Статья, «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0512000 «ПЕРЕВОДЧЕСКОЕ ДЕЛО»


«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0512000 «ПЕРЕВОДЧЕСКОЕ ДЕЛО»
Горбушина Татьяна Юрьевна, преподаватель специальных дисциплин, учреждение «Костанайский гуманитарный колледж»
В Костанайском гуманитарном колледже обучение по специальности «Переводческое дело» ведется с 2003 года и является одной из наиболее востребованных профессий в современном обществе. Современному человеку просто необходимо владеть, как минимум 3 языками, чтобы успешно устроить свою карьеру и взаимодействовать с внешним миром, полностью отвечая его требованиям.
Для того чтобы этого достичь система образования претерпевает ряд изменений, дуальная система входит в их число. В нашем колледже с 2014-2015 учебного года руководство колледжа и весь преподавательский состав трудится над внедрением элементов данной системы. Совместно с нашими социальными партнерами:
ОО «Костанайская Ассоциация профессиональных переводчиков»
ТОО «Grand Luxe» языковой центр
ГУ библиотека им.Л.Н.Толстого «Американский уголок»
ИП языковой центр «One-to-one English»
В основе дуальной системы, как я считаю, лежит компетентностный подход. Исходя из этого, хотелось бы разобраться что это «компетенция»? Компетенция сочетает в себе два основных термина это «знать» и «делать». Знание это что обучающиеся получают в ходе учебных занятий, а делание то как они закрепляют знания на занятиях практического обучения, на базах предприятий являющимися нашими социальными партнерами.
Естественно что, компетенция подчеркивает экономические изменения, которые предъявляют:
1.Новые требования к компаниям - компании должны быстрее и чаще адаптироваться к требованиям рынка и клиентов;
2.Новые требования к работникам:
Они должны быть конкурентоспособными на рынке труда
Им нужны новые навыки, умения и знания для выполнения рабочих обязанностей
У них нет пожизненной работы
Им нужен доступ к непрерывному профессиональному образованию и обучению
Новые требования к образованию и работникам образования
Система образования должна отвечать ожиданиям рынка труда
Учебные программы должны отражать реальные рабочие ситуации
Планы и методы обучения должны быть адаптированы к реальной ситуации
Тем самым, сделав упор на компетенцию, мы можем быть уверены в том, что все студенты приобретают те навыки, умения и знания, которые требуются на рынке труда. Стандарты компетенций являются средством интеграции требований рынка труда в профессиональное образование и обучение.
Системный подход к компетенциям описывает компетенции в согласованном формате, а также этот формат должен отражать все 4 компонента компетенции:
Рабочие навыки и умения
Умение управлять работой
Умение действовать по обстановке
Навыки и умения, необходимые в рабочей среде
Ну и на примере профессии переводчик можно рассмотреть каждый из пунктов.
А. Рабочие навыки и умения
В основе этого компонента лежит способность выполнять текущие рабочие задачи. В случае с профессией переводчика это: умение осуществлять устный и письменный перевод.
В. Умение управлять работой
Здесь приоритетной целью является способность координировать ряд текущих задач, а именно поддерживать порядок выполнения заказов нескольких клиентов, принимать новый заказ без нарушения порядка.
С. Умение действовать по обстановке
Основой данного компонента является способность справляться с нарушениями и сбоями в обычном режиме работы другими словами, умение действовать по обстановке, сюда можно отнести такие умения как: утрясти неожиданные заказы в рамках политики переводческого агентства (срочные), быстро и по отдельности уладить проблемы с трудными клиентами.
D. Навыки и умения, необходимые в рабочей среде
Как мне кажется это наиболее важный из компонентов данной схемы, способность интегрироваться в рабочую среду. Эффективное общение с коллегами для предложения клиентам качественных услуг, передать решение проблем вне своей компетенции соответствующим работникам
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что действительно в основе дуальной системы лежит компетентностный подход. Ведь, дуальная форма профессионального образования характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении. Основным системообразующим фактором дуальной формы профессионального образования выступает институт социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера при ведущей роли работодателей.
Исходя из этого, можно выделить ряд преимуществ дуальной системы, как для студентов, колледжа так и для социальных партнеров (потенциальных работодателей).
Эффективное сочетание теории с практикой
Большая результативность, высокий уровень квалификации выпускников, быстрая социальная адаптация молодежи
Обучение по фактическому спросу предприятий
Предприятиям не надо искать специалистов
В учебном процессе быстро внедряются инновации с производства
В завершении хотелось бы еще добавить, что мы не должны останавливаться на достигнутом и должны перенимать опыт Германии, непосредственной устроительницы и родоначальницы данной системы.
Создание соответствующей законодательной базы (ГОСО, ТУП,РУП)
Обучение обучающих, в том числе за рубежом
Мотивация обучающихся
Анализ экономики и планирование рабочих мест и профессий в разных отраслях экономики (трудоустройство)
Только выполнив все эти требования, станет возможным налаживание хороших и эффективных связей с социальными партнерами которые приведут к повышению процента трудоустройства выпускников.