Методическая разработка урока Трудовая книжка – оформление, заполнение, закон…

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Краевой политехнический колледж»







Методическая разработка урока по
УД «Основы делопроизводства»,
УД «Документационное обеспечение управления»,
МДК «Документационное обеспечение деятельности организации»


Тема: «Трудовая книжка – оформление, заполнение, закон»











Чернушка - 2017
Методическая разработка урока по теме
«Трудовая книжка - оформление, заполнение, закон...»

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС нового поколения документационное обеспечение деятельности предприятия входит в перечень профессиональных компетенций выпускника учреждения СПО по профессиям и специальностям: 46.01.03 Делопроизводитель, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет. Образовательная программа предусматривает и определенные виды деятельности по учету кадров, связанные с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников.
Актуальность темы урока обусловлена тем, что очень часто допускаются ошибки в оформлении трудовых книжек работников. В то же время, трудовая деятельность человека дает ему право на получение определенных государственных социальных гарантий, в том числе трудовой пенсии. Как правило, размер таких выплат зависит от стажа работы человека. Вот почему так важно своевременно и точно учитывать сведения о работе.
Урок носит практико-ориентированный характер, построен на основе использования технологии интегрированного обучения, в ходе урока интегрируются знания и умения по УД «Основы делопроизводства», «Документационное обеспечение управления», «Информатика» и «Основы права» и МДК «Документационное обеспечение деятельности организации».
Содержание урока способствует не только закреплению знаний, но в большей мере подчинено формированию мировоззрения, становлению надпредметных компетентностей:
готовности к разрешению проблем, то есть готовности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности;
готовности к использованию информационных ресурсов, то есть использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принятие осознанных решений на основе критически осмысленной информации.
коммуникативной компетентности, то есть готовности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге (в контексте данного урока).
Использование компьютерных технологий дает учащимся возможность за более короткий срок овладеть необходимыми механизмами и приемами работы с информацией, а педагогу – сделать урок более насыщенным по форме и содержанию.
Все задания для учащихся построены на компетентностно-ориентированной основе.
Структура компетентностно-ориентированного задания: Стимул - Задачная формулировка - Источник информации - Бланк для выполнения задания.

Тема урока: Трудовая книжка - оформление, заполнение, закон...
Цели урока:
Образовательный аспект: Совершенствовать навыки работы с официальными документами.
Развивающий аспект: Способствовать развитию профессиональных компетенций учащихся в части анализа рабочих ситуаций, оценки и коррекции собственной деятельности; развивать самоменджмент.
Воспитательный аспект: содействовать воспитанию личностных качеств: внимательности, ответственности за результаты своей работы.

Задачи урока:
Организовать анализ проблемных кейс-ситуаций, документов, определяющих трудовые отношения.
Закрепить навыки оформления и ведения трудовых книжек.
3. Развивать навыки самостоятельной работы с документами.

Педагогические приемы:
Совместное целеполагание.
Блиц-опрос.
Лови ошибку!
Вербальной и невербальной коммуникации.
«Дай совет»

Вид урока: урок-практикум (компетентностно-развивающий) на основе технологии интегрированного обучения.

Организационные формы: Парное и групповое обучение.

Методы обучения: частично-поисковые, наглядно-демонстративные.

Методическое обеспечение: программа «Офис-менеджер», трудовые книжки, папки с заданиями, видеосюжет.

ТСО: Компьютеры, мультимедиа проектор,

Межпредметные связи: Делопроизводство, основы права, информатика.







Ход урока
1. Организационный момент
- Вступительное слово преподавателя:
Принимая сотрудника на работу, опытный специалист кадровой службы в первую очередь поинтересуется его трудовой книжкой. Ведь именно благодаря этому документу он получит достаточно четкое представление о том, что за человек пришел в коллектив, каков его профессиональный стаж, уровень квалификации, как долго он остается верен "родному" предприятию. Вместе с тем трудовая книжка - это еще и основной документ, свидетельствующий о наличии трудовых отношений между работником и работодателем. Процедура заполнения этого документа достаточно сложная и требует от специалиста предельной внимательности и ответственности.

