Рабочая программа дружины юных пожарных Спасатель


муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Гончарова»
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
Костюченко Т.Г.

25.08.2015 г. _______________________
Подпись
УТВЕРЖДЕНА.
Педагогическим советом школы
(протокол № 1 от 26 августа 2015 г.)
УТВЕРЖДЕНА.
Директором МОБУ Ромненская СОШ
___________/Т.В.Пасечникова/
Приказ № 131 от 27.08.2015 г.
Дополнительная общеобразовательная рабочая программа
дружины юных пожарных «СПАСАТЕЛЬ»
руководитель: Онищенко Оксана Николаевна
на 2015 -2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка
2. Тематическое планирование
3. Календарно – тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса
5. Список литературы
6. Учебно–методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
непрерывность образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Время реализации программы – 34 занятия.
Количество воспитанников в дружине – 15 человек.
Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;
формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
патриотическое воспитание подрастающего поколения;
социальное становление личности ребенка;
формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ.
Задачи:
сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением);
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
1. Воспитательные:
воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
научить основам строевой подготовки;
приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
развитие детского технического творчества,
развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.
Работа кружка включает в себя 3 этапа:
Теоретический этап накопления знаний;
Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Содержание Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1 -
2 Подготовка к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту. 3 2 1
3 Азбука туризма 2 1 1
4 Туристические биваки 2 1 1
5 Виды узлов 2 1 1
6 Устройство огнетушителей 2 1 1
7 Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности 2 1 1
8 Знаки пожарной безопасности 2 1 1
9 Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. 2 1 1
10 Пожарная техника и костюм пожарного. 1 1 -
11 Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях 1 1 -
12 Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. 2 2 -
13 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. 2 1 1
14 Игра-викторина «Опасный огонёк» 1 1 -
15 Экскурсия в пожарную часть. 1 - 1
16 Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» 1 - 1
17 Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. 2 - 2
18 Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. 1 - 1
19 Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. 2 1 1
20 Соревновательная деятельность. Подведение итогов. 2 - 2
ИТОГО 34 17 17
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «СПАСАТЕЛЬ»
№ Тема занятия кол-во часов тип
занятия Характеристика деятельности
учащихся или виды учебной
деятельности Виды
контроля,
измерители Планируемые результаты освоения материала Дата
проведения
план факт
Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины. 1 Урок изучение нового и первичное закрепление Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Текущий
беседа Знать правила поведения во время проведения занятий. 2
3
4 Подготовка к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту. 3 Урок закрепления Знакомство с пожарной техникой, видами спорта, работа пожарного, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание.
практика Знать вида пожарно-прикладного спорта, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание. 5
6 Азбука туризма 2 Комбиниро-ванный Лекция: снаряжения для похода, питание в походе, ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, костры. Текущий
устный опрос Уметь применять знания на практике: топографическая карта, условные знаки, виды костров. 7
8 Туристические биваки 2 Комбиниро-ванный Беседа-практика(лекция): виды туристических бивак. устный опрос Знать (вспомнить) виды туристических бивак. 9
10 Виды узлов 2 Комбиниро-ванный Беседа-практика: виды узлов. Текущий
устный опрос Знать (вспомнить) виды узлов. Уметь применять знания на практике 11 Устройство огнетушителей 1 Комбиниро-ванный Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Текущий
устный опрос Знать виды и назначение огнетушителей. Уметь применять знания на практике 12
13 Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности 2 Комбиниро-ванный Игра на противопожарную тему устный опрос Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения. 14 Устройство огнетушителей, их типы. 1 Комбиниро-ванный Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Текущий
устный опрос Знать виды и назначение огнетушителей. 15
16 Знаки пожарной безопасности 2 Комбиниро-ванный Знакомство(повторение) знаки для использования на путях эвакуации. Текущий
устный опрос Знать знаки пожарной безопасности. 17
18 Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. 2 Урок изучение нового и первичное закрепление Беседа: виды пожаров, правила поведения при пожаре. Текущий
устный опрос Знать виды пожаров, правила поведения при пожаре. 19 Пожарная техника и костюм пожарного. 1 Комбиниро-ванный Лекция (практика): виды пожарной техники, костюм пожарного. Текущий
беседа Знать виды техники, костюм пожарного. 20 Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. 1 Комбиниро-ванный Беседа: неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при
курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. Беседа, устный опрос Знать причины пожаров
в жилом доме 21
22 Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. 2 Комбиниро-ванный Лекция: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления ответственности, размер санкции. Текущий
беседа Знать: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления отв-ти, размер санкции. 23
24 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. 2 Комбиниро-ванный Лекция (практика): первая помощь пострадавшим при пожарах. Ожоги и травмы. Отравление угарным газом. Текущий
беседа Знать: первая помощь пострадавшим при пожарах. Ожоги и травмы. Отравление угарным газом. 25 Игра-викторина
«Опасный огонёк» 1 Комбиниро-ванный Игра на противопожарную тему. Текущий
беседа Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения и т.д. 26 Экскурсия в пожарную часть. 1 Контроль знаний Беседа (рассказ): знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.
Промежуточный устный опрос Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета. 27 Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» 1 Практичес-кое занятие Проверка состояния пожарного щита, эвакуационных выходов, заправки огнетушителей и др. Текущий
беседа 28
29 Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. 2 Комбиниро-ванный Беседа (рассказ): хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. ЧС в нашем населенном пункте. Текущий
беседа Знать и уметь: распространение листовок, памяток на противопожарную тематику. 30 Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. 1 Практичес-кое занятие Практика: изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. Текущий
устный опрос Знать планы эвакуации школы, правила эвакуации. Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика» 31-32 Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. 2 Комбиниро-ванный Лекция: пожарные извещатели, разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охранно-пожарной сигнализации, понятие о приёмных станциях. Текущий устный опрос Знать: пожарные извещатели, разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охранно-пожарной сигнализации 33-34 Соревновательная деятельность. Подведение итогов. 2 Комбиниро-ванный Участие в соревнованиях среди ДЮП Текущий
устный опрос Уметь применять знания на практике ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
Пользоваться спичками.
Эвакуироваться из здания школы.
Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
«Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
6. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Пожар.
Лесной пожар.
Первичные средства пожаротушения.
Действия в случае невозможности покинуть квартиру.
Правила поведения при пожаре.
Умей действовать при пожаре.
Знаки пожарной безопасности.
Основы пожарной безопасности для школьников.
Мы – юные пожарные.
Осторожно – огонь.
Дети и огонь.
Эксплуатация печного отопления.
Меры ПБ при проведении новогодних праздников.