Конспект урока Литературного чтения на тему Мальчик- папа Олег Кургузов 3 класс


Тема: Олег Кургузов «Мальчик - папа».
Цель урока: Создание условий для знакомства со сказкой Олега Кургузова «Мальчик - папа».
Задачи урока:
Обучающая: Учить видеть красивое в обычном, совершенствовать навык сознательного правильного выразительного чтения. Совершенствовать умение узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение).
Развивающая: Развивать целостное восприятие, устную речь, логическое мышления, память через работу с произведением.
Воспитывающая: Воспитывать умение видеть прекрасное в картинах художника.
Оборудование: Учебник христоматия, 3класс, портрет Олега Кургузова.
Ход урока.
Этапы Деятельность учителя и ученика
Орг. момент
1.Речевая
Разминка.
Изучение нового материала
1.Подгот. р-та.
а)Выход на тему,
целеполагание.
2.Первичное чтение и беседа.
Словарная работа.
Физминутка3.Озоглав. частей и анализ.
«Музейный дом»
Дополнит.
материал.
Работа в тетрадях.
Итог урока.
Рефлексия
Домашние задание. -Здравствуйте ребята !Садитесь. (Дети садятся)
Меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Прочитайте скороговорку и пронаблюдайте какие согл. звуки встречаются чаще всех в скороговорке? Проворонила ворона воронёнка.
-Какие согласные звуки встречается чаще всех в этой скороговорке?
(звук [в] и звук [р])
-Произнесите скороговорку, выделяя голосом звук [в]
-Произнесите скороговорку, выделяя голосом звук [р]
-Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения. (Дети читают)
-А сейчас представьте, что вы мышки, произнесите скороговорку тонким голосом, как мышки.
(Дети произносят скороговорку, как мышки.)
-А теперь представьте, что вы медведи, произнесите скороговорку грубым голосом, как медведи.
(Дети произносят скороговорку, как медведи)
-1-ый ряд произнесёт скороговорку грустно, 2-ой ряд произнесёт удивленно, 3-ый ряд произнесёт радостно.(Произносят)
-Произнесите скороговорку в парах чётко, быстро.
-Просигнализируйте о готовности пары.
-Кто желает, произнести скороговорку чётко, быстро, по памяти. (3-4 чел.)
Итог: Итак, мы подготовили речевой аппарат к дальнейшей работе.
-Ребята откройте учебник хрестоматия на стр 43.
-С кажите с каким произведением вы сегодня познакомитесь? (С произведением Мальчик - папа).
-А кто автор этого произведения? (Олег Кургузов)
- Поставьте перед собой учебные задачи.
-Ребята скажу вам по секрету, что двое учеников знали тему нашего урока заранее, я попросила их приготовить биографию о авторе Олеге Кургузове.
(Двое учеников рассказывают о писателе)
-А сейчас я вам прочитаю одно из произведений Олега Кургузова «Мальчик - папа».
-Вы, внимательно слушая, определите жанр произведения, рассказ это или сказка.
(Я читаю рассказ Мальчик- папа)
-Какой жанр произведения? Почему?
-Почему этот рассказ помещен в главу «Почему люди фантазируют»?
-Как вы считаете, в самом ли деле папа вдруг превратился в мальчика- папу, или главному герою этого рассказа так не хватает верного друга, что он на фантазировал?
-Ребята, в тексте есть слова под звёздочкой, кто знает его значения? (Ответы детей).
-Найдите значение слова в толковом словаре.
(Дети смотрят смысл слова в словаре).
-Кто желает прочитать?
К морю синему спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе- раз, это брасс.
Одной, другой –это кроль.
Все как один-
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
-Ребята, посмотрите текст, условно разделён на несколько частей, каждая часть отделена линиями.
-Прочитайте про себя первую часть и подумайте, как бы вы её озаглавили (). -Теперь, цепочкой по одному предложению прочитайте вторую часть текста и озаглавьте её. ()-Третью часть нам выразительно вслух прочитают……..
-А вы подумайте, как бы вы её озаглавили. ()-Четвёртую часть прочитайте в полголоса, озаглавьте её.
– Кто изображен на них? (Медвежонок и Ёжик)– Где они? Что они делают?
(Они любуются веточками, которые принесли из леса и поставили на окно)
– Ребята какое высказывание, по вашему мнению, точнее передаёт смысл этой сказки?
Красота в природе заметна тогда, когда ею кто-то любуется.
Наслаждаться красотой природы лучше вместе с друзьями, чем одному.
-Молодцы! Мы тоже сейчас будем любоваться красотой природы.
- Ребята авторы учебника предлагают вам поход в Музейный дом.
-Давайте сядем удобнее возьмём лупы, рамки и найдем в Музейном доме картину Альбрехта Дюрера «Травы»
-Ребята, а вам знакомы мясистые листья подорожника, выделите этот фрагмент рамкой.
Посмотрите, всели выделили верный фрагмент.
-А кто знает лечебные свойства подорожника?
-А знакомы вам узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться? Выделите этот фрагмент рамкой?
-Ребята, а какие ассоциации при рассматривании этого кусочка природы у вас возникают? Что вы себе представляете? (Ответы детей)
-Рассмотрите фрагмент «Трав». Обратите внимание на разную освещённость: на какие- то листики травы попал луч солнца, а какие- то оказались в тени. И всё это подметил художник.
-Как вы думаете, чем же привлекли внимание художника эти травы? (Ответы детей)
Художник Дюрер писал большие многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться обыкновенными, ничем не примечательными на поверхностный взгляд травами. Только такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить ее особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.
-Откройте тетради на стр. 28
-Прочитайте стихотворения Романа Сефа «Хороший человек» (Чтение рассказа детьми самостоятельно).Работа по заданиям тетради (ответы на вопросы, выделение цветными карандашами)–Ребята замечает ли герой стихотворения красоту природы? ( Замечает. Он радуется красоте природы)-Из каких строчек это видно? Закрась их жёлтым карандашом. (Проверка).– Какая часть стихотворения рассказывает о герое как об обыкновенном человеке? (Первая часть)–Закрась квадратик напротив этой части голубым карандашом.–А в какой части о герое говорится как о настоящем путешественнике? (Во второй части)
-Закрась квадратик напротив этой части жёлтым цветом. – О чём мечтает герой стихотворения? (Вот был бы у меня дружок, мы бы плыли бы вдвоём)
-Подчеркни строчки, в которых об этом говорится, волнистой линией
-Ребята с каким произведением познакомились?
-Кто автор этого произведения?
-Что больше всего запомнили?
- Ребята у вас на столах есть разноцветные листочки, а у меня на доске есть дерево (открываю дерево), сейчас ребята, те кто считает, что он работал хорошо, старался ,и у него все получилось- выберите листочки жёлтого цвета, кто считает что он старался но у него может не все получилось – выберите листочки красного цвета, а те кто считает что он работал плохо, не чего нового на уроке не узнал- выберите листочки зелёного цвета и прикрепите их на наше дерево. (дети крепят листочки)
-Ребята посмотрите какое у нас красивое осенние дерево получилось, на нём нету не одного зелённого листочка, значит все сегодня хорошо поработали.