Программа кружка технического творчества Сувенир


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Хабаровского края
Краевое государственное казённое
профессиональное образовательное учреждение № 18








ПРОГРАММА

кружка технического творчества
«СУВЕНИР»





Руководитель: Кравченко А.Г.,
мастер производственного обучения











г. Комсомольск - на – Амуре
2015 г.

Программа кружка технического творчества «Сувенир»


Руководитель: Кравченко А.Г. – мастер производственного обучения







Аннотация


Программа кружка технического творчества направлена на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся, которая способствует развитию творческой активности и художественных способностей. Программа рассчитана на возраст обучающихся от 16 лет и старше.
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся, которая способствует развитию творческой активности и художественных способностей.
Обучающиеся приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделки декоративных свойствах материалов.
Новизна программы
1. В основу положено модульное обучение. Каждый из модулей представляет с собой законченный самостоятельный блок по тому или иному виду декоративно – прикладного творчества.
2. При реализации программы используются формы организации педагогического процесса – творческие мастерские, где учитывается специфика одного из видов прикладного творчества, соблюдаются активные формы обучения, создание творческой образовательной среды.
3. Изменяется роль и функции педагога – он организует педагогическое сопровождение и поддержку учебной деятельности обучающихся, выступает как консультант, наставник, воспитатель.
Цель программы
Удовлетворение постоянно меняющихся потребностей и запросов обучающихся в самообразовании.
Создание возможностей развития творческой активной личности.
Обучение приемам работы с различными материалами и инструментами в процессе выполнения декоративно – прикладных работ.
Формирование трудолюбия, терпения, аккуратности в труде, творческой фантазии, творческого подхода к делу, стремления к самосовершенствованию.
-научить обучающихся представлять свои творческие замыслы в виде рисунков, схем, чертежей и в форме технологических карточек, отражающих последовательность действий по реализации замыслов;
-развивать природные задатки и способности (восприятие, воображение, образное мышление, память моторику мелких мышц кистей рук и др.)
-развивать мотивацию и творческое отношение к заинтересовавшему делу;

Задачи
Развитие эстетического и художественного воспитания обучающихся.
Стимулирование стремления к самообразованию и творчеству.
Развитие познавательного интереса к истории декоративно – прикладного творчества.
Развитие стремления творческого подхода к любому делу.
Создание в коллективе комфортной обстановки для творчества, атмосферы доброжелательности и сотрудничества.
Снятие комплексов неуверенности в своих силах, помощь в формировании психологически – жизненной позиции.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание культуры поведения, аккуратности в труде, умения ценить и создавать красоту, творить добро.
Понимание обычаев и традиций русского народа и других народов, живущих в Приамурье, толерантного отношения друг к другу.
На занятиях кружка обучающиеся знакомятся с историей русской народной игрушки, с художественными промыслами, с народными традициями отдельных областей, а так же с образцами современной производственной игрушки и творчеством художников, работающих в этой области.
Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как рассказ, беседа с просмотром и анализом образцов.
Практическая работа включает зарисовку моделей, разработку конструкций модели, составление и выполнение чертежа, заготовку лекал, раскрой меха или ткани, пошив и оформление изделий.
Содержание программы рассчитано на возможности детей от 16 лет и старше.
Программа кружка содержит теоретическую и практическую части и рассчитана на 240 часов.
Занятия проводятся в учебной мастерской два раза в неделю по 3 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Ведущей идеей занятий является поэтапное обучение, воспитание и развитие обучающихся, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности. Оценка результатов занятий обучающихся по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих обучающихся.
Итоги работы проводятся в форме выставки, выставки- ярмарки готовых изделий. Себестоимость каждого изделия определяется путем выполнения простейших экономических расчетов.
Оборудование и инструменты занятий кружка: универсальная швейная машинка фирмы «Бразер», обмёточная машинка (оверлог) фирмы «Бразер», ножницы, иглы разного размера, проволока, плоскогубцы, наперстки, ручные инструменты при работе с кожей
Расходный материал: нитки катушечные, мулине, капроновые и лавсановые, декоративная лента, штопальные нити, ткани различных видов, клей, «Супер – пух», натуральная и искусственная кожа и. т.д.
На первых занятиях обучающихся знакомят с правилами поведения, с традициями, сложившимися в коллективе, с планом и программой работы кружка, образцами изделий, выполненных на занятиях кружка, декоративных элементов интерьера, учебным помещением, инструментами и материалами.
Приступая к практической работе с иглой, ножницами, кусачками, проводится инструктаж по правила безопасности труда и в дальнейшем отслеживается его выполнение.
Технологию пошива моделей руководитель объясняет последовательно, при выполнении каждого задания.
Обучение проводится от простого к сложному, с использованием инновационных технологий.
Учебно - воспитательный процесс имеет развивающий характер, т.е. направляет на развитие природных задатков обучающихся, на реализацию их интересов и способностей. Личностно - ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей. Основные формы занятий: беседы, мастер-класс.
На первом этапе репродуктивный метод, далее эвристический, проблемный, проектный и исследовательский.
















