Конспект урока литературного чтения. Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)


Муниципальный конкурс конспектов уроков
«Симфония урока 2013 года»

Тема урока: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)
Предмет: литературное чтение
Фамилия имя отчество учителя: Богданова Светлана Петровна
Квалификационная категория: первая
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Харанорская СОШ № 40
2013год
Пояснительная записка.
Класс: 2
Образовательная система «Школа 2100»
Программа «Литературное чтение»
Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе. В 2-х частях. Ч.2. – М.: Баласс, 2011.
Изучаемый раздел: Самое обыкновенное чудо (31 ч.)
Место урока в разделе: 6 урок
Тема урока: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)

Технологическая карта учебного занятия
Учитель начальных классов: Богданова Светлана Петровна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 а
Тема: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)
Цель:
Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором.
Задачи:
Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.
Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация к уроку, портрет Джани Родари, выставка книг, гуашь, кисточки, альбомные листы, банки с водой,
костюмы для инсценирования;
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Методы обучения:
словесный (объяснение, беседа)
объяснительно-иллюстративный;
проблемно – поисковый
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Средства обучения:
- учебник литературного чтения для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир», ч.2;
- карточки для групповой работы;
- мультимедийная презентация
- учебный кабинет
ХОД УРОКА
Этапы
работы
Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент
(2 мин.) Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
II. Работа с текстом произведения до чтения.
(6 мин.) Цель – активизация мыслительной деятельности; развитие
читательского умения - антиципации, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
1.Проверка домашнего задания.
1.Антиципация
3. Постановка целей урока
4. Работа с иллюстрацией (Слайд 2: рисунки детей к сказке Экзюпери «Маленький принц» )Сценка «Маленький принц», ч.6 (Маленький принц возвратился к Лису)
Организует диалог с обучающимися .- К какому жанру относится это произведение?
- Какие слова сказки запомнились? Что вы для себя взяли из этих слов?
- Чем жанр сказки отличается от других жанров?
- В сказке участвуют несуществующие сказочные герои.
Но Борис Заходер определил ещё одно своеобразие сказок. Он говорит, что есть такие сказки, в которых ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам.
Такие сказки помогают нам увидеть чудо в том, что нас окружает. Чудо – это детство, друзья, близкие, родная природа. Это умение понимать сердцем, а не только умом.
- Хочется ли читать такие сказки?
–  Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня.
Прежде чем мы начнём изучать новую сказку, попробуйте отгадать загадки.
Активизирует мыслительную деятельности учащихся, готовит к восприятию текста, подводит к формулировке темы, цели и задач урока.
Сначала отгадайте загадки:
(Слайд 3:текст загадок, отгадки)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все…
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез.
- Догадались ли вы о том, кто будет героями этой сказки?
(Слайд 4:Джанни Родари. Сказка
«Солнце и туча»)Чтение заглавия сказки, имени автора
- Найдите такую сказку в учебнике.с.122
Сформулируйте тему нашего урока.
- Какова же цель и задачи урока?
(Слайд 5: «диалог с автором»)
Рассказывает о писателе, используя выставку книг, презентацию.
- Есть у вас дома его книги?
(Слайд 5:портрет автора)
Кроме «Приключений Чиполлино» Джанни Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов. Показывает книги Джанни Родари, выставку.
Слайд 7:иллюстрация к сказке)- Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника?
- Каким изображено солнце?
- Что может произойти между солнцем и тучей? Инсценируют отрывок из сказки «Маленький принц»
Ведут диалог, в ходе которого повторяют особенности сказок, готовятся к восприятию нового материала.
Читают заглавие сказки, имя фамилию автора
Рассматривают иллюстрацию.
Яркое, праздничное, ласковое.
Делают предположения.
III. Работа с текстом во время чтения.
(14 мин.) Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
1.Первичное чтение текста.
2. Словарная работа
3.Перечитыва
ние текста и
беседа по содержанию текст.
4.Физкульт
минутка
Настраивает детей на чтение, на ведение «диалога с автором».
Во время чтения, старайтесь вести диалог с автором. Подчеркните непонятные для вас слова.
Выявляет первичное восприятие.
- Где вы делали остановки по ходу чтения? Какие задавали вопросы?
Помогает выявить совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Наши предположения подтвердились?
- Почему это сказка? Докажите.
Выявляет понимание детьми незнакомых слов.
(Слайд 8: иллюстрация колесницы)
Колесница - большой колёсный экипаж.
Транжира - тот, кто тратит деньги без разбора.
Щедрый - тот, кто охотно помогает другим, тратится на других;  синонимы: не жадный, великодушный, ценный.Горделиво – выражающий гордость и достоинство. 
Бултыхнулось – упало, бросилось в воду. 
(Слайд 8: транжира)
- Какое слово в тексте употребляется в переносном значении? Кто произносит это слово? Почему?
Предлагает перечитать текст с комментированием.
- Что происходит между героями?
- Какое отношение было у тучи к солнцу?
- Что значит грозовое настроение?       
-Прочитайте следующий абзац с нужной интонацией, которая относится к герою Туче.
