружающем мире, представлений о взаимосвязях природы и человека, является развитие критического мышления школьников.
Модернизация казахстанской системы образования требует применения нетрадиционных методов и форм организации обучения. Мой опыт показал, что ИКТ и нетрадиционные формы проведения уроков (урок-презентация, урок – путешествие, урок- экскурсия, урок-защита проектов) поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения, развивают функциональную грамотность обучающихся, повышает качество знаний.
Цель моей статьи – показать необходимость использования не только нетрадиционных форм обучения, но и форм контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, направленных на формирование их функциональной грамотности.
Для оценки уровня развивающего процесса обучения на уроках познания мира в течение двух лет мною проводятся контрольные срезы по методу В.Беспалько.
Прочность знаний учащихся определяется уровнем применения их в нестандартной ситуации. Чем выше способность школьника применить полученное знание при выполнении заданий творческого характера, тем прочнее само знание.
Контрольные срезы по методу В.Беспалько позволяют оценить развитие у младших школьников умений выполнять репродуктивные и продуктивные действия.
Репродуктивные действия –
1 уровень – ученический.
2 уровень – алгоритмический.
Продуктивные действия –
3 уровень – осмысленное применение умений в нестандартных ситуациях, самостоятельный поиск решений на основе перестройки или синтеза ранее освоенных умений.
4 уровень – продуктивные действия творческого типа, в результате которых создается объективно новая ориентировочная основа деятельности, а также оригинальные способы решения задач в нестандартной ситуации с привлечением ранее изучаемого материала и дополнительных источников.


По коэффициенту (К) усвоения учебного материала можно судить о завершенности процесса обучения. Качество знаний и интеллектуальных умений оценивается по методу Беспалько на уровне:
К
· 0,9 – это 5 баллов
К
· 0,7 – 0,9 – это 4 балла
К
· 0,7 – это 3 балла.
Диагностика качества знаний по методу Беспалько по познанию мира проводится два раза в год (по окончании первого и второго полугодия).
Мониторинг показал, что в 2012-2013 году умения по уровням распределялись следующим образом:
Качество %
Уровни


Ученический
Алгоритмический
Эвристический
Творческий

2 «А» класс
(1 полугодие)
80
70
55
15

2 «А» класс
(2 полугодие)
80
73
60
20

Итого за год
80
72
58
18


Анализ качества знаний свидетельствует, что 80 % учащихся выполняют задания на репродуктивном уровне, то есть без ошибок могут назвать растения и животные. 70 % учащихся умеют выделить составные части целого и правильно их указывают. 55% учащихся могут переносить знания в новую ситуацию, объясняют связи в природе. 15% учащихся могут решить задачу оригинальным способом, то есть, творчески переосмыслив информацию, намечают свои пути решения проблемы. Однако при выполнении творческого задания учащиеся в первом полугодии пытаются сужать ответ до одного двух примеров. Во втором полугодии ученики уже делают попытку объяснить свои предположения. Коэффициент обученности составляет 60%.
В контрольном классе, где использование ИКТ и нетрадиционных методов обучения применялось периодически, результаты были ниже. Коэффициент обученности составил 56% по итогам 2 полугодия. Эти показатели заставили задуматься о необходимости применения активных форм обучения и в контрольном классе.

Качество %
Уровни


Ученический
Алгоритмический
Эвристический
Творческий

2 «А» класс
(1 полугодие)
80
70
55
15

2 «В» класс
(1 полугодие)
75
63
45
11

2 «А» класс
(2 полугодие)
80
73
60
20

2 «В» класс
(2 полугодие)
75
64
48
11

Итого за год
2 «А» класс
80
72
58
18

2 «В» класс
75
64
47
11





Мониторинг качества знаний за 2013-2014 учебный год показал следующие результаты.

Качество %
Уровни


Ученический
Алгоритмический
Эвристический
Творческий

3 «А» класс
(1полугодие)
83
77
67
26

3 «А» класс
(2 полугодие)
88
80
69
30



Качество %
Уровни


Ученический
Алгоритмический
Эвристический
Творческий

3 «В» класс
(1полугодие)
78
70
60
23

3 «В» класс
(2 полугодие)
83
73
63
26


В 2013-2014 учебном году в 3 «А» классе наблюдается рост репродуктивных действий учащихся на уровне 88 %. Продуктивные умения школьников выросли до 30 %. У учащихся появились умения вскрывать простые причины и проводить двусторонние логические связи.
Целенаправленная работа с учащимися 3 «В» класса способствовала росту репродуктивных действий до 83%, а продуктивных до 26%.

Сравнительный анализ качества знаний по методу Беспалько в 2 «А» -3 «А» классе за 2012-2014 год по познанию мира.

Сравнительный анализ развивающего процесса обучения показывает рост интеллектуальных умений на эвристическом и творческом уровнях. Положительная динамика на 10 %.

Сравнительный анализ качества знаний по методу Беспалько в 2 «В» -3 «В» классе за 2012-2014 год по познанию мира.

В данном классе отмечен значительный рост интеллектуальных умений эвристического и творческого уровней. Динамика составила 15%. Эти результаты подтверждают, что применение ИКТ и активных форм обучения позволяют развивать у учащихся интеллектуальные умения.
Рост качества знаний и интеллектуальных умений школьников - это свидетельство правильно выбранной системы преподавания предмета «Познание мира». Проведение нестандартных уроков в формате ИКТ и «Критическое мышление через чтение и письмо» способствовали развитию у учащихся познавательных процессов и мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод, работать с разными источниками информации, самостоятельно добывать знания, а также личностных качеств: лидерство, умение работать в малой группе, сотрудничество, чувство времени.
Таким образом, модернизация казахстанской системы образования, педагогические нововведения – это позитивные изменения, направленные как на повышение качества образования, формирование функциональной грамотности, так и на улучшение развития и воспитания конкурентоспособной личности младшего школьника.








Литература:
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.
Учебная программа «Познание мира» для 1–4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 12 стр.
Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 181 с.
Слагаемые педагогической технологии.  Беспалько В.П.  М.: Педагогика, 1989. 192 с














13PAGE 15






Диаграмма 2Диаграмма 4Гђ Заголовок 115