Урок изобразительного искусства в Образы художественной культуры Средневековой Западной Европы.


Тема: Образы художественной культуры Средневековой Западной Европы.
Цели:
1) обучающие - познакомить с образами художественной культуры Средневековой Западной Европы; познакомить с историей рыцарства, вооружением рыцаря; научить рисовать рыцаря в доспехах;
2) воспитательные - воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
3) развивающие - развивать мелкую моторику руки.
Тип урока: комбинированный
Оборудование для учителя: презентации, листы с образцами рисунков, методическая таблица, предметные и сюжетные иллюстрации по теме рыцарства, шаблон мужской фигуры.
для учеников: альбомный лист, фломастеры, простой карандаш, краски, кисточки, стаканчик под воду.
Ход урока
Этапы урока Содержание Примечание
I-Организация начала урока Здравствуйте, ребята! Проверка готовности до начала урока.
II-Изложение нового материала
1. Сообщение темы урока.
2. Вводная беседа.
3. Анализ образца
4.Инструктаж по теме.
5. Инструктаж по ТБ - Сейчас мы совершим виртуальное путешествие на несколько веков в прошлое.
- Это было в средние века, во времена прекрасных дам и доблестных рыцарей.Мы поговорим о рыцарстве, вспомним как показаны рыцари в изобразительном искусстве.
Рыцари отличались от всех благородством, смелостью, великодушием, верностью долгу. А кто же такие рыцари?
- А вот каким вам представляется рыцарь, мы сейчас проверим “блиц-турниром” .
Ответьте на вопросы:
- Первоначальное значение слова “рыцарь”? (всадник)
Словарная работа: Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами.
- Как называется эпоха, в которой жили и совершали подвиги рыцари? (средневековье)
- Какие символы рыцарского достоинства вам известны? (меч, щит с изображением герба и девизом)
- Что украшали гербами? (стены замков, щит, доспехи)
Раннее Средневековье было жестоким и суровым временем. Именно тогда складывалось новое устройство общества - феодальное, на верхней ступеньке которого стояло сословие рыцарей. В раннее Средневековье война представлялась нормальным состоянием. Сыновья рыцарей с детства воспитывались быть готовыми к воине. Честь, достоинство, отвага, преданность - не пустые слова для человека, считающего себя рыцарем.
Рыцарские доспехи делятся на две части. С IX до середины XIII века господствовала кольчуга. А со второй половины XIII века и вплоть до конца XVI благородные рыцари отдавали предпочтение латам и металлическими листами. Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное – это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым. Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем.
Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.
В XV в. наряду с кольчугой появился дополнительный вид вооружения – наручи (от плеча до локтя), наплечники, наколенники с поножами (от колена до ступни).
Грудь и спину закрывали сплошной кирасой. Верх ног и низ живота защищали пластинами, к кирасе прикрепляемыми. Кираса состояла из нагрудника и наспинника, соединявшихся с помощью застёжек.
«Ожерелье» с «воротником» защищало верхнюю часть груди, спину и плечи.
Щиты делались сначала каплевидной формы, а затем появились треуголной. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках.
Оружие рыцарей было различным. В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион. Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.
- Рыцарь без страха и упрёка должен быть смелым воином, заботиться о приумножении своей славы и совершать подвиги во имя Прекрасной Дамы. Кроме этого, в обязанности рыцаря входило умение танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах и, конечно же, участвовать в рыцарских турнирах.
Внимательно посмотрите на различные изображения рыцарей и определитесь, как и какого рыцаря вы хотите нарисовать.
- В какой последовательности будете рисовать рыцаря в доспехах? (нарисуем тело человека, дорисовывая доспехи, раскрасим красками или выполним графический рисунок)
1. Рисуем прямую линию в центре листка и по бокам изогнутую линию.
2. Дальше рисуем форму овала, это будет лицо, потом переходим к рукам, ногам и шее.
3. Сверху и снизу дорисовываем доспехи.
4. На груди вы можете нарисовать логотип в виде круглого щита и сзади мечи, или нарисовать рыцарю щит с логотипом.
5. Полностью всю кольчугу на теле рисуем густой штриховкой, но четкой.
6. Разукрашиваем или выполняем графический рисунок.
При необходимоти. Слайд 1.
Слайд 2, 3.
Слайд 4.
Слайд 5, 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10,11.
Слайд 12, 13.
Слайд 14, 15.
Показ образца.
Сайд 16, 17.
III-Практическая работа Самостоятельная работа - рисование рыцаря в доспехах. Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают)
И немножко отдохнём (Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь, (Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)
Руки вверх и руки вбок (Движения руками)
И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки Слежу за работой, хожу между рядами.
IV-Анализ и оценка работ Ребята, уберите свои рабочие места.
Оценивание и анализ работ уч-ся.
Урок окончен. До свидания. Оформление выставки работ уч-ся.