Эпитет. Метафорический эпитет. Сравнение (в том числе и развернутое). Олицетворение. Овеществление (9 класс)

10

Тема: Эпитет. Метафорический эпитет. Сравнение (в том числе и развернутое). Олицетворение. Овеществление.
Цели:
-знакомство учащихся со специальными средствами художественной выразительности;
- формирование у учащихся умений видеть тропы в контексте и использовать их в собственной речи;
- показать красоту и выразительные возможности эпитетов, сравнений, олицетворений;
- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.

Оборудование: тексты для анализа (распечатаны), слайдовая презентация.


Ход урока
Оргмомент. Целеполагание.

- Сегодня нас снова ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (слайд №2)
- Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь - живая, наглядная и красочная?

II. Повторение и закрепление изученного.
1. Работа с текстом. (слайд №3)
- На прошлом уроке мы познакомились с вами с такими тропами, как метафора, метонимия и синекдоха.
- Я предлагаю вам найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении в тексте.

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. (К. Паустовский)
- С какой целью автор использовал данные тропы в тесте?
2. Музыкальный диктант. (звучит песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», учащиеся выписывают из неё тропы).

III. Объяснение и закрепление нового материала.
1. Знакомство с эпитетом и метафорическим эпитетом.
- Среди тропов наиболее часто встречаются и используются эпитеты. (слайд №4)
Эпитеты – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит (И.С.Тургенев)

- Эпитеты прибавляют к явлениям нечто важное для их понимания, дают возможность зрительно представить картину и проникнуться определённым настроением. (слайд № 5).
- Только ли прилагательное может быть эпитетом? (слайд №6)
- А теперь поговорим о разновидностях эпитетов. (слайд № 7)
- В предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты, в том числе и метафорический, и определить, какой частью речи они выражены. (слайд №8)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.

2. Знакомство со сравнением. (слайд №9)
Сравнение – это сопоставление одн
·ого предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые (А.Твардовский)
Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)
Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)
- Заметьте, ребята, и эпитеты, и сравнения придают речи образность.
– Но какая между ними разница? (эпитет не содержит прямого сопоставления в тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается)
- (слайд № 10). Найдём примеры сравнений в тексте.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)
Мелкий грибной дождь шепчет что-то свое и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)
Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу (Р.Рождественский)
- Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Такие сравнения называют развёрнутыми. (слайд № 11)
Развернутое сравнение - образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других.
Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

3. Понятие об олицетворении и овеществлении. (слайд № 12)
- Под пером писателей окружающие нас предметы оживают: море дышит полной грудью, волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно молчит; травы шепчутся с ветром.
- Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному тропу – олицетворению.
Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Вот как, например, А. Гайдар использует этот троп в рассказе «Голубая чашка».
Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру.
- Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Вспомним элегию В. Жуковского «Море», стихотворения С. Есенина. (слайд № 13).
- К клёну поэт обращался как старому доброму знакомому:
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, над метелью белой?
- Я думаю, с олицетворением всё понятно. А что же такое овеществление? (слайд № 14)
-

4. Практикум. (слайд № 15). Учащиеся находят средства художественной выразительности и определяют их роль в тексте.
IV. Подведение итогов урока
V. Рефлексия. (слайд № 16).
VI. Домашнее задание: найти примеры эпитетов, сравнений, олицетворений в газетах;
придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры (по выбору).

15