Занятие с элементами релаксации Азбука здоровья для 1-2 классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 13”
г. Железногорск Курская обл.
Занятие с элементами релаксации
«Азбука здоровья»
1-2 класс

Подготовила
Педагог – психолог: Леухина Е.Н.
Цель:
формирование у детей необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Задачи:
выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства
снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
развитие внимания, глазомера, зрительной памяти ребенка, аккуратности.
учить  детей использовать полученные  на занятиях знания  и умения в повседневной жизни.
Место проведения: сенсорная комната
Оборудование:
1.  ковровое покрытие на полу или индивидуальные коврики,
2 мяч,
3.  музыкальный центр с набором дисков
 Продолжительность занятия 25 минут.
Возраст: 1-2 класс
Ход занятия
1. Приветствие. Введение в игровую ситуацию.
2. Цвет моего настроения»
По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению.
3. Дыхание ноздрями».
Дышать по очереди одной ноздрей 3 раза, затем другой 3 раза.
4. «Шарик».
Сесть на коврик. Ведущий: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:
«Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем»
5. Этюд “Ты — лев” (саморегуляция).
– Закройте глаза, представьте льва — царя зверей: сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как каждого из вас. Каждый из вас лев. У него ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев — каждый из вас! (Поза гордого человека.) Давайте попробуем еще раз. Это упражнение поможет вам сдержать свою злость, когда захочется кого-нибудь обидеть или что-нибудь разрушить.
Психомышечная тренировка (снятие мышечных зажимов, образующихся в результате переживаний и эмоциональных проблем).
– Покажите, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое
– А теперь на пути густая чаща. Надо через нее перейти. Движения редкие, сильные, четкие, рубящие, бой барабанов
Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломаные
К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные
Все спокойны. Стоим без движения. Все тело мягкое, расслабленное. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, гибкое, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Сколько положительных эмоций оно получило.
6. «Звуки».
Произносить звук « а-а-а» 3 раза. Этот звук снимает боль, оказывает мощное действие на весь организм, способствует насыщению тканей мозга.
7. Этюд “Слушай хлопки!” (активное внимание)
– Давайте встанем в круг. Идите по кругу, слушайте внимательно. Когда я хлопну в ладоши один раз, то вы должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны), а если я хлопну два раза, то вы принимаете позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). А если вы услышите три хлопка, то вы встаете и продолжаете ходьбу дальше (2—3 раза).
Вы такие молодцы, все внимательно слушали мои задания, все правильно выполняли. Я вами горжусь! (Ученики садятся на свои места).
8. Игра с муравьем (напряжение и расслабление мышц ног)
– Представьте, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Вы с силой натягиваете носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе); оставляете носки в этом положении, прислушиваетесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания); мгновенным снятием напряжения в стопах вы сбросили муравья с пальцев ног (на выдохе); ваши носки идут вниз — в стороны, расслабляете ноги, ножки отдыхают (повтор 2—3 раза).9. “Солнышко и тучка” (напряжение и расслабление мышц туловища)
– Представьте, что солнышко зашло за тучку, стало свежо, и вы сжимаетесь в комочек, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, вдруг стало
Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица)
– Представьте, что светит яркое солнце, мы подставляем солнышку подбородок, слегка разжимаем губы и зубы (на вдохе). Вот летит жучок, он собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко-крепко закрываем рот, чтобы жучок не залетел. Жук улетел, и мы слегка открываем рот, облегченно вздыхаем. Теперь мы подставляем носик, пусть он загорает, рот полуоткрыт. Вот летит бабочка и выбирает, на чей носик ей сесть. Давайте сморщим носик, поднимем верхнюю губу, рот оставим полуоткрытым (задержка дыхания). Улетела. Расслабим мышцы губ и носа (на выдохе). Снова прилетела бабочка. Пусть она покачается на качелях: подвигаем бровями вверх-вниз.
10. «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу…»
Инструкция: «Слушайте меня внимательно  и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты на большом широком лугу. Прекрасный теплый летний день. Ты чувствуешь, как солнечные лучики целуют твои руки, ноги, спину. Тебе приятно смотреть на чудесный, роскошный зеленый ковёр. Ты с удовольствием слушаешь гомон птиц, которые рассказывают друг другу новости…И вдруг твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какой у него стебель, листья. Это чудесный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие приятные чувства он у тебя вызывает… Ты с нежностью  дотрагиваешься до него, будто гладишь…Ты чувствуешь себя спокойно… Тебе хорошо и приятно... Побудь в этом состоянии…Это место на лугу  только  твоё,  его никто не знает, кроме тебя…Но вот пора возвращаться. Ты всегда можете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Открой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».
11. Рефлексия занятия – оценка занятия
– Все отдохнули. Пора возвращаться в школу.
Как вы себя чувствуете? (По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению)
Спасибо за старание.
Литература.
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – Творческий Центр. Москва 2009. – 160с.
2. А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – Москва. ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
5. Studio2008 Relax “Звуки природы” дискформата CD-MP3