Методическая разработка урока обществознания на тему ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ДИСЦИПЛИНА 7 класс


ТЕМА: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ДИСЦИПЛИНА.
На доске эпиграф:
«Главное- самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли».
Сергей Юрский
ТЕРМИНЫ (записаны на доске без определения, определения находят сами дети в процессе работы с текстом параграфа):
дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.
Общеобязательная дисциплина -обязательная для всех гос. органов, должностных лиц, граждан.
Специальная дисциплина- обязательная для членов определенной организации
Внешняя дисциплина -правила соблюдаются благодаря контролю извне, выполняются потому, что человек стремиться избежать наказания или жаждет поощрения.
Внутренняя дисциплина-человек соблюдает правила по внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер.
Цель урока : осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.
Задачи: -дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию
ХОД УРОКА: Орг. Момент
Проверка д/з: тест по теме «Защита Отечества».
Новый материал:
Учитель: Прочитайте текст в рубрике « Путешествие в прошлое», стр. 41.
Учитель: Почему произошли все эти страшные истории? (люди нарушили дисциплину).
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую тему изучим?
Записываем тему урока (учитель- на доске, учащиеся- в тетради).
Учитель: Нам кажется, что мы хорошо знаем, что такое дисциплина. Это слово мы часто слышим, особенно в школе. Попробуйте дать определение термина «дисциплина» ( после того, как учащиеся попытаются самостоятельно сформулировать определение, порекомендовать им выписать определение в тетрадь из учебника (стр. 39).
Учитель: Дисциплина бывает общеобязательная и специальная. Как вы думаете, что такое общеобязательная дисциплина? Специальная? ( выслушав мнение учащихся не подводим итог, оставляем вопрос о том, что такое общеобязательная и специальная дисциплина открытым.
Задание классу: Прочитайте §5 стр. 39-41 и дополните схему, изображенную на доске:

Учитель: А теперь давайте разберем эту схему. Итак, что такое общеобязательная дисциплина? Специальная? Что предполагает трудовая дисциплина, воинская, школьная?
Работа учащихся с плакатами в учебнике( стр. 42-43):
Учитель: О какой дисциплине идет речь на первом плакате? На втором?
Учитель: А теперь, ребята вам нужно самостоятельно составить схему по тексту параграфа. Прочитайте пункт « Внешняя и внутренняя дисциплина» (стр. 44) и подумайте, какую часть текста вы можете изобразить схематично.

Проверяем, схему, составленную детьми и разбираем её:
Чем отличаются внешняя и внутренняя дисциплина?
На чем основана внешняя дисциплина?Внутренняя дисциплина?
Какая дисциплина важнее?
Как наши новые знания можно соотнести с дисциплиной в нашем классе?
Учитель: Эпиграфом нашего урока были слова замечательного советского и российского актера, режиссера, народного артиста Сергея Юрского «Главное- самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли». Как вы понимаете эти слова?
Учитель: А теперь давайте закрепим знания, полученные сегодня на уроке и напишем краткое сочинение-размышление на тему нашего эпиграфа.
Домашнее задание: §5 читать, знать значение терминов, дописать сочинение –размышление.