Урок по истории для 9 класса Освободительное движение в Индии и Китае

Автор составитель урока: Зарипова Лиана Федоровна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №7 П. Приютово Белебеевского района РБ
.
Предмет: всеобщая история
Класс: 9
Учебник: Новейшая история 20 в. М: Мнемозина, 2001.
Автор учебника: Алексашкина Л.Н.
Тема урока: Освободительное движение в Индии и Китае.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Медиаматериалы: компьютерная презентация, Фильм- км школа о японской агрессии против Китая
Предварительная подготовка: создание компьютерных презентаций
Цели:
Познакомить уч-ся с социально -политическими трансформациями азиатских стран; определить общие и отличительные черты национально-освободительного движения в Китае и Индии (особенности нод , формы борьбы, цели, участники, итоги и значение)
Развивать навыки сравнительного анализа, умения составлять сравнительную таблицу.
Работать с дополнительной литературой, ресурсами Интернета, разрабатывать информационный проект и представлять его в виде компьютерной презентации.
Ход урока
Введение:
Сегодня на уроке мы продолжим изучение зарубежных стран в 1 половине 20 в. познакомимся с историей развития нод в странах Азии – Индии и Китае через компьютерную презентацию информационных проектов об освободительном движении в Индии и Китае подготовленную группой ребят. Они используя доп.литературу , ресурсы Интернета изучали особенности освободительного движения азиатских стран- задачи , движущие силы, формы борьбы, результаты к концу 30 гг.
Проблемное задание:
Ваша задача, сравнив, что представляло нод в Индии и Китае определить, в чем заключались их общие и отличительные черты.
Итак, я предоставляю слово 1 группе, которая выступит с презентацией своего проекта об освободительном движении в Китае.
Основная часть:
Изучение нового материала:
Презентация информационного проекта
Работая над проектом, мы рассматривали вопросы, связанные с развитием Китае после Синхайской революции, национальной революции 1925-27 гг, гражданская война и формирование антияпонского фронта.
В начале 20 в. г.Китай оставался полуколониальной империей. В результате Синхайской революции 1911-13 под руководством Сунь Ятсена была свергнута династия Цин. Но Китай оставался раздробленным государством. На севере, в Пекине, правили милитаристы , на юге, в Гуачжоу, существовало правительство Сунь Ятсена. Им для руководства страной была создана национальная партия Гоминьдан.
В 1921г.в Сунь Ятсен стал президентом, но милитаристы не признали южное правительство. Для осуществления своих планов Сунь Ятсен обратился за помощью к Советской России и организовал Народно-революционную армию Гоминдана. Появилась и новая политическая сила –КПК. (коммунист партия Китая )
В 1924 г. под флагом Гоминьдана за независимость и объединение Китая сплотились все патриоты.( различные социальные слои -рабочие , крестьяне, буржуазия и политические силы- в том числе коммунисты) Но Сунь Ятсен неожиданно умер, однако революционное движение было подготовлено.
Событием, положившим начало революции, стал расстрел 30 мая 1925 г. англичанами студенческой демонстрации в Шанхае. Десятки демонстрантов были убиты и ранены, сотни-арестованы. Это стало началом массового движения «30 мая». Оно требовало восстановления единства и государственного суверенитета Китая. Так началась национальная , антиимпериалистическая революция в Китае.
Базой стал южный Китай – 4 провинции: Гуанчжоу, Гуанси, Гуандун и Хунан.
1 июля 1925 г. правительство в Гуанчжоу объявило себя Национальным правительством, которое возглавил главнокомандующий НРА Чан Кайши. Летом 1926 г. Национальное правительство активизировало борьбу за объединение страны. НРА начала Северный поход против милитаристов и при поддержке крестьян и рабочих победоносно двигалась вперед. Вскоре центр страны был освобожден. После захвата в 1927 г Нанкина и Шанхая Чан Кайши перенес столицу в Нанкин. В 1928 г. части НРА под руководством Чан Кайши вошли в Пекин. Северный поход был успешно завершен. Революция закончилась. Китай был полностью очищен от милитаристов и подчинен гоминдановскому правительству.
Власть Чан Кайши была признана всеми полит.силами , кроме коммунистов.
Гоминдановское правительство стремились к полному восстановлению суверенитета Китая , выступало за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию страны. В то время как , КомПартия выступала за продолжение революции, завоевание политической власти пролетариатом. Это противостояние Гоминьдана и КПК за пути развития страны вылилось в двадцатилетнюю гражданскую войну.
Против Чан Кайши выступили Коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. В 1928-30-гг. они смогли на Севере создать несколько «советских районов». В ноябре 1931 г. в провинции Цзянси состоялся 1 всекитайский съезд представителей советских районов, провозгласивший Китайскую Советскую Республику. Председателем Центрального Исполнительного Комитета КПК стал Мао Цзэдун.
Итак, революция в Китае завершилась, но борьба продолжалась.
Что вы узнали о главных деятелях?
сообщение – истор.справка о Ч.Кайши Сообщение о Мао Цзэдуне
Каковы были итоги развития страны к концу 30 гг?
В начале 30 гг большую опасность для Китая стала представлять Япония
В 1931 г. Япония захватила северо-восток Китая , оккупировав Манчжурию. Чан Кайши тщетно рассчитывал на помощь западноевропейских держав и США. Они никак не отреагировали на агрессию. Чан Кайши тогда обратился за помощью к Советскому Союзу. Советское правительство согласилось предоставить помощь при условии прекращения гонений на китайских коммунистов.
В 1937 г. состоялись переговоры между делегациями КПК и Гоминьданом и достигнуто соглашение о прекращении военных действий. Красная Армия была преобразована в 8-ю армию Народно-Революционной Армии Китая. Советы преобразованы в демократические органы власти.
С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг , которая считается частью 2 мировой войны. В результате масштабного наступления Японии на Китай был захвачен Пекин, Шанхай, Нанкин руководители Гоминьдана и КПК договорились о создании единого антияпонского фронта.
Фильм- км школа о японской агрессии против Китая
Так перед лицом всеобщей опасности вчерашние противники объединились в борьбе против захватчиков.
Беседа:
В чем заключались особенности нод в Китае? – работа по заполнению таблицы.
1 задачи освободительного движения?
2 участники движения (соц группы, лидеры, партии)
3 формы борьбы
4 итоги движения к концу 30 гг

