Урок по технологии (девочки) для 6 класса Физиология питания. Общие сведения о питании и приготовлении пищи


Раздел: КУЛИНАРИЯ
Урок: № 1-2
Тема: «Физиология питания. Общие сведения о питании и приготовлении пищи»
Цель: научить составлять меню, удовлетворяющее суточную потребность организма в минеральных веществах
Задачи: 1) способствовать формированию знаний о значение минеральных веществ для жизнедеятельности организма человека, умений составлять меню, удовлетворяющее суточную потребность организма в минеральных веществах;
2) способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять основные понятия;
3) воспитывать культуру рационального питания.
Объект труда: меню
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: фронтальная, групповая
Методы обучения: объяснение, беседа, практическая работа.
Межпредметные связи: математика – суточная норма минеральных веществ, русский язык – словарная работа, биология - значение минеральных веществ для жизнедеятельности организма человека, химия – минеральные вещества, история.Оборудование: таблицы «Источники минеральных веществ», тетрадь, учебник.
Словарь: минеральные вещества, макроэлементы, микроэлементы.
Ход урока.
Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Сколько нелепых предрассудков, сколько совершенно необоснованных привычек вторгается в область питания!
Известно, что ещё мыслители древности посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному её потреблению. В правильном питании они видели источник здоровья, силы, бодрости и красоты. Эти наблюдения не потеряли своего значения и сегодня.
«Мы живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Этот афоризм древних философов коротко, но ясно объясняет, почему проблемы питания во все времена и у всех народов были первостепенными.
- Для чего нужна человеку пища? (для роста и развития)
- Какие питательные вещества входят в состав пищи? (белки, жиры, углеводы, вода, витамины, минеральные вещества)
Цель: - Сегодня на уроке мы узнаем о значение минеральных веществ для жизнедеятельности организма человека и будем учиться составлять меню, удовлетворяющее суточную потребность организма в минеральных веществах.
Тема: Минеральные вещества в питании человека.
Изучение нового материала.
Понятие о минеральных веществах, микроэлементах и макроэлементах.
- Минеральные вещества – совершенно необходимые составные части пищи. Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания.
В зависимости от количеств, в которых минеральные соли встречаются в продуктах, их принято делить на макроэлементы (макро – большой) и микроэлементы (микро – малый). К ним относятся кальций, фосфор, калий, натрий, хлор, магний, сера и др.
К микроэлементам принадлежат медь, цинк, кобальт, хром, марганец, йод, фтор и др. Железо занимает промежуточное положение.
Минеральные вещества
макроэлементы микроэлементы
(10 – 100 мг на 100 г продукта) (до 10 мг на 100 г продукта)
Кальций медь
Фосфор цинк
Калий кобальт
Натрий хром
Хлор марганец
Магний йод
Сера фтор
Железо
Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Работа по учебнику (таблица 28, с.120) – краткая запись в тетради в виде таблицы.
Фосфор – костная ткань – яичный желток, мясо, рыба, сыр.
Фтор – рост костей – продукты моря, мясо, хлеб.
Медь – кроветворение – бобовые, крупы, яйца, рыба.
Физкультминутка.
III . Закрепление знаний учащихся.
Что называют макроэлементами? (минеральные вещества, которые содержатся в продуктах в количестве 10 – 100 мг на 100 г продукта)
В чём разница между макро- и микроэлементами? ( микроэлементы – это минеральные вещества, которые содержатся в продуктах в количестве до 10 мг на 100 г продукта)
Что вы узнали о роли минеральных веществ в питании человека?
3. Суточная потребность в минеральных веществах.

Учебник (старый – таблица 21, с.155)
Кальций – 1200 мг
Фосфор – 1800 мг
Магний – 350 мг
Железо – 18 мг
Практическая работа.
Составление меню, удовлетворяющее суточную потребность организма в минеральных веществах
Использовать таблицы «Источники минеральных веществ», «Рекомендуемая суточная норма минеральных веществ для подростка», «Примерное меню» (с. 155)
Работа выполняется в группах, с учётом интересов и вкусов всех членов группы.
Проверка практической работы: определение лучшего суточного меню, составленного учащимися. Желающие зачитывают наиболее полезные продукты питания. Выставляется оценка в тетрадь.
4. Правила безопасного ведения работ на уроках кулинарии.
Места в кабинете, требующие особой осторожности.
Правила безопасного ведения работ на уроках кулинарии.
Организация учебного процесса на уроке.
Требования к внешнему виду и оборудованию на уроке.
Роспись учащихся в журнале по правилам правила безопасного труда.
Уборка рабочих мест.
VI. Домашнее задание.
Читать записи в тетради, уметь объяснять основные понятия.
Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
(Сегодня на уроке мы рассмотрели роль макроэлементов и микроэлементов в питании человека и узнали, что макроэлементы участвуют в построении человеческого тела, обеспечивая структуру костей, поддерживая в тканях организмов осмотическое давление и являясь регуляторами многих физиологических процессов. А микроэлементы – это незаменимые вещества пищи, встречающиеся в ней в ничтожных количествах. Но они выполняют существенную роль регуляторов обменных реакций, так как входят в состав ферментов и гормонов. Поэтому необходимо помнить, что важен не только количественный, но и качественный состав пищи)- Чему сегодня научились?
- Какие рекомендации по рациональному питанию вы можете дать?
Рекомендации по рациональному питанию.
Следите повседневно за количеством поваренной соли в вашем рационе.
Избегайте соленой чрезмерной еды, она во всех случаях не приносит пользы.
Используйте в питании овощи и фрукты как прекрасные источники разнообразных минеральных солей, особенно солей калия.
Уделяйте особое внимание продуктам, содержащим достаточное количество легкоусвояемого кальция, - молоку и молочным продуктам, особенно необходимым для нормального формирования скелета детей и подростков.
Не забывайте, что там, где в воде и в продуктах не хватает определённых минеральных веществ, необходимо шире использовать продукты, обогащённые микроэлементами, например, йодированную соль.
Помните, что прекрасным источником йода и других минеральных веществ являются морская капуста и другие продукты моря.
Вывод: рациональное питание обеспечивает своевременное и полное удовлетворение физиологических потребностей организма в основных пищевых веществах, а это, в свою очередь, способствует максимальной работоспособности человека, а так же сохранение в течение долгих лет жизни высокой активности, бодрости, жизнерадостности.