«Использование видеоматериалов на уроках истории и обществознания в процессе обучения, воспитания и социализации детей и подростков».


«Использование видеоматериалов на уроках истории и обществознания в процессе обучения, воспитания и социализации детей и подростков».
Порова Ольга Викторовна,
МБОУ «СШ №92 г.Вельска»
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя и активизацию деятельности учащихся в ходе занятий.
В настоящее время развитие мультимедиа технологий и расширение доступа к образовательным ресурсам открывает широкие возможности для творческой деятельности учителя и ученика. Использование видео ресурсов в учебном процессе позволяет сделать процесс обучения максимально наглядным, дает возможность повысить интерес учащихся к предмету.
Не секрет, что значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является её просмотр на экране телевизора или компьютера. Использование видеоматериалов на уроках и во внеурочной деятельности должно способствовать не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках, что способствует формированию исследовательских умений учащихся, актуализирует проблему достоверности и фактической основы видео-аудио-фотоматериала. В художественных фильмах очень часто можно увидеть неточную реконструкцию бытовых деталей, конкретных событий и тому подобное. Это и может стать основой для конкретного исследования.
Кино в настоящее время обладает высоким мотивационным потенциалом для школьников, в том числе и для тех из них, кто испытывает сложности в концентрации внимания и усвоении учебного материала на слух. Видеоряд позволяет удерживать непроизвольное внимание ученика, вовлекая его в предлагаемую тематику. Видеоматериалы и работа с ними представляют собой действенные средства образовательной и воспитательной работы, исходя из следующих критериев (принципов):
Наглядность (концентрирует произвольное или непроизвольное внимание, побуждая интерес к происходящему на экране и готовность включиться в обсуждение увиденного воздействуя тем самым на зоны мозга, которые при классических методах обучения обычно не задействованы.)
Психологическая безопасность (принцип, при котором всё происходящее с киногероями, благодаря механизму идентификации, проецируется учащимися на себя, вследствие чего происходит социальное научение и рефлексия сходств и различий себя и героя; киноматериал позволяет детям и подросткам определить собственные мировоззренческие позиции в важных жизненных вопросах).
Идентификация (эмоциональное проживание, «соединение» с героями кинофильмов, обеспечивающее уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести бесценный личностный опыт, что само по себе создает условия для личностного роста и самораскрытия учеников, а также улучшает психологический климат в классе).
Проблемность (совместное обсуждение и рефлексия киносюжетов, построенных вокруг универсальных общечеловеческих смыслов (любовь, одиночество, мечта, приключения, борьба добра и зла и др.) развивает личностно-мотивационную и ценностно-смысловую сферу учащихся).

В XXI веке открыты громадные возможности выбора источников информации. Появляется и методическая литература по этой проблеме. Над методикой применения видеофрагментов на уроках истории и обществознания работали М.Т. Студеникин, Аствацатуров Г. , Комарова Ю.А.
В последнее время наиболее интересным и распространённым стало использование видеофрагментов в обучении истории.
Видеофильм (англ. film — плёнка), кинокартина — отдельное произведение киноискусства. В технологическом плане, обычно, фильм — это совокупность фотографических изображений (кадров), связанных единым сюжетом.
Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках истории, прежде всего, их
оперативность и маневренность,
возможность повторного применения,
использование стоп-кадра.
Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.
Существует огромное количество видеоматериалов, которые по стилю передаваемой информации можно разделить на следующие группы:
1.  художественные (мультфильмы, различные художественные фильмы, фрагменты спектаклей)
2.  научно-популярные, публицистические (интервью, документальные и учебные фильмы)
3.  информационные (реклама, записи новостей, телепередач, видеоролики)
4.  страноведческие (видеоэкскурсии)
Использовать видеофрагменты можно в разные моменты урока:
1) В начале урока – для актуализации, мотивации, формулировки темы, целей и задач урока, постановки проблемы или проблемной ситуации;
2) В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы.
3) В конце занятия – для закрепления полученных знаний.
4) На обобщающих занятиях.
Можно выделить четыре основных этапа работы с видеофильмом :
1.  Подготовительный или преддемонстрационный этап (вступительная беседа, работа с незнакомыми словами);
2.  Восприятие фильма или демонстрационный этап (просмотр видеофрагмента);
3. Контроль понимания основного содержания или последемонстрационный этап;
4.  Развитие устной речи или творческий этап;
Главная задача, которая стоит перед учителем - это проверка понимания учащимися содержания кинофрагмента.
Демонстрация фильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых. На этом этапе используются задания, направленные на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного материала. Обучаемые могут также делать записи к тексту фильма, которые понадобятся при выполнении заданий на последемонстрационном этапе. Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике, также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра видео при условии, что видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости.
При изучении фактов из истории человечества видеоматериалы служат наглядным пособием и дополнением к основному учебнику. (Видео из 300 спартанцев и материал &31п.3 «Спартанское воспитание»). Видеоматериалы могут применяться как на этапе введения в тему, так и на этапе закрепления. Например : При изучении темы: «Искусство Древнего Египта» видеоэкскурсия помогла создать условия погружения во времена правления Тутанхамона и мир фараонов. Видеофрагмент, логически связанный с темой урока, стал своеобразной “машиной времени”, что позволило создать надлежащую атмосферу. Перед просмотром ролика была дана следующая установка: “Посмотрите видеоролик и скажите, хотели бы вы побывать Египте? После просмотра было предложено выполнить упражнение, содержащее правильные и ложные предложения, соотнести предложения с картинками и поставьте их в правильном порядке.
Для того чтобы процесс обучения с помощью видеоматериалов был эффективным необходимо систематическое и рациональное использование видео на уроках, а также соблюдение ряда принципов.
Принцип меры при использовании видеофрагментов (по продолжительности предпочтение отдаётся видеоматериалам от 30 секунд до 5-10 минут)
Принципы научности,
доступности,
систематичности
последовательности.

