Урок по изобразительному искусству 80 лет со дня рождения Б.Н. Бедина, директора художественной школы г. Выкса (посвящён году культуры)

Конспект урока изобразительного искусства в 8 классе, посвященный году культуры.
Тема: «80 лет со дня рождения Б.Н. Бедина, директора художественной школы г. Выкса».
Цели:
Познакомить детей с деятельностью заслуженного работника культуры г. Выкса Б.Н. Бединым;
На основе новых изученных данных выполнить творческое задание на выбор (графика, живопись). 3 варианта самостоятельной работы для детей: 1 вариант – выполнение эскиза здания для художественной школы; 2 вариант – разработать эскизы логотипа художественной школы; 3 вариант –выполнить биографические зарисовки жизни Б.Н. Бедина (рисование по представлению);
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству;
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность;
Прививать любовь и интерес к родному краю.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить с биографией Б.Н. Бедина, заслуженного работника культуры г. Выкса; вспомнить и закрепить навыки рисования архитектурных сооружений в виде краткосрочных набросков (а в последствии макетирование); вспомнить и закрепить навыки разработки логотипов на определенную тематику.
2. Воспитывающие: воспитывать любовь к искусству в целом, уважение к творчеству художников, аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус.
3. Развивающие: развивать общий кругозор, внимание, наблюдательность, творческий подход к работе.

Оборудование для учителя: компьютерная электронная презентация (80 лет со дня рождения Б.Н. Бедина (директора выксунской художественной школы)), подбор иллюстраций архитектурных зарисовок (или логотипов, на выбор), художественные материалы для практической работы.

Оборудование для учащихся: альбомы, простые карандаши, кисти, краски, баночки с водой (для краткосрочных набросков и зарисовок).

Тип урока: комбинированный.

План урока:
Организационный момент (1 – 2 мин).
Изучение нового материала (педагог + ученики) (20 минут).
Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя (15-20 мин.).
Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся (2-3 минуты).

Ход урока:
1. Организационный момент и объявление темы урока.
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель. Тема нашего урока: «80 лет со дня рождения Б.Н. Бедина (директора выксунской художественной школы))». Сегодня мы поговорим с вами, ребята, об удивительной и творческой жизни нашего земляка, заслуженного работника культуры г. Выкса, преподавателя, директора художественной школы г. Выкса и просто замечательного и душевного человека Бориса Николаевича Бедина. Попробуем выполнить творческое задание в виде краткосрочных набросков архитектурных сооружений, разработок эскизов для логотипов (на выбор по усмотрению учителя).
2. Изучение нового материала (компьютерная презентация и слово учителя).
Мне бы хотелось зачитать, ребята, как эпиграф несколько слов о Б.Н. Бедине: «Он был удивительно добрым и чутким человеком. Для него искусство было жизнью, а жизнь была искусством, он умел донести до людей ту красоту окружающего мира, которую большинство перестает замечать за повседневной суетой. О таких говорят: «Большой души человек»(слайд №2).
Итак, Борис Николаевич Бедин родился в 1934 году в с. Бл.-Песочное в семье рабочих. Любовь к изобразительному искусству проявилась у мальчика еще в начальной школе – уроки рисования (а позже – черчения) были одними из любимейших предметов. Уже тогда Борис пробовал понемногу рисовать природу родного края. Карандаш, кисточка выводили то, что видели глаза – так и получались его первые работы (слайд № 3).
С 1951 года начинается трудовой путь юноши. Борис работает токарем в цехе №7 завода ДРО. Но с детским увлечением не расстается – молодой человек посещает изостудию при ДК металлургов. Мысль о необходимости получить специальное образование крепнет с каждым днем, и Бориса в этом стремлении поддерживает его учитель (слайд № 4).
В 1952 году Борис поступает в Чебоксарское художественное училище. С третьего курса студент Бедин призван в армию. Три года прослужил на Тихоокеанском флоте. За годы службы был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ, благодарностью командования (слайд № 5).
В 1960-м году Борис окончил училище и возвращается в Выксу. Работает педагогом в
ПТУ-2, школах 12 и 3, художником мастерской парка культуры, и при этом руководит детской художественной студией при ДК им. Лепсе (слайд № 6).
В 1971 году Борис Николаевич получил диплом художественно-графического отделения Московского государственного педагогического института (слайд № 7).
Большую часть своей жизни он отдал Выксунской художественной школе, которую сам и создал в 1974 году. Здесь – в стенах любимой «художки» - он прививал детям любовь к искусству. Ученики вместе с преподавателем выходили на пленер, учились рисовать с натуры, видеть и доносить при помощи красок трогательную красоту родного края. 30 лет Борис Николаевич был бессменным директором художественной школы и талантливым преподавателем (слайд № 8).
Первый выпуск состоялся в 1978 году. Тогда школа еще не успела обрасти популярностью, посещали ее немногие, да и материалов для творчества особо не было. Поэтому время от времени Борис Николаевич писал картины для продажи. На вырученные деньги приобретал для учеников краски, кисточки, бумагуА на досуге вновь занимался своим самым любимым делом – наносил на холст пейзажи родного края (слайд № 9).
За годы работы и творчества Борис Николаевич выпустил множество талантливых учеников, иные продолжали обучение по профилю и посвятили свою судьбу живописи (слайд № 10). Юрий Гаранин - заслуженный художник РФ, профессиональное занятие гжелью, выпускник Б.Н. Бедина (слайд № 11); Илья Ибряев - член Союза художников РФ, выпускник Б.Н. Бедина (слайд № 12); Анна Сеппиус – художник-оформитель бюро эстетики металлургического завода (разработка герба г. Выкса к 50-летию присвоения Выксе статуса города) (слайд № 13).
За долгий и добросовестный труд Борису Николаевичу присвоено звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации (слайд № 14).

