Урок русского языка с использованием ИКТ , УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс, «Сочиняем басню по картине»


Урок русского языка с использованием ИКТ
УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс
Учитель начальных классов
Санаева Светлана Николаевна
Тема урока: «Сочиняем басню по картине»
Задачи урока:
- использовать живописное произведение в качестве иллюстрации.- создать все условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине; - задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).- формировать умения наблюдать, рассуждать, самостоятельно выдвигать гипотезу, делать выводы;- развивать умение работать в группе;
Формирование УУД
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника; удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, находить ответы на вопросы в иллюстрации, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;   воспринимать текст с учетом поставленной задачи, учиться работать в  паре, выполняя различные роли; составлять небольшие монологические высказывания.
Личностные результаты: соотносить поступок с моральной нормой, оценивать свои и чужие поступки, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, стремление больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность.
Повторение : теоретических знаний школьников о жанре басни (полученных ими на уроках литературного чтения), фрагмента ранее знакомой учащимся басни И. А. Крылова «Лисица и виноград», имена других баснописцев (Эзоп - Древняя Греция, Лафонтен – Франция, И. Крылов – Россия), повторение темы «Древние сказки».
Пропедевтика: интерес к различным жанрам литературного произведения, любовь к искусству, животному миру;
Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа с опорой на вопросы и задания учебника и самостоятельную деятельность учащихся.
Учебно – методическое обеспечение:
Учебник М.Л. Каленчук «Русский язык», 3класс.
Учебник Н.А. Чуракова «Литературное чтение», 3класс.
Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке».
Список пословиц.
Варианты начала басни.
Текст сказки «Сказка о мышах и кошке».
Аудиозапись басни И.А.Крылова «Лисица и виноград».
Презентация.
Ход урока
Вводная часть урока
I. Этап организации направленного внимания на начало учебного занятия.
(Включена аудиозапись фрагмента ранее знакомой учащимся басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»)
II. Этап актуализации знаний.
- Откуда эти строки? Кто автор?
-А что такое басня?
-А известны ли вам имена других баснописцев? (Эзоп - Древняя Греция, Лафонтен – Франция, И.Крылов – Россия.)
Баснописцем нашего времени является С.Михалков.
-В том ли порядке они записаны на доске?
-Где это можно уточнить?
( Учебник «Литературное чтение, стр. 37 – ЛЕНТА ВРЕМЕНИ)
Самыми первыми баснями были просто древние сказки.
- Ребята, почему лента времени показана в виде стрелки?
- А, может быть, кто-то из вас станет последователем С. Михалкова?
III. Этап целеполагания.
- Попробуйте сами сформулировать цель и задачи предстоящего урока.

Сегодня на уроке вы будете учиться сочинять и записывать басню в прозе по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».
Готфрид Минд родился в Берне в 1768 году и прожил там 46 лет. Современники называют его «кошачьим Рафаэлем». Прославился Готфрид искусными зарисовками сцен, взятых из жизни своей любимой кошки Минетты, а также ее многочисленного потомства.

Продолжение урока
IV. Этап объяснения.
(Учебник М.Л. Каленчук «Русский язык», 3класс, стр.105.)
Беседа по картине.
- Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет?
-Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине непривычного?
- Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?
- Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности?
Найдите мышей, которые рассматривают кошку.
- Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)
- Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке?
Видно ли это по её позе?
- Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?
(Учебник М.Л. Каленчук «Русский язык», 3класс, стр.106-107.)
Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»

V. Этап применения и первичного закрепления теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней.
- Вам понравилась сказка?
Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?
- Какие герои чаще всего действуют в басне?
- Только ли о животных говорится в басне?
- Из каких частей обычно состоит басня?
- Можно ли на основе этой сказки сочинить басню?
Предлагаю в качестве морали к басне использовать пословицу.
Прочитайте пословицы:
(Учебник М.Л. Каленчук «Русский язык», 3класс, стр.108.)
1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
2. Видит око, да зуб неймёт.
3. Близко локоть, да не укусишь.
4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.
5. Отольются кошке мышкины слёзки.
6. И через золото слёзки текут.
7. Не всё коту масленица!..
8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
- Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»?
- Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу.
- Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом?
- Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории?
VI. Этап физической разрядки.
Сочинение басни.
- Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.
Для этого постарайтесь пересказать сказку как можно короче.
Выбирайте из неё самое главное.
На какую хитрость пошли мыши, которых обижала кошка?
Теперь могла ли кошка причинить вред мышам?
Как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать или нет?
Не забудьте подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.
Подсказка для тех учащихся, кому трудно сочинить басню -
(Учебник М.Л. Каленчук «Русский язык», 3класс, стр.109.)
VII. Формирование УУД
Маша начала свою сказку так: «Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»
- Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй для этого пословицу (стр.108).
Или
«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…».
Самостоятельная работа учащихся (работа в парах ).
VIII. Этап контроля результатов деятельности учащихся
Заслушивание и анализ нескольких работ.
IX. Этап рефлексии.
- Чему научились на уроке ?

Задание на дом: подобрать пословицы к одной из картин Готфрида Минда.
Итог урока.