Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему: Порядковые числительные


Бекітемін:
Мектеп директоры
Ш.Жакенбай
«__» ________ 2016 ж.
Открытый урок
Тема:
Порядковые числительные.
Склонение порядковых числительных
Предмет: русский язык
Класс: 10 «Ә»
Подготовила:
Койшыманова Бахыткул Амангельдиевна,
учитель русского языка и литературы
2015-2016 учебный год
Тема урока: Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных.
Цели урока: знакомство с употреблением и склонением порядковых числительных.
Задачи: повторить грамматические особенности  порядковых числительных, показать особенности склонения порядковых числительных.
Оборудование: компьютер и проектор, презентация к уроку, видеоролик о зиме, тесты, шляпы;
Ход урока:
Орг.момент.
ТРЕНИНГ
«Я есть всё прекрасное»
Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите руку на сердце и повторяйте за мной: 
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть Человек,
Я есть всё прекрасное.
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.
2.Проверка домашнего задания – эссе.
1.Объявить о консультантах.
2.Учащиеся читают свои эссе, оценивают. Консультант называет лучшие работы и ставит оценки в лист оценивания.
3. Повторение пройденной темы.
Прием “Толстые и тонкие вопросы”
На горячий стул садится один ученик. Дети задают «толстые и тонкие» вопросы. Консультант оценивает и ставит отметки в листок.
4. Слово учителя.
1. Я очень рада, что наши мальчики прибежали утром в школу первыми, а девочки между вторым и третьим уроком волновались, забегали в класс и спрашивали о гостях, им не терпелось начать наш урок.
- Какие числительные вы услышали в моем приветствии?
– Сформулируйте тему и цели урока.
Учащиеся формулируют тему и цели урока.
2.Работа с таблицей ЗХУ.
Стратегия критического мышления. Индивидуальная работа, парная работа, диалог.
Каждому ученику дается таблица ЗХУ.
- Запишите в тетрадях все, что вы знаете о числительных в таблицу ЗХУ.
- Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
3.Заполняют таблицу ЗХУ
Знаю Хочу знать Узнал
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
Знаю:Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счете.
2.Разряды: Количественные и порядковые.
3. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов один, два.
4.Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (И.п. и В.п) с существительным (в Р.п) является одним членом предложения: Монумент «Байтерек» был построен в Астане по инициативе Н.А. Назарбаева в 1997 году (обстоятельство).
Хочу знать: 1. 2. 3.
Учитель дополняет ответы учащихся.
Порядковые числительные, кроме слов первый и второй, образуются от количественных числительных: три- третий, четыре- четвёртый… и т. д. Все остальные характеристики порядковых числительных такие же, как у прилагательные. Начальная форма такая же, как у прилагательных (им. п.ед.ч.). Изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются как прилагательные, в предложениях обычно — определения. СЛ-4
А чем отличается порядковое числительное от прилагательного? (порядковое числительное отличается тем, что оно обозначает лишь порядок предмета при счёте, а прилагательное характеризует предмет по его свойствам и качествам)
Особенности склонения порядковых числительных: СЛ-5
В составном порядковом числительном склоняется только последнее слово: Восемьсот двадцать первый;
Окончания в порядковых числительных такие же, как и в прилагательных;
При указании даты порядковое числительное ставится в Им. п., существительное — в Р.п. Двадцать седьмое февраля.;Порядковое числительное в составе названий праздников или знаменательных дат пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если порядковое числительное записано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.
Сложные порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно: Семитысячный.
Задание 1. 
Ребята, давайте устно решим такую задачу.
Использование ресурсов сайта http://bilimland.kz/

Что было сложнее: решить или прочитать? Почему? В таких случаях помогут склонения числительных..Работа с таблицей склонения порядковых числительных.
Падежи Вопросы Порядковое числительное Составное порядковое числительное
Имеительный Какой? Пятый Две тысячи пятнадцатый
Родительный Какого? Пятого Две тысячи пятнадцатого
Дательный Какому? Пятому Две тысячи пятнадцатому
Винительный Какой? Какого? Пятого Две тысячи пятнадцатый
Как И. Или В.
Творительный Каким? Пятым Две тысячи пятнадцатым
Предложный О каком? О пятом (о) две тысячи пятнадцатом
Два ученика просклоняют устно порядковые числительные.
Вопросы для закрепления темы.
- Какие числительные называются порядковыми?
- На какие вопросы отвечают порядковые числительные?
-Как образуются порядковые числительные?
-Как изменяются порядковые числительные?
- А чем отличается порядковое числительное от прилагательного? (порядковое числительное отличается тем, что оно обозначает лишь порядок предмета при счёте, а прилагательное характеризует предмет по его свойствам и качествам)
Заполните до конца таблицы ЗХУ.
Задание 2. Тесты сайта http://www.itest.kz/ (онлайн-тестирование)
Взаимопроверка
Просмотр видеоролика на тему «Зима»
Наводящие вопросы:
Какие прелести зимы мы увидели?
Чем прекрасна зима?
Чем не нравится вам зима?
Использование приема «6 шляп»
Грамматическое задание:
Составить предложения с именами числительными. Объединяя эти предложения, составить небольшой текст.
Задание 3.
1-я группа: вспомнить названия телепередач с именами числительными;
1-я группа: вспомнить пословицы и поговорки с именами числительными;
1-я группа: назвать фразеологизмы с именами числительными;
Итог:
Учитель:
- Урок подходит к концу,
ответьте на вопросы:
Интересно – Что вам сегодня удалось на уроке?
Творчество – Каким творчеством вы занимались?
Обучение – Чему научились?
Главное – Что вы узнали на уроке? Что сегодняшний урок принес мне?
Домашнее задание: Написать свою автобиографию
Выставление оценок.
Учитель: Хочется закончить наш урок словами:
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
А.де Сент-Экзюпери
Спасибо за урок!