Мастер-класс Развиваем пальчики — стимулируем речь


МС(К)ОУ «Брюховская СКШИ VIII вида»
Мастер-класс
«Развиваем пальчики – стимулируем речь»
подготовила Кирьянова Н.В.
учитель начальных классов
2014
Цель: знакомство с пальчиковыми играми с предметами из пособия петербургского логопеда О.И. КрупенчукЗадачи: - раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики
- познакомить педагогов с пальчиковыми играми с предметами
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, платки, чётки, стопоры, прищепки, горошины-пульки.
Ход
1. Упражнение «Приветствие»
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом.Упражнение «Путаница»Описание: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.
2. «Развиваем пальчики – стимулируем речь»
Тема моего мастер-класса называется «Развиваем пальчики – стимулируем речь». (Слайд 1)
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
310515106680(Слайд 2)
Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.
(Слайд 3)Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.
Уважаемые  коллеги, я думаю вы согласитесь со мной, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
По мнению Василия Александровича Сухомлинского « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».(Слайд 4)  Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста.
Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).  
Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики: 1. нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной; 2. каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями; 3. пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.(Слайд 5)
Пальчиковые игры условно разделяются на группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием наглядности и атрибутики.
1-я группа  - пальчиковые игры без предметов;
2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
3-я группа пальчиковые игры с предметами. (Слайд 6)
Я сегодня хочу вас познакомить с пальчиковыми играми с предметами из пособия известного петербургского логопеда О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры с предметами развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. На слайдах будут представлены эти игры.  Для этих упражнений нужны следующие предметы: прищепки, стопоры, горошки-пульки, пробки, чётки, счётные палочки, платочки, спички. (Показ)
Каждое упражнение с предметом сопровождается стихотворением. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Но, а сейчас я предлагаю поиграть вам в некоторые пальчиковые игры.
- Упражнение «Комканье платка» (Слайд 7)
- Упражнение с прищепками (Слайд 8)
- Упражнение со стопором (Слайд 9)
- «Горошки» (Слайд 10)
- Упражнение с чётками (Слайд 11)
3. Итог
Итак, пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
4. Литература и интернет-ресурсы
О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2005
http://detskiysad195.ru/?p=87
http://www.kindergenii.ru/metodichki/razvivaem-palchiki.htm
http://signorina.ru/1351-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej.html
http://signorina.ru/1351-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej.html
http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika09.htm
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/palchikovye-igry-ikh-rol-v-razvitii-rebenka
http://tatyana68.ucoz.ru/news/pravoe_i_levoe_polusharija_mozga/2013-07-26-4880