Конспект урока МХК 11 класс Мастера русского авангарда


Урок по МХК 11 класс
Русское изобразительное искусство XX века
Тема: «Мастера русского авангарда»
Цели:
Создать условия для развития способности старшеклассников понимать произведения искусства и особенностей их художественного языка.
Сформировать отношение к русскому авангарду, как к неотъемлемой части мирового искусства.
Задачи:
На примере произведений русского авангарда познакомить учащихся с многообразием живописи первой четверти ХХ века.
Выявить особенности нового языка искусства (композиция, пространство, цвет, линия).
Доказать, что произведения русского авангарда являются отражением эпохи.
Соотнести выводы учащихся о живописи ХХ века с высказываниями деятелей культуры.
Стимулировать личный интерес к познанию культурного наследия через исследовательскую работу.
Продолжить формирование умения высказывать и защищать свое мнение.
План урока.
Этапы урока. Учитель. Ученики. Время.
Организационный момент Проверка готовности к уроку. Настраиваются на работу на уроке. 1 мин
Мотивация. Вступительное слово. Слушают. 5 мин
Проверка домашнего задания заданий. Комментирует, задает уточняющие вопросы. Демонстрируют и анализируют подобранные иллюстрации. 10 мин
Работа по предложенному заданию. Демонстрирует слайды. Записывают собственные впечатления и ощущения от просмотренных работ. 10 мин
Обобщение и закрепление. Предлагает учащимся уточняющие и обобщающие вопросы по теме занятия. Отвечают на вопросы учителя. 10 мин
Рефлексия. Предлагает учащимся соотнести высказывания деятелей культуры о живописи авангарда с собственными ощущениями и впечатлениями. Определяют и формулируют собственные впечатления с помощью предложенных цитат, находя среди них наиболее близкие своим ощущениям. 7 мин
Домашнее задание. Объясняет домашнее задание. Записывают домашнее задание. 2 мин
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.
Организационный этап.
Мотивационный этап.
ХХ век богат событиями. Пожалуй, никогда "лицо" мира не менялось с такой скоростью. Европейское искусство, а за ним и искусство мира, претерпело колоссальные изменения. Все проявления современной культуры и искусства несут в себе элементы авангарда. Авангардизм - тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм. И сегодня настало время познакомиться с таким явлением, как русский авангард.
Вступительное слово учителя по теме урока.
Русский авангард – одно из течений модернистского искусства, получившее развитие в начале 20 века. Главная отличительная черта этого направления – подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых традиций прежним.
Эту особенность выражает само название направления: слово «avant» означает «впереди», а слово «garde» – «охрана». Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых зиждилось искусство ранее, это направление отрицает какое-либо проявление преемственности художественных традиций.
Русский авангард характеризовался сочетанием традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
Художники-абстракционисты стремились к тому, что искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и основным представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.
Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре, в живописи основными представителями конструктивизма стали Э. Лисицкий и В. Татлин.
Переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда, стал кубофутуризм. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич в определенный период своего творчества работали в духе кубофутуризма. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.
Если бы русский авангард не постигла разрушительная трагедия 30-х годов, возможно, совсем другой была бы картина современного мирового искусства, испытавшего в 20-е годы сильнейшее воздействие новой русской живописи.
"Центр тяжести по искусству, - писал П. Филонов, - переместился в Россию". Опыт ведущих мастеров Франции уже не мог помочь - русские художники затронули пластические проблемы, впервые возникшие в искусстве, и их нужно было решать самостоятельно.
Новое качество живописи не отвергало прошлой художественной культуры; просто на дереве искусства, как говорил Кандинский, выросла новая ветка, которая не отрицала всего дерева, а прибавляла к его цветению новые оттенки.
В 1917 год русское искусство вошло в изобильном многообразии направлений - от угасавшего передвижничества, потерявшего лидерство "мира искусства" до полных сил самых разных левых течений. Художники-новаторы решили, что социальный переворот продолжает, начатую ими в искусстве революцию, что это их революция и пришел их час, встать во главе художественных процессов в молодой республике.
Проверка домашнего задания
(Приложение1 – 4)
Домашнее задание: подобрать примеры трактовки таких тем, как «Весна», «Жатва», «Ночной город», «Храм Василия Блаженного» в мировой живописи разных периодов до XX века, и провести их изобразительный анализ.