Содержание

1. Пояснительная записка
2. Тематический план кружка
3. Программа кружка
4. Методическое обеспечение
5. Список используемой литературы





































Тематический план кружка


п/п
Наименование темы
Количество часов



всего
теория
практика

1.
Вводное занятие
3
3
-

2.
Экскурсия на выставку декоративно – прикладного и технического творчества
(Художественный музей)
3
3
-

3.
Декор в текстиле
76
9
67

4.
Презентация творческих проектов
«История одного башмачка»
3
3


5.
Изготовление тряпичной куклы
66
6
60

6.
Творческая мастерская
«Волшебный мир русской куклы»
- кукла – оберег «Столбушка» 
- кукла – закрутка «Кувадка»
- кукла – «Крестушка»
- кукла – «Крупеничка» 
- кукла - «Кубышка-травница» 
-кукла ярмарочная (бойцовская, балаганчик)
24
3
21

7.
Художественная отделка кожи
54
3
51

8.
Мастер-класс «Чудесные превращения кожи» с приглашением учащихся школ города
2

2

9.
Участие в конкурсах творческих и инновационных работ:
«Лучшее изделие технического творчества»; «Новаторство и творчество молодых профессионалов»
6
2
4

10.
Итоговое занятие

3
3



Итого:
240
35
205








Методическое обеспечение кружка

№ п/п
Наименование
Еден.
Измер.
Кол-во
Примечание

1
Набор схем для «Пэчворка»
шт.
15
Пополняется в течение учебного года

2
ИТК «Изготовление прихватки»
шт.
15
Ассортимент пополняется

3
ИТК «Изготовление грелки на чайник-Барышня»
шт.
15
Ассортимент пополняется

4
ИТК «Последовательность изготовления чулочной куклы»
шт.
15
Ассортимент пополняется

5
Лекала
«матрешки-полотенцедержателя»
шт.
15


6
Комплект лекал
мягкой игрушки-сувенира
шт.
15
Разновидности лекал пополняется в течение учебного года

7
Презентация – «Прекрасный цветок- роза»
ИТК приемы выполнения различных видов цветов: роза, хризантема.


шт.


6
Пополняется в течение учебного года

8
Презентация – «Мастер-класс»
на тему: «Волшебная лента»
виды работ:
-изготовление цветов;
-изготовление игрушек-сувениров



шт.
шт.



1
1
Пополняется в течение учебного года

9
Презентация – «Мастер-класс»
на тему: «Пэчворк»
виды работ:
-изготовление подушек



шт.



1
Пополняется в течение учебного года

10
Набор иллюстраций и эскизов:
-детская кукла
-интерьерной куклы
- мягкая игрушка
-виды декоративной подушки
-виды изделий, выполненные из шерсти

шт.
шт.
шт.
шт.
шт.