2. Осмысление проблемы на основе уже имеющихся знаний и проблемной кейс-ситуации.
- Преподаватель: Рассмотрим конкретную жизненную ситуацию.
Это было в среду 25 марта 2009 года. Маша пришла на работу к своей подруге Ире. Ира по окончании профессионального лицея устроилась работать в фирму «Гермес» секретарем-референтом с испытательным сроком 3 месяца. На улице стояла весенняя погода, город Чернушка был освещен ярким солнечным светом.

Но Ирину погода не радовала. Ее начальник Сидоров Андрей Николаевич дал ей первое контрольное испытание: проверить трудовые книжки сотрудников на предмет правильности их оформления и заполнения. А Ирина, хотя и изучавшая делопроизводство, сомневалась, сможет ли она компетентно оценить точность формулировок, достаточность записей и другие нюансы. Ее первая помощница начальница отдела кадров Иванова Светлана Петровна была в командировке. Что делать?

Но умная подруга нашла выход. Она сказала: «Не горюй, у тебя ведь есть выход в Интернет, а за углом есть городская библиотека. Давай искать выход из сложившейся ситуации».
Ирина обрадовалась, и подруги взялись за дело. Они решили взять образцы оформления трудовых книжек и провести сверку с действительными документами.
Это один вариант решения проблемы. А какие варианты решения предложили бы вы, будучи на месте подруги?
Ожидаемые ответы:
- получить консультацию юриста;
- посмотреть Справочник кадровика
- вспомнить учебные занятия в профессиональном лицее и посмотреть свои старые записи.
А мы попытаемся предложить еще одно решение проблемы средствами нашего урока. Мы выстроим урок так, чтобы дать Ире собственную квалифицированную консультацию и несколько умных советов.

Совместное целеполагание:
Как Вы думаете, что будет целью нашего сегодняшнего урока?
Что необходимо знать, чтобы избежать ошибок при заполнении трудовых книжек? Варианты ответов:
- Правила заполнения титульного листа.
- Правила заполнения раздела «Сведения о работе».
- Правила внесения исправлений в трудовую книжку.
Сформулируйте цели урока.
Исходя из сказанного, целью урока будет совершенствование навыков работы с официальными документами, в частности заполнение трудовых книжек.



Актуализация имеющихся знаний.
Прием «Блиц-опрос». Вспомним основные атрибуты и правила заполнения трудовых книжек.
Вопросы:
1. На каком языке оформляются трудовые книжки?
2. На основании какого документа вносятся записи в раздел «Сведения о работе»?
3. Чернилами какого цвета производятся записи в трудовой книжке?
4. Каким способом проставляется дата на титульном листе трудовой книжки?
5. Не позднее какого срока вносятся записи в трудовую книжку со дня издания приказа?
6. Какую структуру имеет трудовая книжка?
7. Каким способом проставляется дата в разделе «Сведения о работе»?
Замечательно, вы прекрасно владеете теоретическим материалом.
Проектирование ситуаций проблемного анализа.
5.1. Предлагаю выполнить практическую работу по заполнению трудовой книжки в программе «Офис-менеждер», которая разработана специально для кадровых работников. (Приложение 1)
Как Вы предлагаете построить работу: индивидуально, парами или в группах? Поскольку за период обучения мы с вами должны научиться работать в команде и эффективно общаться с коллегами, давайте сначала поработаем в парах. Вспомним основные правила работы в парах:
Внимательно выслушивать друг друга.
Уважительно относиться к чужому мнению.
Не мешать другому работать.
Стимул: Перед внесением записей, обсудите друг с другом точность формулировок, внесите записи так, чтобы у работника не возникло в будущем проблем.
Задание: Заполнение трудовой книжки по предложенным данным:
В вашу организацию принят новый работник, не имеющий трудовой книжки, так как он поступает на работу впервые. Вам необходимо заполнить трудовую книжку в соответствии с требованиями, пользуясь представленными документами.
Источник информации: заявление, документы (паспорт, свидетельство о рождении, студенческий билет).
Бланк: слайд программы ««Офис-менеждер»
Из имеющихся документов известно, что новый работник – студент четвертого курса института, принят на работу с 20 мая 1998 года.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Комментарии к заданию:
Учащиеся должны читать предложенное задание с определенной целью. Цель чтения формируется через вопросы: Выбрать документ для записи фамилии? Выбрать правильный вариант записи? (относительно ФИО, даты рождения, образования, даты приема на работу).
Суть задания: учащийся должен выделить информацию, заданную в явном или неявном виде.
5.2. Просмотр видеосюжета. (Приложение 2)
Задание к видеосюжету:
- Определить правильность действий специалиста по кадрам в части:
хранения трудовых книжек;
внесения записей в трудовую книжку;
внесения исправлений в трудовую книжку;
порядка ознакомления с записями в трудовой книжке.
- Обсудить заданные параметры в микрогруппах в течение 3-х минут.
- Обосновать ответ, дать аргументированную оценку действий специалиста, показать понимание проблемы. Комментирование преподавателя.
5.3. Учащимся предлагается задание на экране «Найди ошибку в записях», где они визуально должны определить ошибку, допущенную при оформлении записи, после этого на экран выводится правильный вариант оформления записи (применение приема «Лови ошибку!»).