Обучающиеся демонстрируют и анализируют подобранные иллюстрации.
Работа по предложенному заданию
Внимательно рассмотрите репродукции предложенных картин русских авангардистов. Коротко запишите возникшие у вас ассоциации, эмоции и впечатления.
Обобщение и закрепление
Как вы считаете, что послужило причиной изменения языка искусства в первой четверти ХХ века?
Какие, на ваш взгляд, идеи заложены авторами представленных работ?
Какие художественные приемы (композиция, форма, цвет, линия) использованы авторами для выражения идеи?
По названию, теме и другим характеристикам произведения определите приметы времени.
Что в предложенных произведении произвело на вас наибольшее впечатление и почему?
Рефлексия.
Задание учителя: Прочтите предложенные  высказывания деятелей культуры об искусстве начала ХХ века. Подумайте, какие из них вам ближе и больше совпадают с вашими ощущениями от знакомства с произведениями русского авангарда? Аргументируйте свой выбор.
Деятели культуры об авангарде:
«Прямое назначение искусства - быть фактором эволюции интеллекта».
(Павел Филонов, русский художник)
«Искусство существует для того, чтобы сделать видимым то, что скрыто».
(Пауль Клее, художник)
«Форма, пропорции, разделение - все делается цветом; так обеспечивается цветоформа. Способность разделять - наивысшая, божественная. Необходим духовный труд для достижения качества, пропорций, деления цвета».
(Владимир Стерлигов, русский художник)
«Оркестровка красок по принципам диссонанса, манипуляция цветами, как капсюлями с динамитом. Зрителям был брошен в лицо горшок с красками. Картины рычали и выли, название укрепилось за ними - "фовисты" (от французского - хищный, дикий): фиксация не осмысленных явлений, а неосознанных эмоций».
(Словарь модернистской живописи)
«Новое искусство встречает массу, настроенную против него враждебно, и будет сталкиваться с этим всегда. Оно непопулярно по своему существу, более того, - оно антипопулярно: Привыкшая во всем брать верх масса чувствует себя оскорбленной в своих "человеческих чувствах" новым искусством. Повсюду, где появляются новые музы, масса оказывает им сопротивление».
(Хосе Ортега-и-Гасет, испанский философ)
«Художник ослеп для внешнего мира и повернул свой зрачок вовнутрь, в сторону внутренних субъективных пейзажей. Единственное возможное заблуждение в искусстве - это подражание».
(А. Глез, французский художник)
«То, что конечной целью живописи является воздействие на толпу, мы признаем, но живопись не должна обращаться к толпе на языке толпы; живопись должна пользоваться своим собственным языком, чтобы воздействовать, господствовать и направлять толпу, а не для того, чтобы быть понятой».
(Жак Липшиц, французский скульптор)
«Действительность редко их (художников) может удовлетворить, потому что она не наполняет их сознание».
(А. Шопенгауэр, философ)
«В отношении живописи, я сознаю, реализм кончился. Сейчас живопись только начинается».
(М. Вламинк, французский художник)
Домашнее задание
Страницы учебника - 291 – 300.
Посмотреть работы русских авангардистов (В. Кандинский, Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич, А. Экстер, Н. Удальцова, И. Клюн, О. Розанова, А. Лентулов и др.)
При изучении нового материала попробуйте ответить на следующие вопросы:
Выскажите предположения о том, какие проблемы, темы и сюжеты интересовали человека (и художника как представителя времени) в начале ХХ века.
Как вам кажется, эти проблемы общечеловеческого значения или они характерны только для определенного периода истории России?
Рассматривая композицию, форму, цвет, линию, попробуйте сформулировать общие принципы и приемы живописи первой четверти XX века на примере рассмотренных в залах музея произведений.
Как вы думаете, в чем самобытность такого явления, как русский авангард?
Приложение 1 «Весна»
Сандро Боттичелли «Весна» 1478

Алексей Саврасов «Грачи прилетели» 1871
Клод Моне «Весна» 1880

Виктор Борисов-Мусатов «Весна» 1898—1901

М. Ф. Ларионов «Весна. Времена года» 1912
Приложение 2 «Жатва»
Питер Брейгель (Старший) 1565
Александр Маковский 1896

Винсент Ван Гог. Жатва. Июнь 1888

Наталья Гончарова «Жатва» 1911
Приложение 3 «Ночной город»
 
Рембрандт Ха́рменс ван Рейн «Ночной дозор» 1642

Джон Аткинсон Гримшоу «Глазго в субботу ночью» 1892

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939): Ночной Париж. 1920-е

Александра Экстер «Город ночью» 1913
Приложение 4 «Храм Василия Блаженного»





Аполлинарий Васнецов «Красная площадь. вторая половина XVII века» 1902
Константин Юон. Парад Красной Армии. 1923 г.Обратите внимание, что на месте мавзолея в начале 1920-х стоял памятник пламенному рабочему.

Кваренги Джакомо Антонио Доменико
«Покровский собор и Спасская башня Кремля» конец XVIII в.

Карл Рабус «Храм Василия Блаженного» 1830-е

Аристарх Лентулов «Собор Василия Блаженного» 1913