«Развитие хозяйства и изменения в социальной жизни в XI-XV вв.». Конспект урока.



7 класс
Урок
Тема: «Развитие хозяйства и изменения в социальной жизни в XI-XV вв.».
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с развитием хозяйства в XI в. В странах Западной и Центральной Европы, с возникновением в Европе средневековых городов, показать, как рост городов привёл к развитию торговли..
Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать этапы развития явлений, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, воспитывать обучающихся в духе уважения к труду.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование, наглядное пособие:
Карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках".
Компьютерная презентация «Развитие хозяйства и изменения в социальной жизни в XI-XV веках».
Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся. /Сост. Н.И.Запорожец/ - М., 1986.
История средних веков. Хрестоматия.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический,
эвристический, использование компьютера.

Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная, групповая, фронтальная.


Оборудование:

Ход урока.
Организационный момент (1 мин.):
взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания для создания делового и психологического контакта.
Диагностика знаний обучающихся по домашнему заданию (10 мин):

1. Индивидуальная диагностика знаний:
по вопросам домашнего задания к §17
2. Игра «Аукцион»: «Продаётся оценка «5».

Подведение итогов, оценка знаний.

Усвоение новых знаний ( 23 мин):

План изложения нового материала
Содержание учебного исторического материала.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Организационная
часть урока.
Работа со слайдом № 1:

Сообщение темы урока.

Краткое введение к теме урока:

Что относится
к хозяйству?

Сегодня мы рассмотрим достижения в хозяйстве Европы в XI-XV веках, изменения в социальной жизни того времени.

Работа по электронному пособию
Запись в тетрадь


Фронтальная беседа







2. Достижения в области хозяйства.
Работа обучающихся в группах по заданиям:


Работа с текстом учебника (с.84-85):

Задание: Дайте оценку успехам в области хозяйства на основе параграфа
I группа: успехи в земледелии
II группа: успехи в животноводстве
III группа: успехи в ремесле


Работа со слайдом № 2:

Вопрос для беседы:
 Какое влияние оказало развитие сельского хозяйства на развитие ремесла? Сделайте самостоятельный вывод.


Самостоятельная работа по учебнику


Запись в тетрадь

Работа в группах



Работа
по электронному пособию

Фронтальная беседа





Ответ: Отделение ремесла от сельского хозяйства.


3. Возникновение в Европе средневековых городов.
Работа со слайдом № 3:

·
Работа обучающихся в группах по заданиям:


Работа с текстом учебника (с.86-87):

Задание: Назовите причины возникновения и расцвета городов.
I группа: почему ремесленники уходили из поместий?
II группа: где они поселялись и почему именно в этих местах?
III группа: что делали горожане для защиты от нападений?

Работа в группах


Самостоятельная работа по учебнику








4. Торговля с Востоком.
Работа со слайдом № 4:

Рассказ учителя:
Ремесленники производили всё больше товаров – вещей для продажи. Город был центром торговли с окружавшей его местностью. Большие города торговали также с отдалёнными местностями и с другими странами. Издавна европейцы торговали со странами Востока.


Работа по карте:

По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма?
Они плавали по Средиземному морю к портам Сирии и Египта, через Чёрное море – к берегам Крыма и Кавказа.
- Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы?
Это был путь по Северному и Балтийскому морям.
Работа с текстом учебника (с.88):

Задание: Найдите в тексте учебника строки, рассказывающие о том, какие товары в основном покупали европейцы у купцов Востока.

Вопрос для беседы:
Как ты думаешь, должен ли один человек эксплуатировать труд другого человека?

Работа
по электронному пособию






Фронтальная беседа




Работа по карте
















Самостоятельная работа по учебнику



Ярмарки.
Работа со слайдом № 5:

Вы когда-нибудь слышали
слово «ярмарка»?
Что оно означает?

Работа по карте:
Задание:
Найдите на карте крупные города, центры ярмарки

Работа с текстом учебника (с.87-88)

Вопрос для беседы:
Как вы думаете, чтобы купить товары на ярмарке, что необходимо иметь? Найдите в тексте соответствующий материал.

Рассказ учителя:
Как менялы превращались в ростовщиков и банкиров.
Работа
по электронному пособию





Работа по карте


Самостоятельная работа по учебнику








Закрепление и обобщение усвоенного учебного материала (5 мин):
Вопрос:
 В первые столетия средневековья в Европе было мало городов. Но посмотрите на карту и вы увидите, что в XIV веке города густой сетью покрыли её территорию. Чем был вызван рост городов?

Подведение итогов урока (3 мин.):
Что нового ты узнал сегодня на уроке?
Информация обучающимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (3 мин):
1. Прочитать §18 и ответить устно на вопросы к §. 2. Напишите рассказ о жизни средневекового города.

?

?

?