Конспект урока Русское искусство 18 века

Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока: «Русское искусство 18 века»
Цель урока: Ознакомить учащихся с искусством Руси 18 века

Задачи урока
Образовательные 
–охарактеризовать основные направления развития русской культуры первой половины XVIII в.;
- раскрыть характер петровских преобразований, определить значение развития культуры России XVIII в.;
- расширять знания о русских живописцах, скульпторах, архитекторах, зодчих;
Развивающие 
– создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству;
- развивать речь, умения слушать, память, мышление, воображение;
-развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения
Воспитательные 
– способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России;
- воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры;
Оборудование:
мультимедийная установка;
презентация;
учебник;
тетрадь на печатной основе


Ход урока
I.Организационный момент
У: Из глубокого колодца
Солнце медленно встает
Свет его на нас прольется
Луч его нам улыбнется,
Новый день оно начнет!
У: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем изучать новую, интересную тему, но для начала давайте проверим домашнее задание. Расскажите мне, что вы знаете об образовании в Древней Руси. (Слайд 1)
II. Проверка домашнего задания
1 вопрос: В каком веке были созданы первые школы и как они выглядели?
2 вопрос: Какое произведение оставил нам в наследие Владимир Мономах?
3 вопрос: Как учились при Петре Первом?
4 вопрос: Расскажите нам о первых университетах России?
5 вопрос: кто такой Михаил Ломоносов, чем он известен?
(Проверка домашнего задания проходит в форме пересказа детьми отдельных пунктов данной темы)

III. Изучение нового материала
Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в XVIII век. Представьте, что наш авиалайнер приземлился на земле града Петра. И наш кабинет превращается в комфортабельный автобус, а я, ваш учитель, буду гидом на протяжении всего нашего путешествия.
- Ребята, скажите, а что это за город, град Петра?
Д: Санкт- Петербург
У: Ребята, тема нашего урока : «Искусство России 18 века
У: Ребята, скажите что такое искусство?
Д: Искусство – это воплощение всего красивого что нас окружает.
У: А что мы отнесем к искусству?
Д:Театр, Живопись, Здания, Балет, Скульптура.
Я расскажу вам о искусстве России на примере города Санкт-Петербурга. Так в 18 веке именно этот город был центром культуры нашего государства. Мы с вами узнаем о строительстве Петербурга, об архитектурных памятниках XVIII века. Мы побываем с Вами в Академии наук и в Академии художеств, театре. Увидим замечательную петербургскую скульптуру, заглянем на ассамблею.
У: - Ребята, а вы были в этом центре культуре?
Д: Да
У: А что удивительного вы видели на улицах города?
У: Ребята, в этом городе очень красивая архитектура.
У: А что такое архитектура?
Д: Это постройки, строения города.
У: Ребята, а вы знаете с чего все начиналось?
Д: Нет
У: Ну тогда я вам сейчас расскажу. При Петре I строительство, особенно в его новой столице России, приняло размах исключительный. А начиналось всё так. На Заячьем острове по приказу Петра выросла Петропавловская крепость. Затем под прикрытием пушек, стоявших на бастионах крепости, появляются жилые дома. Для строительства «парадиза» были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы, гравёры.
IV Физкультминутка


Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.