- Почему все радовались солнечным лучам?
- Чему удивилась туча?
-Что с ней случилось? Что значит “рассыпалась градом”?
- Каким было солнце в конце дня?
Почему?
Проводит физкультминутку.
Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал,
Барабанит дождь по крышам,
Солнце клонится все ниже
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик Читают текст про себя. Ведут «диалог
с автором».
Подчёркивают непонятные слова.
Определяют жанр произведения.
Объясняют значение слов (кто знает)
Читают вслух и беседуют по ходу чтения.
Отвечают на вопросы.
Проговаривают слова, выполняют действия.
IV. Работа с текстом после чтения
(10 мин.) Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.
1. Работа в группах
(6 групп по 4 человека)
2.Выявление и формулирование основной идеи текста. Организует работу в группах.
(Слайд 10: музыка)
Каждая группа получает карточку-задание.
1 группа. Как Джанни Родари изображает солнце? (Подберите в тексте слова, выражения, которые очень точно характеризуют Солнце?)
(Слайд 11:проверка задания1 группы)
2 группа. Найдите в тексте слова, говорящие о поведении Тучи, её характере, настроении.
(Слайд 12:проверка задания2 группы)
3 группа. Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение? Ищите помощи у автора.)(Слайд 13:изображение Солнца и Тучи)
4 группа. Вам нужно подготовить речь Тучи, в которой она высказывает своё отношение к Солнцу. Подумайте, какая будет интонация!
5 группа. Писатель выражает свои мысли, чувства, впечатления словами, а художник кистью. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте, каким вы увидели Солнце в тексте. Подготовьте ответ по рисунку.
6 группа. Художники продолжают выражать чувства с помощью кисти. Нарисуйте, какой вы увидели Тучу в тексте. Подберите в тексте слова для её описания.
Организует выступление групп, обмен мнениями.
Проводит обобщающую беседу. Помогает детям сформулировать главную мысль текста.
-Что хотел сказать автор, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось?
- Кто был счастливее – солнце или туча? Почему?
- На чьей стороне симпатии автора?
- Кого напоминают своими действиями и речью солнце и туча? Почему?
- Какой совет даёт автор своим читателям?
- Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?
- Какова главная мысль сказки?
(Слайд 13:Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим)Каким человеком был автор этого произведения?
Помогает учащимся соотнести поставленные перед уроком задачи с достигнутым результатом.
-Выполнили ли мы задачи урока?
-Что удалось? Над чем нужно ещё поработать? Работают в группах.
1.Подбирают и записывают из текста слова и выражения, характеризующие Солнце.
2.Подбирают и записывают из текста слова и выражения, характеризующие Тучу.
3.Один ученик «перевоплощается» в Солнце и рассказывает о себе.
4.Один ученик «перевоплощается» в Тучу и рассказывает о себе.
5.Рисуют, каким они увидели Солнце в тексте. Готовят ответ по рисунку.
6.Рисуют, какой они увидели Тучу в тексте. Готовят ответ по рисунку.
Каждая группа представляет свою работу.
Ведут беседу. Формулируют главную мысль текста.
Соотносят поставленные перед уроком задачи с достигнутым результатом.
V.Самооценка,взаимооценка.(3мин.) Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. Выполнить самооценку и взаимооценку на основе «Алгоритма самооценки»
Организует само- и взаимооценку по «Алгоритму самооценки»
-В чём заключалось задание?
- Удалось получить результат?
- Полностью правильно или с ошибкой?
- Самостоятельно или с помощью?
- Отметка? Проводят самооценку и взаимооценку по «Алгоритму самооценки».
VI. Рефлексия.
(3 мин.) Цель: осмысление собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
- А кем вы хотели бы стать, солнцем или тучей?
- Почему?
- Продолжите, чтобы стать солнышком нужно…
- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?
- А как вы думаете, что нужно, чтобы не стать тучей?
-Какие причины могут влиять на настроение?
- Что помогает сохранять хорошее настроение?
- Можно ли исправить настроение?
- Я думаю, что вы правы. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
(Звучит песня «Улыбка»)
- Комфортно ли вам было на уроке?
-Перед вами лежат кружочки. Жёлтый цвет символизирует солнце, а чёрный – тучу. Покажите всем, кто вы сейчас? Высказывают свои впечатления от урока.
Показывают кружочки.
VII. Домашнее задание
(2 мин.) Цель — создать условия для закрепления учебного материала, дать возможность учащимся самим определить задание по своему выбору, с использованием дополнительных источников.
Предлагает задания на выбор для выполнения дома.
1. Творческое продуктивное задание: придумать сказку, на подобии прочитанной, например, «Вода и огонь», «Роза и шипы» и записать её в РТ: с.48
2. Пересказать сказку, проиллюстрировать. Приложение
Задания для групп.
1 группа.
Как Джанни Родари изображает солнце? (Подберите в тексте слова, выражения, которые очень точно характеризуют Солнце?)
2 группа.
Найдите в тексте слова, говорящие о поведении Тучи, её характере, настроении.
3 группа.
Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение?Ищите помощи у автора.)
4 группа.
Вам нужно подготовить речь Тучи, в которой она высказывает своё отношение к Солнцу. Подумайте, какая будет интонация!
5 группа.
Писатель выражает свои мысли, чувства, впечатления словами, а художник кистью. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте, каким вы увидели Солнце в тексте. Подготовьте ответ по рисунку.
6 группа. Художники продолжают выражать чувства с помощью кисти. Нарисуйте, какой вы увидели Тучу в тексте. Подберите в тексте слова для её описания.