Мюзикл Рок-опера «Юнона и Авось»

Тема урока: Мюзикл. Рок-опера «Юнона и Авось».
Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: Познакомиться с одним из видов мюзикла на примере самой знаменитой русской рок-оперы «Юнона и Авось».

Предметные УУД
1. Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть
жизни каждого человека.
2. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие
музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров.
3. Воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл
художественного образа, музыкального произведения.

Метапредметные УУД
1. Познавательные - Через сопоставление с произведениями классической музыки учить анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиций музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности; критически оценивать поступающую информацию.
2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
3. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументировано оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

Музыкальный материал: Рок-опера «Юнона и Авось».

Оборудование: Компьютер, интерактивное оборудование, музыкальный центр, цифровое пианино YAMAHA CVP-590,интерактивная музыкальная рабочая станция аранжировщика Korg iX 300,текст песни «Я тебя никогда не забуду».

План урока:

1. Приветствие. 1 мин.
2. Вводная беседа. Повторение материала прошлого урока. 4 мин.
3. Рассказ о Мюзикле. Беседа.10 мин.
4. Слушание и анализ фрагмента рок-оперы “Юнона и Авось”. 7 мин.
5. ВХР: Распевание. 5 мин.
6. Разучивание романса “Я тебя никогда не забуду”. 10 мин.
7. Обобщение урока. 3 мин.
Ход урока:
1. Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!
2. Вводная беседа. Повторение материала прошлого урока.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о вокально-инструментальных ансамблях.
-Что означает термин «ВИА»?
-Назовите известные вокально-инструментальные ансамбли?
-Как одевались «ВИА»?
-Назовите инструментальный состав «ВИА»?
-Назовите тематику песен вокально-инструментальных ансамблей?

3. Рассказ о Мюзикле.
Мюзикл-музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.
Можно сказать, что ни один жанр музыкального театра в ХХ веке не порождал столько вопросов и не задавал столько загадок, как мюзикл. И споры не стихают до сих пор: Что это? Жанр? Или смесь жанров?...Дело в том, что мюзикл может притвориться лёгкой комедией, может рассказать о биографии многих людей, может развернуть на сцене праздничное
феерверк-шоу, быть немым, рок-оперой или существовать в классических формах.
Один из жанров, из которых вырос современный мюзикл, назывался «музыкальная комедия» и был прямым потомком оперетты или «лёгкой оперы». К концу IXX века оперетта приняла своё классическое обличие, но в народе возникла потребность соединять на сцене одновременно и комичность и драматизм, разговорные диалоги и пение. Вот тут-то и появился новый жанр, который позволил себе всё, вплоть до включения в себя рок-музыки.
Рок-волна достигла своего пика в конце 60-х годов, когда во всём мире активизировались молодёжные движения. Рок-музыка явилась для них воплощением общественных идеалов. Но, не оправдав надежд молодого поколения, стала распадаться на множество стилей и направлений. Одним из таких направлений и стал мюзикл.

-Ребята, скажите, кто из вас помнит, что является литературной основой оперы или любого другого музыкального спектакля?

Литературной основой мюзикла является либретто, которое пишется либо как самостоятельная песня, либо по мотивам какого-либо другого произведения. Основой сюжета может послужить всё, что угодно: классическое литературное произведение, газетные статьи, биографии людей, современные пьесы, фильмы и даже классические оперы.
Мюзикл один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль. В России достижения мюзиклов оценивает Национальная премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра».
Когда заходит речь об авторе мюзикла, то конечно имеется в виду композитор, так как музыка здесь играет главную роль.
Алексей Львович Рыбников (родился 17 июля 1945 года в Москве) композитор, Народный артист России (1999), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1989), лауреат международных и общественных премий. В 1992 году был награждён орденом Орла I степени за деятельность общенародного значения. С 1969 года член Союза композиторов, с 1979 Союза кинематографистов. Член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы. 6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.
Композитор пишет музыку к операм, спектаклям, написана музыка более чем к сотне фильмам, таким как:
«Остров сокровищ»,«Усатый нянь»,«Новые приключения капитана Врунгеля»,«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»,« Сказка о Звёздном мальчике»,«Волкодав из рода Серых Псов», «Ералаш», «Приключения Буратино».Автор музыки рок-оперы «Юнона и Авось».
Ребята, как вы думаете, чем рок-опера отличается от простой классической оперы?
Это одна из разновидностей мюзикла, в котором преобладает такое направление популярной музыки, как рок.

4. Слушание и анализ фрагмента рок-оперы “Юнона и Авось”.

Сюжет рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля, графа Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско.
Граф Николай Петрович Резанов – прогрессивный русский государственный деятель, инициатор первой русской кругосветной экспедиции отправляется на парусниках «Юнона» и «Авось» к берегам Нового Света.
В далёком Сан-Франциско графу суждено было повстречать свою любовь - юную Кончиту, дочь губернатора. Наперекор всему Резанов тайно обручается с любимой.
По делам службы он уезжает в Россию
и на пути домой скоропостижно умирает. Кончита будет ждать возлюбленного ещё 30 лет и окончит жизнь в келье монастыря.

- Из сюжета мы узнали, что произведение раскрывает мир человеческих чувств. Каких?
/Чувство любви/
- Что приносит человеку это удивительное чувство?
/Радость, наслаждение, восторг, грусть, боль, разочарование, страдания/
- Почему?
/Любовь может быть драматической, безответной, неразделенной, тогда она приносит разочарование, страдания, боль./

- Как вы думаете, страдать, переживать – это плохо для человека?

/Страдания делают человека сильнее, закаляют его характер, он становится более стойким к невзгодам/

-Ребята, проанализируйте сцену, которую сейчас увидите на экране.

-Какие чувства передаёт музыка?

/Любовь, страсть, расставание/


- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивали это?

/Медленный темп, гармония звуков, динамика/

-Ребята, сейчас проанализируйте запись классического произведения в современной интерпретации.


- Чем отличаются музыкальные произведения?

/Вокал, аккомпанемент, эмоции/


- Какие произведения мы можем вспомнить, которые раскрывают чувство всепоглощающей любви, которая часто приводит к разочарованию и даже трагедии?

/ “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева, “Евгений Онегин” П. Чайковского, рок-опера А. Рыбникова “Юнона и Авось”/

5. ВХР: Распевание.
6. Разучивание романса “Я тебя никогда не забуду”.

Разучивание 1 куплета романса.
Работа над текстом , дыханием, мелодией, ритмам, динамикой, тембром. Составление общего плана исполнения произведения.
7. Обобщение урока.

- Что нового узнали на уроке?

/Познакомились с новым произведением – рок - оперой А.Рыбникова “Юнона и Авось”/.

Домашнее задание. Найти запись классического произведения в современной интерпретации.

-Урок окончен. Всем спасибо!!!