1. Найди ошибку в записях:

Правильное оформление

2. Найди ошибку в записях:

Правильное оформление


5.4. Выполнение практического задания по предложенным кейс-ситуациям. Работа в группах.
Стимул: Внимательно ознакомьтесь с данными практического задания и критериями оценивания работы. Представьте, что вам сейчас предстоит сделать запись в реальную трудовую книжку. Выберите, какой из описанных формулировок вы воспользуетесь.
Задача: Составьте план своих действий. Внесите записи в заготовки трудовых книжек с исходными данными практического задания. Обоснуйте свой выбор. Время выполнения задания- 5-7 минут.
Источник информации: папки-конспекты с заданиями; критерии оценивания.
Бланк: копия действительной трудовой книжки, эталон заполнения.
Учащиеся сверяют эталон со своим выполненным заданием, оценивают себя в соответствии с теми критериями, которые были предложены. (Приложение 2)
Рефлексия
Возвращаемся к цели, поставленной в начале урока. Пытаемся выяснить, достигнута цель или нет и почему. Сможете ли вы сегодня без посторонних заполнить трудовую книжку и дать грамотную консультацию по ее заполнению? Используется прием «Дай совет». Учащимся раздаются листы бумаги с предложениями, которые необходимо продолжить.
- Я могу дать квалифицированную консультацию по вопросам
- Я могу дать несколько советов
- Я достиг поставленных мною на этот урок целей, так как
- Показателями моей компетентности являются
7. Заключение
Все мы не один раз слышали и привыкли к тому, что трудовая деятельность человека дает ему право на получение некоторых государственных социальных гарантий. Как правило, размер выплат зависит от стажа работы человека. Вот почему так важно для каждого человека своевременно и точно учитывать сведения о работе. Трудовая книжка - основной документ, подтверждающий стаж работника для назначения ему пенсии.




















Список использованных источников
Стяжкина Т.А. Делопроизводство предприятия – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 192 с.
Делопроизводство (Документационное обеспечение управления): Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2013 – 336 с.
Басовская Е.Н, Быкова Т.А., Вялова Л.М. и др. Делопроизводство: Учеб. для. нач. проф. образования: Учеб. Пособие для сред. проф. образования / – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с.
Сапков В.В.. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства: учеб. Пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с.

















Приложение 1

1. Выберите документ для записи фамилии (приказ о приеме на работу, паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, студенческий билет, аттестат о среднем образовании)
2. Выберите документ для записи даты рождения (приказ о приеме на работу, паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, студенческий билет, аттестат о среднем образовании)
3. Выберите правильный вариант записи (1970, апрель, 4; 04 апреля 1970; IV/IV 1970)
4. Выберите документ о записи об образовании (приказ о приеме на работу, паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, студенческий билет, аттестат о среднем образовании)
5. Выберите правильный вариант записи (высшее, среднее, н/высшее)
6. Выберите документ для записи о дате приема на работу (приказ о приеме на работу, паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, студенческий билет, аттестат о среднем образовании)
7. Выберите правильный вариант записи (22 мая 1998 года; 30 мая 1998 года; 19 мая 1998 года).











Приложение 2

Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»

Выполненное задание соответствует эталону. Выполнено в соответствии со всеми правилами и нормами трудового кодекса и инструкции о порядке ведения и заполнения трудовых книжек.
Выполненное задание не соответствует эталону, но выполнено в соответствии со всеми правилами и нормами трудового кодекса и инструкции о порядке ведения и заполнения трудовых книжек.
Выполненное задание не соответствует эталону, прослеживается несоответствие правил и норм трудового кодекса и инструкции о порядке ведения и заполнения трудовых книжек.











15