К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования:
высокий эстетический уровень,
эмоциональное воздействие;
познавательная значимость;
фактологическая достоверность;
связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху;
возможность реализации поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Начиная готовиться к проведению киноурока, учитель должен:
Внимательно просмотреть кинофильм,
Провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра
Разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся;
Определить значение фрагмента для изучения конкретной темы;
Выявить предполагаемые результаты просмотра.
В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым учитель должен привлечь внимание учащихся.
Объяснить новые понятия. Некоторые новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо известны учащимся и об их значении легко догадаться по контексту.
Позаботиться о чёткой организации киноурока.
Кратко остановиться на названии кинофильма. В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия. Перед учащимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.
Указать название фильма, киностудию, год выпуска и фамилия режиссера
Учитель, решивший использовать на уроке кино-видео-фото-фрагмент, как правило, сталкивается с рядом серьезных проблем. Одна из них – проблема исторической достоверности используемых киноматериалов. Ярко и наглядно показывая события прошлого, исторические фильмы, как правило, содержат немало элементов художественного вымысла, зачастую вступающих в противоречие с исторической правдой, а сюжет некоторых кинолент основан исключительно на вымышленных событиях. Разумеется, использоваться на уроках истории могут лишь те художественные видеоматериалы, которые не противоречат данным исторической науки.
Еще одна проблема связана с необходимостью соотнесения видеофрагментов с временными рамками урока. На помощь в этом случае может прийти видеомонтаж, однако, далеко не у каждого учителя есть необходимая аппаратура и соответствующая подготовка.
Наконец, третью проблему порождают достаточно строгие рамки законодательства о защите авторских и смежных прав. Часто учитель, использующий на уроке DVD диск, видеокассету, скачанный файл с историческим фильмом, задумывается о том, не нарушает ли он закон?
И всё же не смотря на понятное стремление максимально защитить авторские и смежные права, законодатель оставил возможность использования художественных произведений, включая кинофильмы, в образовательном процессе. Согласно статье 1274 Гражданского кодекса РФ «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется и источника заимствования… использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в … видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью». При использовании фрагментов художественных фильмов должны указываться название фильма, киностудия, год выпуска и фамилия режиссера.
Законодательство же в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приемов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ). Эти положения в полной мере относятся к использованию такой формы организации образовательной деятельности, как киноурок, в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Федерального закона №273-ФЗ).
Кроме того по инициативе Союза кинематографистов России при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации с целью использования в образовательной деятельности создан Перечень «100 лучших фильмов для школьников» (далее- перечень «100 фильмов») (размещён на сайте АО ИОО в разделе « Методические материалы»)
Министерством культуры Российской Федерации получены права на показ фильмов, включенных в перечень «100 фильмов», в общеобразовательных организациях Российской Федерации, а также на их размещение в свободном бесплатном доступе на портале «Культурное наследие России» www.культура.рф.
Данный перечень рекомендовано использовать в рамках изучения учебных предметов (прежде всего литературы, истории, обществознания);
через факультативные и элективные учебные предметы (в том числе такие, как «Экранизация русской классики», «Шедевры отечественного кинематографа», «Вечные темы в киноискусстве» и др.), в том числе психологической, социальной, этической тематики;
во внеурочной деятельности учащихся (дискуссионные площадки с просмотром и обсуждением кинофильмов, в том числе на базе школьных библиотек; киноклубы; кружки любителей кино; проектно-исследовательская деятельность (в том числе в области киноискусства и смежных с ним видом искусства);
Но, не нужно забывать, что урок может быть насыщен самыми современными техническими средствами, но желаемая результативность - возрастание качества знаний, умений и навыков - достигнута не будет. Здесь необходимо учесть типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:
1. недостаточная методическая подготовленность учителя;
2. неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках,
3. несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
4. бесплановость, случайность их применения;
5. перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
Демонстрация видеофрагмента не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания. В этом случае работа на уроке с видеоматериалом станет эффективным средством воспитания социально значимых качеств, развития личности и мотивации учащихся.
В процессе приобщения к образцам отечественного киноискусства школьники научатся личностно воспринимать, анализировать, интерпретировать содержание различных фильмов, что в целом повысит у учащихся степень избирательности при выборе кино и видео продукции и будет способствовать воспитанию квалифицированного полноценного зрителя.
Список информационных источников
Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
Вигасин А.А., Годер Г.И История древнего мира. /Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений - М. Просвещение. 2009./
Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск 11 (68). – СПб, 2008, сентябрь. – С. 69–77
Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории / А.А. Маткин. - (http://schools. perm.ru)
Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.
Материалы ЦОР (цифровые образовательные ресурсы.