Конспект урока на тему Библейская тема в изобразительном искусстве (6 класс)


Библейская тема в изобразительном искусстве.
Всепрощающая любовь. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»
Цели: 1. - Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».
2. – Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины.
3. – Формировать зрительские умения и навыки.
4. – Воспитывать ассоциативно – образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.5. – Развивать интерес к искусству и особенности его образного языка.
Оборудование и материалы:
Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Ход урока:
Мы сегодня собрались. чтобы поговорить о всепрощающей любви, ощутить её. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, одна из таких тем. Её –то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс Ван Рейн Рембрандт.
В основе полотна, которое создал художник лежит библейский сюжет – « Притча о блудном сыне». Вспомним эту притчу.
К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа роптали за это на Иисуса Христа и говорили: «Он принимает грешников и ест с ними» На это Иисус Христос сказал несколько притчей в которых показал, что бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них.
Притча о блудном сыне.
У некоторого человека было два сына, и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения» И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все пошел в дальнюю дорогу и там расточил имени своё . живя распутно. Когда же он прожил всё, настал голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которое ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и побежал, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»
А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; будем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся» И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и. возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что такое?» Он сказал ему; «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым»
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»
Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться. Что брат твой сей был мертв и ожил; пропадал и нашелся».
Учитель – Как вы думаете, какой фрагмент картины в этой притче самый волнующий, самый драматичный?
Ученики – Встреча отца и сына. Именно этот момент выбрал художник для сюжета своей картины.
Учитель – Чьи фигуры изображены на картине, видно ли лицо сына?
Ученики – Рембрандт изобразил отца слабым и дряхлым. Его невидящие глаза полны одновременно и страдания и просветленной радости. Руки бережно и любовно ощупывают коленопреклоненного сына. Вид сына жалок .Голова его покрыта каростой, израненные ноги загрубели и опухли, некогда нарядная одежда лохмотьями спадает с плеч. Его лица почти не видно. При свидании отца с сыном присутствуют ряд свидетелей, но они мало отвлекают внимание зрителя.
Учитель – Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
Ученики – Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.
Учитель – Да, отец умел любить, мог простить ошибку сыну и забыть об оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из библии. Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «Был как бы мертв и ожил?»
Ученики – Ожил, то есть в нем возродилась способность к любви.
Учитель – Кто по – вашему в Притче о блудном сыне не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»
Ученики – Старший сын.
Учитель – Чему учит притча и картина Рембрандта?
Ученики – Милосердию, прощению.
Заключительное слово учителя:
Ваши мамы и папы сказали бы, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом сказал французский писатель Антуан Экзюпери: «Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.»