Технологическая карта по окружающему миру на тему «Средние века»

Тема
Средние века.

Цель темы

Опираясь на знания учащихся, подготовить их к изучению истории Средних веков. Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины. Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы.
Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине и интерес к изучению истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами.


Планируемый результат
Знать об истории следующей эпохи , эпохи средневековья.

Основные понятия
Понятия:
- средневековье;
- рыцарь;
- замок;
- религия (Христианство –Церкви, Ислам -Мечети, Буддизм -Буддистские храмы)

Межпредметные связи
окружающий мир, история, математика

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь
Тема: «Средние века»
Методическое пособие, мультимедийная презентация

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Технологическая карта урока «Средние века»


Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

I.Организационный момент.







II. Проверка домашнего задания, актуализация полученных знаний.
Цель – актуализировать и закрепить знания учащихся об образе жизни, науке, культуре
и достижениях народов Древнего мира;















1.Выполняют тест.









Запись в тетрадях результатов теста.

Взаимопроверка .-работа в парах.

Выводы и рассуждения

2. Разгадывание кроссворда.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И не досуг дуть на корабль бумажный Сегодня в классе у ребят урок, уж больно важный.

Какие открытия сделали на прошлом уроке?
Вы сейчас легко справитесь с тестом.


Тесты лежат на столах, подпишите листочки, задания по вариантам.
Провести инструктаж.


Организовать работу в паре.

Итог и оценивание.

Чтобы отправиться в новую историческую эпоху, вам предстоит разгадать кроссворд.































Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете эпоху Древнего мира. Но ведь на этом история не заканчивается. И мы сегодня продолжим путешествие по  «временной ленте».











Работа над повторением изученных тем.( тест)






















Разгадывание кроссворда:

1) Эта наука изучает, как жили разные люди. (история)
2) Эту науку называют “наукой лопаты”. (археология)
3) Эти люди жили сообща, группами, не умели говорить. (первобытные)
4)Этот бог изображался человеком с головой птицы. (Ра)
5) Как звали бога воды, изображённого в виде человека с головой крокодила (Себек)
6) Как звали бога мудрости, счёта и письма. (Тот)
7) Как звали людей, которые считали священными льва, крокодила, скорпиона, жука-скоробея. (египтяне)
8) Примерно 5 тысяч лет назад на берегах этой реки возникло Египетское царство. (Нил)
9) Как назывались гробницы царей Египта? (пирамиды)
10) Существо с телом льва и головой человека, охранявшей гробницы египетских фараонов (сфинкс)
11) Самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон)
12) При извержении этого вулкана город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла. (Везувий)
13) Как назывался холм в Афинах, где находились главные храмы города. (Акрополь)
Слайд 2.

Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Общеучебные УУД










Что такое история?
Тест:
Вариант I
1. Главная площадь Рима:
а) Форум; б) Капитолий; в) Палатин.
2. “Жилище” для богов в Древнем Египте:
а) храм; б) саркофаг; в) пирамида.
3. Гробница фараона в Древнем Египте:
а) храм; б) пирамида; в) сфинкс.
4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
а) саркофаг; б) пирамида; в) мумия.
5. На берегах этой реки возникло Египетское государство
а) Нил; б) Амазонка; в) Дон.
6. Кто, согласно легенде, основал город Рим?
а) Рем; б) Ромул; в) Марс.
Вариант II
1.Существо с телом льва и головой человека, “охраняющее” гробницы египетских фараонов:
а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс.
2. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:
а) Амон-Ра; б) Эхнатон; в) Тот.
3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:
а) Эхнатон; б) Хеопс; в) Тутанхамон.
4. Кто, согласно легенде, был первым царём Рима?
а) Рем; б) Ромул; в) Нумитор.
5. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?
а) гладиаторские бои; б) театральные представления; в) конские бега.
6. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь; б) Агора; в) Академия.



III этап. Работа над новым материалом.
Цель – Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
-Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины. -Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы.
- Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине и интерес к изучению истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами.


























Физкультминутка.


Открытие нового знания

Учащиеся ставят УЗ.( получить представление о Средневековье и узнать, о жизни Средневековья.)

-просмотр слайдов, ответы детей









Дети высказываются.


Работа с учебником:
Правильность высказываний проверяют, прочитав материал в учебнике. (Стр.18-19)
(чтение учащимися про себя)

- чтение и выбор информации по вопросам учителя
- обобщить полученные знания















Работа по учебнику. С.15-17
Прочитайте текст на с. 15-17 учебника и постарайтесь ответить на вопрос:


Сегодня нам предстоит совершить путешествие в эпоху Средневековья, т.е. переходим к следующему этапу развития общества - Средние века.
Вступительная беседа.
Началом Средневековья принято считать 476 год. Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали больше обрабатывать земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, -которых раньше не знали: рис, чай и кофе, картофель, апельсины, помидоры. В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Мореплаватели открыли Америку и Австралию. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва, которые существуют и поныне.


Но, а про главное изобретения узнаете, прочитав учебник на стр. 20.



Организовать фронтальную работу по учебнику







Организовать работу в паре


1.Знакомство с понятием «Средние».

Как вы понимаете понятие «средние»?(ответы учащихся)

2. Постановка проблемных вопросов:
- Сколько веков длился этот период?
- А теперь переведите эти века в года?
- Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.)

