Технологическая карта урока Средние века



Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока: сформировать представление о Средневековье, как исторической эпохе.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. овладение способностью понимать учебные задачи урока и стремление её выполнять.
познавательные: умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
создание условий для формирования представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни.
Понятия: Средние века, христианство, ислам, буддизм, рыцарь, замок.Оборудования: учебник, презентация, карточки,3Д
Этапы урока Время Содержание Деятельностьучителя Деятельностьучащихся УУД
Организация начала урока 1 мин Создаю эмоциональный настрой на урок.
Доброе утро, ребята! Меня зовут Людмила Александровна. Урок окружающего мира проведу у вас я! Урок у нас необычен еще и тем, что у нас много гостей. Поприветствуйте их, улыбнитесь друг другу.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
– Пусть этот урок позволит нам открыть много нового и интересного.(просмотр видео) Учитель приветствует учащихся. Проверяют наличие всех принадлежностей Личностные - воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.
Мотивационный 1 мин -Как вы думаете, в какую эпоху времени мы попали? (В средние века). Я с вами согласна.
Обратимся к ленте времени, и проверим правильно ли вы определили эпоху.
– Средневековье – это красивая эпоха, оставившая яркий след в истории.
Это время путешествий, открытий, изобретений, скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.
- Какова тема нашего урока (Средние века)
-Что бы вы хотели об этом узнать об этом времени? (когда это было, кто жил в это время, где жили, чем занимались, какие достижения
– Сегодня мы постараемся ответить на все поставленные вами вопросы. Мы действительно отправимся в эпоху Средневековья, прекрасную страну рыцарей и замков! Словесный метод. Слушание вступительного слова учителя
Наглядный метод Слушают вступительное слово учителя Личностные - желание приобретать новые знания.
Мотивационная основа учебной деятельности;
Познавательные-
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Открытие новых знаний 6 мин Эпоха Средневековья продолжалась с какого века по какой? V века до конца ХV века. (Слайд)
- Давайте подумаем, сколько веков длилась эпоха? (Слайд). А сколько лет? (слайд)
Началом Средневековья принято считать 476 год (слайд), когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.- Как вы считаете, изменилась ли жизнь людей в средние века по сравнению с древним миром?
Многое изменилось в жизни людей в Средние века.
Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.
В Средние века были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Еще одним удивительным изобретением было книгопечатание. (По учебнику ищут информацию о первой книге)
- Кто первым нашел способ создать книгу? Что этот человек предложил использовать? (Немец Иоганн Гутенберг предложил использовать разборный шрифт).
- Как назывались металлические буквы? (Литеры).
- Какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445 год).
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, уступало место единобожию. Все шире стали распространяться основные мировые религии.(в учебнике)
- Как назывались сооружения для молитв у людей каждой веры? (В христианстве – церкви, соборы. В исламе – мусульманские мечети. В буддизме – буддистские храмы.) (слайд) – Кто же такой рыцарь? Ваше мнение. (энциклопедия)
( Рыцарь – это смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь – это благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек.). – Как вы думаете, все ли могли стать рыцарем? Кто мог стать рыцарем?
- Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.
- А как отличить одного рыцаря от другого? 3Д
– Из средних веков к нам пришло высказывание:
“Мой дом – моя крепость”. (Слайд)
Что же это за дом – крепость, в которой жили рыцари?
(Замок.) (Слайд) 3д
- Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой).
- Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки)
- Какие укрепительные сооружения были у замков? ( Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подземный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху.)- Это было удобное жилье? (Оно было не очень удобным. Стекол на окнах не было. В замке было холодно, сыро, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам)Словесный метод.Образное повествование.Наглядный метод. Учащиеся слушают повествование учителя.
Читают текст учебника.
Личностные - осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.
Познавательные - воспринимать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.
Усвоение новых знаний и способов действий 6мин Сейчас вам предстоит работа в группах – Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны, вы узнаете, сложив картинки.
Последняя группа рассказывает о турнире.Можете приступать к работе.
Словесный метод.
РассказНаглядный метод.
Работа с карточками.
Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя.
Работают с дополнительным материалом.
Личностные - усвоение нового
материала.
Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей,
Физминутка? Обобщение и систематизация знаний
2 мин
. Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно, есть что-то, чем мы с вами пользуемся и в настоящее время. Обычай снимать шапку, когда входишь в дом. Почему он возник? (Примерный ответ. Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена Средневековья прошли, но обычай — входя в комнату, снимать головной убор — остался. Этим человек показывает хозяевам, что уважает дом, в который вошел, живущих в нем людей. И это им приятно.)- Обычай, здороваясь, снимать перчатки. Почему он сохранился и теперь? (С рыцарских времен идет обычай — здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке нет оружия, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас люди снимают перчатку или варежку из уважения к человеку
Словесный метод.
Словесный метод. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
. Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Приводить убедительные доказательства. Оформлять диалогическое высказывание.
Подведение итога урока, закрепление изученного материала 2 мин Сегодня вы хорошо поработали на уроке, и я думаю, что вы все можете быть посвящены в рыцари! Что значит быть рыцарем в современном мире и какими качествами он должен обладать?.Давайте вспомним, какие религии возникли в Средневековья?(христианство, буддизм, ислам), кто такие рыцари средневековья?(воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом), Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой, у ворот был подземный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху)Словесный метод..Ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.
Рефлексия 1 мин – В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше.
Ребята, исчезли ли ваши опасения, которые возникли у вас в начале урока?Словесный метод. Оценивают свою работу. Регулятивные - анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.
Домашнее задание 1 мин ?
Спасибо за урок, ДО СВИДАНИЯ!