1
1
1
1
1
Пополняется в течение учебного года

11
ИТК тряпичная кукла


Пополняется в течение учебного года


кукла – оберег (Столбушка) 
шт
15



кукла – закрутка (Кувадка) 
шт
12



кукла – «Крестушка»
шт
15



кукла – «Крупеничка» 
шт
15



кукла - «Кубышка-травница» 
шт
15



кукла ярмарочная (бойцовская, балаганчик)
шт
15


12
Презентация « Волшебный мир русской куклы»
шт
1


13
Презентация «История одного башмачка»
шт
1
Пополняется в течение учебного года


ИТК домашние тапочки (шлепки)
шт
15



ИТК мягкие тапочки (пинетки)
шт
15



ИТК мокасины
шт
15



ИТК домашняя обувь народов Приамурья
шт
15



ИТК домашняя обувь народов Кавказа
шт
15



ИТК домашняя обувь народов Востока
шт
15


14
ИТК дачная сумка
шт
15
Ассортимент пополняется


ИТК сумка-переноска для животных
шт
15
Ассортимент пополняется


ИТК сумка пляжная
шт
15
Ассортимент пополняется

15
Организатор для творчества
шт
15
Ассортимент пополняется


Организатор для инструментов
шт
15
Ассортимент пополняется


Обложка для блокнота
шт
15
Ассортимент пополняется

16
Схемы для трафаретов
шт
15
Ассортимент пополняется

17
Схемы для вышивания крестом
шт
15
Ассортимент пополняется

18
Схемы для вышивания лентой
шт
15
Ассортимент пополняется

19
ИТК изготовление цветов из кожи
шт
15
Ассортимент пополняется

20
ИТК изготовление портмоне
шт
15
Ассортимент пополняется

21
ИТК изготовление брелоков
шт
15
Ассортимент пополняется















Список используемой литературы

1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества/ С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавицина, А.В. Шушпанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 347 с.

2.Русская тряпичная кукла Культура, традиции, технология Редактор О.В. Ермолаева издательство «Культура и традиции» Москва, 107078, а/я 189, 2007г.

3.Костикова И.Ю. школа лоскутной техники.-М.: Культура и традиции, 2009г.

4.Додж Винус. Шьём одежду для кукол. Перевод с английского – Г.И. Левитан 2005г.

5.Дайн Г. Русская тряпичная кукла/ Г. и М. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 121 с.

6. Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры.-М.: Изд-во Эскимо; (Серия «Академия «Умелые руки») 2008

7. Сайты по рукоделию: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], город мастеров. ru, рукоделие.ru,Вы уже поставили +1 этой странице. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

TROZO.RU


Программа кружка технического творчества «Сувенир»

№ п/п
Наименование темы
Теоретическая часть
Практическая часть
Должен знать
Должен уметь

1
Вводное занятие
План работ. Знакомство с наиболее распространенными видами народных ремесел. Техника безопасности
Определение понятия «декоративно-прикладное искусство». Правильное произношение и написание названий материалов, рабочих инструментов, операций. Периодические издания (журналы, газеты, бюллетени) по развитию народных промыслов и ремесел, художественного конструирования и декоративного искусства.
Использование инновационных технологий в декоративно-прикладном творчестве


Правила безопасной работы при выполнении ручных работ
Пользоваться инструментами и приспособлениями

2
Экскурсия в художественный музей

Экскурсия
Понятие о народных традициях в декоративно – прикладном искусстве. Этнографические центры народных промыслов и ремесел в России. Эстетика быта. Возможности ИКТ для ознакомления с мировой историей культуры и искусства.



Правила поведения в общественных местах
Правила дорожного движения.


3
Декор в текстиле
Виды изделий из лоскутов, особенности их изготовления.
Отделочные элементы.
Понятие о методах проектирования и художественного конструирования изделий. Характеристика особенностей основных технологий обработки мягких материалов (виды швов, аппликации, вышивка и др.)
Виды ручных и машинных технологий художественной обработки изделий из мягких материалов.
Понятие о критериях оценки качества изделий.

Практикум по освоению отдельных рабочих операций.
Применение основ лоскутного шитья: полотен из квадратов, треугольников, полос, витражей, выстегивание полотен, изготовление мягких игрушек.