Кто такие рыцари?
Слайды 5-7.



- А как вы думаете, где жили рыцари в те далёкие времена? (в замках)
- Правильно, а каким вы себе представляете замок рыцаря? (ответы учащихся)
- Какое место выбирали для строительства замков? (высокий холм, обрывистый утёс, остров посреди реки)
- Зачем нужна была металлическая решётка с острыми зубьями? (преграждала вход в замок)
- А для чего проводились рыцарские турниры? (для развлечений)
- Чем занимались обитатели замков? (хозяин охотился, принимал гостей, устраивал балы, женщины занимались рукоделием)











Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Общеучебные УУД
познавательные, действия постановки и решения проблем, моделирование, знаково-символические, логические),
- ЛичностныеУУД – смыслообразование, формирование основ гражданской идентичности


- Как вы думаете, что мы узнаем, с кем встретимся?
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой? (учащиеся ставят УЗ)
Слайд 3.
очки
часы
рыцарь
замок
Москва
вилка


Итак, мы перенеслись в Средневековье. Как вы думаете, почему появились эти картинки? (ответы детей)

Эпоха Средневековья.
Сколько по времени продолжалась данная эпоха?






Как жили рыцари?
Чем они занимались?
Какой вклад внесла данная эпоха в историю человечества?

Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого «Ritter»– всадник, конный воин.
Как вы думаете, кто мог стать рыцарем? Женщина могла?
А мужчина? Какой мужчина – богатый или бедный? Почему?
Как становились рыцарем? Прочитайте текст, найдите ответ.
Интересно, что умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Это достоинство или недостаток?


Познавательные УУД – логические действия.

ЛичностныеУУД – смыслообразование, формирование основ гражданской идентичности




Расскажите, каким вы представили себе замок.
Слайды -8-9.
Какое изобретение было главным в Средние века?
Кто открыл способ как быстрее и легче создать книги? Слайд – 10.



Что такое религия?

Слайды – 11-15.

Какие веры возникли в Средневековье?
Где распространялись эти веры?
Как назывались здания для молитв у каждой веры ?
( христианство церкви, соборы.
Ислам - мусульманские мечети.
Буддизм - буддистские храмы.)







1V этап. Закрепление полученных знаний
Цель - обобщить и закрепить полученные знания.


Работа с учебником по вопросам учителя






Организовать
Фронтальный опрос, беседу по существу вопросов



Фронтальная работа по учебнику




Кто первым нашел способ создать книгу?
Что он предложил использовать?
Как назывались металлические буквы?
Какой год считается годом рождения книгопечатания?


Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье?
Как изменился облик Европы за время Средневековья?
Как назывались здания для молитв?
Кто такие рыцари Средневековья?
Для чего строили замки?
Где строили замки?
Какие укрепительные сооружения были у замка?
Удобное ли было это жилище?
Чем занимались обитатели замка?



V этап. Итог. Обобщение полученных знаний.


Рефлексия:
Девочки начнут посвящение: «Будь смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих»
Клянетесь рыцарями быть!
Мальчики:
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Долой и латы, и забрало! Мы – рыцари добра – И в этом наша слава!



Самым ярким пятном в истории Средневековья и в жизни рыцаря был обряд «Посвящение в рыцари».
Закончить наш урок я предлагаю тоже посвящением.
Но обряд этот будет современным.
Я предлагаю девочкам посвятить своих мальчиков в рыцари.





Какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем?
Коммуникативные УУД

Личностные УУД – смыслообразование, формирование основ гражданской идентичности


VI. Домашнее задание.
Контролирующее задание
Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка), коммуникативные.
Продумать работу по организации мини – исследования на уроке: 1 группа(уч-ся 1 ряда) подготовить сообщение о рыцарях ; 2 группа-о замках; 3 группа-о религии.
Инструктаж
Учебник: стр. 15-21, найти еще одно достижение эпохи Средневековья.




Результат и его оценка

Знаю , что такое Эпоха Средневековья, сколько по времени продолжалась данная эпоха,
как жили рыцари, чем они занимались, что такое замки и религия, т.е.какой вклад внесла данная эпоха в историю человечества.






























Приложение № 1. Дидактический материал.
ТЕСТ.
Вариант I
1. Главная площадь Рима:
а) Форум; б) Капитолий; в) Палатин.

2. “Жилище” для богов в Древнем Египте:
а) храм; б) саркофаг; в) пирамида.

3. Гробница фараона в Древнем Египте:
а) храм; б) пирамида; в) сфинкс.

4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
а) саркофаг; б) пирамида; в) мумия.

5. На берегах этой реки возникло Египетское государство
а) Нил; б) Амазонка; в) Дон.

6. Кто, согласно легенде, основал город Рим?
а) Рем; б) Ромул; в) Марс.
Вариант II

1.Существо с телом льва и головой человека, “охраняющее” гробницы египетских фараонов:
а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс.

2. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:
а) Амон-Ра; б) Эхнатон; в) Тот.

3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:
а) Эхнатон; б) Хеопс; в) Тутанхамон.

4. Кто, согласно легенде, был первым царём Рима?
а) Рем; б) Ромул; в) Нумитор.

5. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?
а) гладиаторские бои; б) театральные представления; в) конские бега.

6. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь; б) Агора; в) Академия.

15