Ушел из жизни Борис Николаевич в 2004 году. В последний путь замечательного человека провожали жена, двое детей и трое внуков, а также весь коллектив созданной им школы, многочисленные ученики, и даже те выксунцы, которые никогда в жизни не брали в руки кисть, пришли почтить память великого оптимиста и жизнелюба. Удивительный человек – он оставил о себе добрую память в сердцах учеников и коллег. Борис Николаевич любил детей, любил жизнь, любил живопись, и эту любовь передавал окружающим (слайд № 15).
В 2005 году имя Б. Н. Бедина присвоено Выксунской детской художественной школе. На доме, где находится художественная школа, и где жил Борис Николаевич в 2005 году благодаря стараниям и поддержке администрации района и управления культуры была открыта мемориальная доска (слайд № 16).
С 2004 года после неожиданной смерти бессменного директора школы Бориса Николаевича Бедина школу возглавила завуч Дедусенко Галина Геннадьевна. Под ее руководством работают замечательные педагоги, творческие и интересные люди (слайд № 17): Каталёва Елена Георгиевна (слайд № 18), Крёкин Валентин Викторович (слайд № 19), Романенко Инга Валентиновна (слайд № 20), Курапова Вера Владимировна (слайд № 21) и др.
В художественной школе действуют следующие основные направления: живопись, графика, композиция, декоративно-прикладное творчество (слайды № 22, 23,24,25).
Весь рассказ учителя ведется с помощью электронной презентации и беседы с учениками.
3. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя (творческое задание на выбор по усмотрению самого учителя).
Перед работой вспомнить с учениками, что значит выполнять краткосрочные наброски, эскизы и зарисовки (работа над наброском, зарисовкой и эскизом – это, прежде всего, познавательный процесс, связанный с решением ряда важных задач, к числу которых относится изображение геометрических тел, растений, предметов культурно-бытового и промышленного назначения, объектов архитектуры, пейзажа, человека); что значит разработать логотипы (поиск вариативных решений композиции).
Самостоятельная работа выполняется под руководством учителя, проговаривается расположение листа (горизонтальный или вертикальный) и вспоминаются основные важные моменты для правильного выполнения рисунка. 1 вариант творческого задания: (вместе с учащимися вспомнить, что такое рисование по памяти и представлению, линейная и воздушная перспектива, и каковы особенности выполнения работы в графике и живописи и какая роль в работе играет форма архитектурных сооружений ( на основе геометрических тел)).
1 вариант выполняет разработки эскизов здания для художественной школы в живописи; 2 вариант выполняет в графике.
На следующем занятии учащиеся под руководством учителя выполняют макеты зданий художественных школ.
2 вариант творческого задания: (вместе с учащимися вспомнить, что такое творческое рисование, основы рисования плаката, логотипа).
1 вариант выполняет живописную зарисовку логотипа художественной школы
2 вариант выполняет графическую зарисовку логотипа художественной школы.
3 вариант творческого задания: (вместе с учащимися вспомнить, что такое рисование по представлению).
Весь класс выполняет биографические зарисовки жизни Б.Н. Бедина. Рисование по представлению.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1. контроль рабочего места, 2. контроль правильности выполнения приемов работы, 3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4. контроль объема и качества выполненной работы.
5. Подведение итогов работы.
Учитель просит поднять учащихся вверх свои работы, выбирает наиболее удачные и просит выйти, чтобы показать их всему классу. Ребят можно оценить с помощью одноклассников. Можно из лучших работ организовать выставку в школе, посвященную 80-летию со дня рождения Б.Н. Бедина).


15