Урок по истории Казахстана Взаимодействие кочевой и оседлой цивилизаций (10 класс)


Тема: Взаимодействия между кочевой и оседлой цивилизациями. Великий шелковый путь.
Урок по истории Казахстана 10 класс
Цель: Создать условия для формирования представления учащихся о взаимодействии между кочевой и оседлой цивилизации.
Образовательная: показать взаимоотношения кочевой и оседлой культуры.
Развивающая: научить правильному пониманию исторических событий и умению делать выводы.
Воспитательная: воспитывать уважение к истории родной страны.
Ход урока.
Организационный момент (проверка посещаемости, мотивация – притча «Все в твоих руках»)
Ребята, позвольте, я вам расскажу одну маленькую, но очень содержательную притчу: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу ». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
То, каким будет наш урок, зависит от всех нас. Все в наших руках.
Проверка домашнего задания.
«Чистая доска»
Ел, род, племя, жуз, родовая тамга, кулы, торе, толенгуты, кожа, потестарная система власти, кусбеги, жауырыншы, суфисты.
«Верно-неверно»
Кровнородственные отношения у казахов начинаются от седьмого предка. (верно)
Запрет браков в пределах рода среди близких родственников называется родовой полигамией. (неверно, экзогамией)
Процесс формирования Казахского ханства начинается с XIVвека. (неверно, с XVв.)
Главная задача хана – охранять своих подданных от врагов. (верно).
Избранного хана омывали молоком белой кобылы и поднимали на белой кошме. (верно)
В руководстве казахскими жузами, крупными племенами и родами ведущая роль принадлежала Советам султанов (неверно, Советам биев)
Сказители и жырау являлись создателями духовной культуры, идеологии кочевников. (верно)
С появлением исламской религии возросла роль ходжи, мулл. (верно)
По мнению крупнейшего археолога К. Акишева, на территории Казахстана система кочевого скотоводства сформировалось в XII – V вв. до н.э. (неверно, IX – VII вв. до н.э.)
П. Кушнер считал, что у кочевников было только родовое государство – начальная стадия феодализма. (верно)
Критерии оценивания:
баллы отметка
10 – 9 5
8 – 6 4
5 – 3 3
2 – 0 2
Изучение новой темы.
Эпиграф
Казахская степь - часть «Великого тюркского эля». Именно на территории нынешнего Казахстана и сопредельных с ним регионов возникли различные культуры, которые оказали едва ли не определяющее влияние на развитие многих народов мира.
Н. А. Назарбаев. «В потоке истории»
Слово учителя.
Вопросы взаимосвязей между кочевниками и оседлыми народами в последнеее время являются предметом споров и разногласий среди историков. Некоторые исследователи считают, что между ними могла быть только взаимная неприязнь, приводившая к захватническим войнам и постоянному противоборству. При этом они полагают, что активная, агрессивная роль принадлежала кочевникам. Другая группа историков пытается принизить значение кочевников, описывая их как сокрушителей оседлой культуры, в крайнем случае – ее пользователеми.
Проблемное задание.
Приведите доказательство тому, что кочевники не являлись разрушителями культуры оседлых народов.
Работа в группах. п. 21. – составить кластер - деление по видам пастбищ (коктеу, жайляу, кузеу, кыстау)
Группа «Коктеу» - Дать характеристику хозяйственным, культурным и политическим связям.
Группа «Жайляу» - Дать характеристику городским и степням взаимосвязям.
Группа «Кузеу» – Великий шелковый путь – путь сотрудничества.
Группа «Кыстау» – Распространение религий.
Выступление групп.
Ролик «Взаимодействие кочевой и оседлой цивилизаций» (ЭУ 10 класс).
Решение проблемного задания.
Закрепление.
Тесты «Кочевая цивилизация»
Железные стремена использовались среди тюркских племен в:
V в.
VI в.
VII в.
VIII в.
IV в.
Яркое явление в древнем искусстве, главной темой которого было изображение зверей и мифических чудовищ получило название:
Полихромный стиль
Декоративный стиль
Звериный стиль
Растительный стиль
Главный бог тюрков
УмайЗенги баба
Аллах
От-анаТенгри
В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя:
Тюрки
СогдийцыИндийцы
Арабы
китайцы
Центром манихейской религии на территории Казахстана стаол город:
СыгнакОтрарТаразСуябиспиджабПо мнению этого ученого- историка, в формировании городской культуры на юге Казахстана вместе с местным тюркско-карлукским фактором огромную роль играло влияние среднеазиатских согдийцев:
А. БернштамК. БайпаковК. Акишев
Н. МасановС. ЗимановКакие районы являлись основным центром экономики и культуры Казахстана в VI – VII вв.?
Сары-АркаМангыстау и Западный Казахстан
МавераннахрСемиречье и Южный Казахстан
Кашгария и Восточный Казахстан
Ответы: 1 – B, 2 – С, 3 – E, 4 –B, 5 – C, 6 – B, 7 – D.
Рефлексия.
Рефлексивный экран:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно  выполнять…
теперь я могу решать…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
Домашнее задание: п. 21, вопросы в конце параграфа.
Оценочный лист
ФИ ученика____________________
критерий самооценка Оценка эксперта Оценка учителя
Активность на уроке Вклад в работу группы Выступление перед классом Итоговый балл Трехбалльная система оценивания.
«5» - 9 баллов
«4» - 8 – 6 баллов«3» - 5 и меньше
КоктеуЖайляуКузеуКыстауКоктеуЖайляуКузеуКыстауКоктеуЖайляуКузеуКыстауКоктеуЖайляуКузеуКыстауКоктеуЖайляуКузеуКыстау