Развиваем мелкую моторику у детей от 3 до 5


Развиваем мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет(МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ) Консультация для родителей Фефилатьева Надежда Николаевнавоспитательг. Северодвинск Содержание: ОсобенностиНормыОтклоненияДиагностикаМетодики развития Что такое мелкая моторика ? Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста? Особенности К 3 годам, движения пальцев детей становятся похожи на движения взрослого человека.Дети учатся класть вещи в определённое место.До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения Нормыразвитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям. Стучит предметом о предмет.Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.По аналогии строит мостик из 3 кубиков.Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.Перерисовывает крестик, круг, квадрат.Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами. Нормы если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок 4-5 лет усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени. ОтклоненияЕсли развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы: нарушена техника движений;страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;диагностируются недостатки психомоторики;плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;затруднения при использовании ножниц. Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать. Диагностика нужна, чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено.Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения. Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки. Диагностика Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую. Теперь подведите итоги Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии. Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много. Методики развитияЧтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Игры с мелкими предметамиРебёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:мозаика;пазлы;конструктор.Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Пальчиковая гимнастика « колечко»Поочерёдно как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя с большим. Упражнение выполняется с каждой рукой отдельно, затем вместеДля трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым.В 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:цветные палочки;скороговорки;стихи;пальчиковый алфавит;пальчиковый театр. Массаж кистей и пальцев Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:профессиональный массаж у специалиста;самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинкуИгры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики. Лепка Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет. Рисование здесь есть выполнение определённых заданий:рисование по трафаретам;штриховка;рисование по фигурным линейкам;работа с занимательными прописями специально для дошкольников.Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным. Средства развития мелкой моторики «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», — говорил В. А. Сухомлинский. И с этим высказыванием не поспоришь. Период от рождения до школьного возраста является самым благоприятным для формирования умений и навыков.