Единое государство в Китае. Искусство Китая.


Интегрированный урок истории Древнего мира и ИЗО.
Тема: Единое государство в Китае. Искусство Китая.
Цель: показать, как повлияло начало железного века в Китае на совершенствование общественных отношений; познакомить с причинами объединения Китая, мерами, которые принял Цинь Шихуан, для укрепления своей власти, с изобретениями древних китайцев; развивать умения анализировать текст; воспитывать дисциплинированность, трудолюбие.
Ход урока.
Учитель истории.
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Игра «Дальше».
Заостренный камень, первое орудие труда – рубило.
Художественное творчество человека – искусство.
Высшие одушевленные силы-духи.
Изображение бога из камня и дерева –идол.
Фантастические, вымышленные объяснения-мифы.
Материал, созданный из обожженной глины – керамика.
Товар, выражающий стоимость всех товаров-деньги.
Тростник, растущий по берегам Нила-папирус.
Место, где река впадает в море -дельта.
Вал, который защищает низины от лишней воды –дамба.
Рисунки и знаки древних египтян –иероглифы.
Царь Египта – фараон.
Выпуклое изображение, высеченное на камне – рельеф.
Храм – башня в виде пирамиды в Южном междуречье – зиккурат.
Шумерское письмо – клинопись.
Каменные гробницы фараонов – пирамиды.
Каменный гроб –саркофаг.
Строительство каналов и дамб - ирригация.
Приспособление для поднятия воды – шадуф.
Темно- красный краситель – пурпур.
Работа над новым материалом.
Сообщение темы и цели.
Начало железного века (беседа).
- Почему монеты были такой необычной формы (ножа, мотыги)?
- Почему царства в 6 в. до н.э. стали образовываться в отдалении от больших рек?Первый властелин Цинь. ( III в. до н.э.)
Рассказ учителя.
Сильная армия. Пехота с мечами и арбалетами. Многочисленная конница. Новая организация: в первых рядах всегда была молодежь, а в обороне опытные войны.
Правитель Цинь объявил себя Цинь Шихуаном,что значит «первый властелин Цинь».
Строгое соблюдение законов. Поддерживалась крепость семьи.
100000 знатных семей переселили в новую столицу Саньян.
Император не знал меры в прихотях. Его гробница занимает площадь несколько квадратных километров. Ее строили 37 лет 720000 китайцев. В горе выкопали яму, на дне оказалось 3 ключа. Воду отвели, отверстия залили медью. Стены выложили лакированным камнем. Потолку придали вид неба. В могиле находятся 6000 воинов в боевом порядке с колесницами. Фигуры людей и коней – керамические, а оружие – металлическое.
Император решил построить единую цепь укреплений. Фундамент стены делали из гранитных плит. Строили 1500 лет. Длина – 4000 км, ширина 6,5 метров, высота от 6,5 до 10 метров. Через каждые 100-120 м – башни, их -60 тысяч.
Около горных проходов – ворота, на перекрестках дорог – города – крепости с гарнизонами.
Налоги и повинности возросли во много раз. Император боялся за свою жизнь. Он умер нестарым человеком в 210 году до н.э.
Изобретения древних китайцев.
Порох.
Компас.
Фарфор.
Бумага.
Шелк.
Чай
Эвристическое задание.
Китайский врач навестил больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
- Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, запах имеет странный.
-Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач. – Оно вернет тебе силы, поможет встать на ноги. За этим питьем большое будущее.
-О каком напитке идет речь?
Изготовление шелка.
Еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей – трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного дерева (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры.
При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину, нить, из которой вьют коконы. Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы и свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивалось в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на Запад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.
Как секрет перестал быть секретом?
Творческое задание.
Детям раздается 6 рисунков.
Разложите рисунки в нужном порядке, переверните, прочитайте легенду.
Работа в тетрадях.
Тест.
Как звали первого правителя единого Китая?
Цинь Шихуан;
Конфуций;
Будда;
Ашока2. В каком году произошло объединение Китая?
В 221 году до н.э;
Около 2600 года до н.э;
В 538 году до н.э;
В 612 году до н.э.
3. для какой цели не могла служить Великая Китайская стена?
Удерживать отвоеванные у гуннов земли;
Защищать торговые пути от набегов;
Подавать сигнал об опасности;
Защищать поля от разлива рек.
4. Как называлась караванная дорога, соединявшая в древности восток и запад Евразии?
Итоги.
Творческое домашнее задание.
Представь себя воином, охраняющим Великую китайскую стену. Используя ключевые слова: шелк, купцы, отряд, воинов, гунны, луки, стрелы, мечи, нападение, напиши рассказ от первого лица. Рассказ учителя ИЗО.
Мы узнали, что Китай – одна из крупнейших стран Азии и цивилизация его принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. Первые памятники дают представление о культуре Яншао, на смену которой пришли памятники эпохи Шан .Главными были представления о небе, о земном начале, а также культ предков. Им приносились жертвы для чего из бронзы отливались сосуды до 1 м высотой. Выполненные в технике литья по высокой модели, они имели 4 продольных шва. Но эти швы приобрели символическое значение: они делили сосуд на 4 стороны (стороны света). Декор сосуда имел горизонтальное деление на 3 пояса. Нижний, заполненный стилизованными волнами и рыбами, символизировал стихию воды, средний – мир земли и верхний – неба и гор.
Таким образом, сосуд служил представлением китайцев о строении природы.
На сосудах обнаружены первоначальные формы иероглифической письменности.
В VI в. до н.э. началось строительство Великой китайской стены.Эпоха Хань знаменита своим погребальными комплексами.
В средневековье в Китай проникает буддизм из Индии. В Китае строятся скальные монастыри, посетитель передвигался по шатким мос- там и заглядывал внутрь гротов, оттуда на него смотрели статуи Будды, достигающие 15 – 17 метровой высоты. В эпоху Тан в росписях появляются пейзажные мотивы. Природа становится не только фоном, но и объектом поклонения.
Отношение к пейзажу сохранилось и в эпоху Сун, когда этот жанр живописи сделался наивысшим выражением духовных исканий китайских художников.
Согласно вероучениям того времени, мир – человек и природа – один в своих законах. Сущность его – во взаимодействии двух начал – «инь» (воды) и «ян» (гор). Китайский пейзаж, называвшийся «шаньшуй» («горы» - «воды»). Для этого необходимы были только 2 цвета – темный и светлый (темная тушь и светлый фон). Пейзажи писались на вертикальных свитках. Появляется много художников пейзажистов: Ли Чэн, Сюй Дао-нин. Один из самых одаренных, художник и теоретик ,Го Си в своих картинах делил пространство на планы и использовал белое пространство, чтобы передать воду, снег, туман.
Давайте вместе посмотрим на картины с изображением китайских пейзажей и китайских иероглифов.
Практическая работа учащихся.
А теперь ребята мы представим себя китайскими художниками и изобразим пейзаж. Ребята работают черной краской по белому листу.
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.
Итоги урока.