Основные виды сборки изделий из лоскутков: шитьё из полос, квадратов, из прямоугольных треугольников, из равносторонних треугольников.
Читать схемы, выполнять соединительные швы, подбирать материал по цветовому решению

4
Презентация творческих проектов
«История одного башмачка»
Информационное сопровождение проекта
Разработка проектной документации в соответствии с изделием
Последовательность выполнения проекта
Защитить проект , ответить на вопросы, рассчитать стоимость изделия

5
Тряпичная кукла
История народной тряпичной куклы. Характерные особенности национального костюма для куклы. Элементы народной одежды. Анатомия тряпичной куклы. Набивка и оформление куклы.
История развития игрушки. Особенности изготовления различных видов игрушек. Материалы и инструменты.
Работа с выкройками, приемы набивки и утяжки мордочки. Оформление игрушки. Цветовое решение и подбор материалов.





Изготовление русской тряпичной куклы: закрутка, платочница, зерновка. Изготовление детской игровой, интерьерной куклы.
Изготовление мягкой игрушки
Зарисовка народного костюма. Подготовка материала. Изготовление основы куклы (туловище, руки, голова). Соединение деталей куклы, оформление головы, изготовление одежды. Оформление куклы. Изготовление костюма с особенностями национального колорита. Изготовление лекал, подбор материала, заготовка каркаса, раскрой деталей игрушки. Подбор деталей декоративного оформления внешнего вида игрушки.

Историю развития народной куклы. Анатомическое строение тряпичной куклы.
Изготавливать народную тряпичную куклу, подбирать материал в соответствии цветового решения. Изготавливать лекала на одежду куклы, выполнять отделку в технике вышивки ниткам , бисером. Выполнять утяжку лица, оформительские приемы обработки игрушки

6
Творческая мастерская
«Волшебный мир русской куклы »


История тряпичной куклы, информация об особенностях изготовления куклы.
кукла – оберег (Столбушка) 
- кукла – закрутка (Кувадка) 
- кукла – «Крестушка»
- кукла – «Крупеничка» 
- кукла - «Кубышка-травница» 
-кукла – ярмарочная (бойцовская, балаганчик)

Выполнять различные виды тряпичной куклы, подбирать материал в соответствии с традициями народного костюма.
Анатомическое строение тряпичной куклы
Изготавливать русскую тряпичную куклу

7
Художественная отделка кожи
Основные приемы художественной обработки кожи.
Техника тиснения. Техника гравировки.  Шерфовка кожи. Техника печати. Золочение. Выжигание. Драпировка. Инкрустация. Интарсия.
Изготовление простых художественных изделий из кожи и меха. Перевод выкроек и изготовление трафаретов.  Подбор кожи по фактуре, цвету и размеру. Выкраивание деталей из кожи по трафаретам. Техника тепловой обработки кожи на свечке.  Техника тепловой обработки кожи на электроплите (сковороде).  Сборка деталей будущего изделия из кожи (меха). Доводка изделия до презентабельного вида.
Последовательность выполнения работ в зависимости от выбранного способа
Выполнять приемы отделки кожи в соответствии от выбранного способа

8
Мастер- класс «Чудесные превращения кожи» с приглашением учащихся школ города
Свойства кожи, основы отделки кожи

Изготовление изделий в технике интарсия: аксессуары для телефона
Последовательность выполнения работ в зависимости от способа отделки кожи
Выполнять приемы отделки кожи в соответствии от выбранного способа

9
Участие в конкурсах творческих и инновационных работ:
«Лучшее изделие технического творчества»; «Новаторство и творчество молодых профессионалов»
Требования, предъявляемые к оформлению выставок творческих работ.
Оформление выставки.
Выполнение простейших экономических расчётов стоимости экспонатов.
Разработка технической документации на изделие
Требования, предъявляемые к оформлению выставки.
Выполнение простейших экономических расчётов стоимости экспонатов.
Оформление выставки.
Выполнение простейших экономических расчётов стоимости экспонатов.

10
Итоговое занятие
Анализ работы за год, награждение активных участников кружка.

Проведение чаепития, вручение подарков и грамот.





15