VI.Продолжение работы над новым материалом
Познакомимся с лучшими постройками Петровской эпохи. В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо. Шпиль, как архитектурная форма, пришёл из Западной Европы, только там их не золотили. В Петербурге неожиданно совместились две эти традиции. Выработался новый смешанный стиль с использованием иноземных и местных мотивов.
Петербург - единственный в те времена город, который развивался по заранее определённому плану. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Пётр не мог расстаться с идеей, сделать центр города на Васильевском острове, и туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Построили специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание Санкт -Петербургского университета. А дома вельмож выглядели примерно так: высокое крыльцо, белые декоративные детали на ярком фоне, изощрённые завершения боковых выступов, овальные слуховые окна. Это Кикины палаты.
Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений.
Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве 17-19 вв., обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры характерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.
В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г. Камерон, Д. Кваренги, И.Е. Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги), Смольный институт (Кваренги) (слайды).
У:Ребята, но удивительные постройки были не только в этом городе. А вы знаете какую постройку назвали «сказка куполов»?
Д: Нет
У: Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на странице 87. Скажите где расположено это чудо -архитектуры? Какая легенда дошла до нас?
Д: Это постройка – Кижи, расположен на острове на Онежском озере. Поставил эту церковь мастер –Нестор.
У: Продолжаем путешествие по северной столице и знакомимся с творениями в стиле барокко. Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв.,
У: Ребята, а вы знаете, что это за стиль барокко?
Д: Нет
У: Барокко это – «распущенный», «склонный к излишествам», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] perola barroca  «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова)  характеристика европейской культуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], центром которой была [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Стиль барокко появился в XVIXVII веках в итальянских городах: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации»
У: Посмотрите на иллюстрации в учебнике на стр.88. Там изображены фонтаны Петербурга, что о них можно сказать. Чем же отличается стиль барокко?
У: Отличался декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.
В стиле барокко работал знаменитый Варфоломей Растрелли. Сын скульптора К. Растрелли учился за границей. По его проектам возвели много сооружений в Москве, Петербурге, Киеве. Но самым значительным, из всех созданных архитектором сооружений, был Зимний дворец, в Петербурге, тот, что и поныне украшает центр города. (Слайд 2). Зимний дворец – здание новое по архитектурной форме, но вместе с тем его облик свидетельствует о преемственности развития национальной художественной культуры в архитектуре. Длинное, вытянутое вдоль набережной, здание кажется «вылитым» из одного гигантского куска. Обратите внимание на изломанные формы, множество декоративных ваз, статуй, разнообразие форм оконных наличников. Это элементы «барокко». Впервые в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны, как декоративные украшения. Дворец своей горизонтальной протяжённостью, как бы сливается с равнинным пейзажем города, с Невой. Для Растрелли характерно широкое применение цвета на фасаде. И в этом он продолжает старую традицию двухцветной окраски.
У: Продолжаем экскурсию. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный характер. Но уже в ту пору у нас работали великие мастера. Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. (слайд 3) Скульптура эта не копия, и не слепок человеческого лица, тела. Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюст царя, а затем скульптуру. Олицетворением ума, воли, энергии представляется Пётр в скульптуре Растрелли. Зритель, глядя на него, понимает, что изображённый человек – государственный деятель и полководец. Здесь реализм и барокко.
В 1788 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе) (слайд 4), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая мощным рывком подняла на вершины своего гребня, всадника. Скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.
Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры.(слайд 5)
У: Ребята, а театр относится к искусству?
Д:Да
У: А вы знаете кто является основателем первого русского театра?
Д: нет
У: В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.
Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Помещался театр в демократической части Петербурга на Васильевском острове. Театр должен был обслуживать широкие круги городского населения. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. (Слайд 6). Основу его театральной деятельности составляли национально-патриотическая тематика, просветительство, классический репертуар (трагедии Сумарокова). Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.
У: А как вы думаете, могли ли крепостные крестьяне играть в театре?
Д: Да
У: Прочитайте, как отвечает на этот вопрос автор учебника? Ответ вы найдете на стр.90 учебника
У: Ребята, также в это время развивалась и живопись. На нашем пути остановка в Академии художеств, которая дала России немало талантливых художников. В XVIII в. передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом.(слайд 7)
Братья Иван и Роман Никитины, А. Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников. В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену художники Адольский Н., Мусикийский Г. В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», Г. Угрюмов «Торжественный выезд А. Невского в Псков». «Чувственные» сюжеты, пасторальность присущи картинам сентиментального направление: портреты М. Иванова, пейзажи С. Щедрина. Выдающееся место в русской живописи заняли художники В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов.
Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоёв общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжёлые, длинные и неудобные на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов и других слоёв населения.
У: Наша экскурсия подходит к концу. Давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока.
VII. Итог урока.
У: Какая тема была нами рассмотрена?
Д: Искусство России 18 века
У: Какой город мы сегодня с вами изучали?
Д: Санкт – Петербург
У: Какие памятники архитектуры вы можете назвать?
Д: Зимний дворец, Академия Искусств, Палаты Кики, Кижи, Театр Шереметьева.
У: Каких художников вы запомнили?
Д:Никитины, Матвеев, Адольский
У: Кто был основателем первого русского театра?
Д: граф Шереметьев
VIII. Оценивание
У: Самые активные ребята получают оценку отлично. Это ребята
IX. Домашнее задание
У: Домашним заданием будет изученная сегодня тема стр.85-92 учебника, и по тетради упр. Стр. Ребята, всем спасибо за наш урок.







15