Оформление результатов работы

Презентация 2 проекта- Освободительное движение в Индии
Индия в начале 20 в оставалась крупнейшей колонией Британской империи и становилась все более важным рынком сбыта английских товаров. В 1914 г экспорт из Англии в Индию был больше, чем в др. страны. Из 400 млн. жителей, населявших колониальные владения Англии индийцы составляли почти ѕ. Недаром индию называли жемчужиной Британской короны. С конца 19 в в индии стало расти нод –связанное недовольством и возмущение тем, что индийцы не допускались на высшие должности в управление.
В 1885 г в Бомбее был основан Индийский Национальный конгресс. Главным лозунгом, которого стала мирная оппозиция колониальному режиму.
Во главе освободительного движения вскоре встал М. Ганди.
Сообщение ( истор справка о Ганди)
Социальный идеал Г. –«сарводайе» - общество всеобщего благоденствия и справедливости, которое можно построить только мирными способами, исключая любые формы насилия.
Для достижения цели еще в 1907 г.Ганди выдвинул идею «сатьяграха»-(что буквально означает упорство в истине) т.е идея ненасильственной борьбы с колонизаторами. Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительственных учебных заведений, организации мирных демонстраций.
Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в отказе от уплаты налогов.
В 1919 г.в Индии прошли акции неповиновения. Кампания неповиновения началась с протеста против закона Роулетта запрещающего полит. забастовки и стачки. Ганди призвал индийцев в знак протеста провести хартал-день молитв и поста, отказ от любых дел
13 апреля 1919 г. г.в Амритсаре колонизаторы устроили бойню- по приказу английского генерала Дайера была расстреляна мирная демонстрация, погибло несколько тысяч человек. В ответ индусы начали забастовки, сжигали английские товары. Ганди удалось не допустить перерастание возмущения масс в стихийный бунт и тем самым предотвратить новое кровопролитие. Он предложил тактику ненасильственного несотрудничества, что означало отказ вести с англичанами дела, служить на них, принимать награды, посещать англ.школы.
Он считал возможным обойтись без западных товаров и вскоре индийцы стали приобретать только домотканые ткани. Началась кампания за прядение национальных тканей, в которые одеваются миллионы индийцев. Миллионы людей подражали своему вождю, обматывая тела домоткаными тканями.
В 1928 г.начала работать комиссия по расширению прав комитетов самоуправления, но индийцев в нее не допустили. 3 февраля 1928 был объявлен хартал . Ни избиения, ни аресты не позволяли очистить улицы от демонстрантов. Ганди объявил курс на независимость страны.
ИНК предпринял новый шаг игнорирование соляной монополии властей. Выработка соли приносила англичанам большую прибыль без этого продукта не мог обойтись никто. Ганди потребовал от властей отмены монополии, снижения налогов и освобождения политзаключенных. Дождавшись отказа, он объявил сатьяграху. В марте-апреле 1930 огромная колонна патриотов во главе с Ганди прошла 400 километров по Индии. 6 апреля, в годовщину Амритсарской трагедии, Ганди вместе с десятками тысяч сподвижников выпаривал соль на берегу моря. Кустарная добыча соли шла по всей стране. Английская экономика в Индии была парализована. Были арестованы почти все лидеры ИНК, включая и Ганди. Без лидеров движение стало выходить из под контроля, происходили вооруженные столкновения. Страна снова встала на грань восстания.Пришлось освободить Ганди и вступить с ним в переговоры.
В 1931 г.было подписано соглашение Ганди с вице-губернатором Ирвином , предусматривавшее прекращение кампании гражданского неповиновения на условиях амнистии политзаключенных, отмены монополии на соль, признания ИНК официальной партией. Стало ясно, что британцы смирились с реформами. 26 января объявлено Днем независимости Индии. Индия получила статус доминиона, т е. самоуправляющей территории. В сентябре 1939 с началом 2 мировой войны вице –король Индии объявил Индию воюющей стороной.
Беседа:
В чем заключались особенности нод в Индии? – работа по заполнению таблицы.
Оформление результатов работы на доске

Заключение:
Выполнение проблемного задания – проведение сравнительного анализа освободительного движения в Китае и Индии.
Что вы находите общего в освободительном движении двух азиатских стран?
В чем заключались отличительные черты?
Проведение теста, подготовленного учащимися в презентации
Вывод урока: Освободительная борьба не завершилась, она была прервана мировой войной, но после ее окончания нод продолжится с новой силой, что приведет к краху колониальных империй и провозглашению полного суверенитета новых государств. Поэтому работа над проектами ваша не закончилась, вы ее будете продолжать, изучая историю стран во 2 половине 20 –начале 21 в.

Домашнее задание: п. 13

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415