Р. р.№ 23 Употребление имен числительных в тексте.


Р. р.№ 23.Имя числительное в тексте.
1.Словарно-орфографическая работа
  1Девяност…  девять,2двен(нн)адцать, 3один(нн)адцатый, 4 трист…, 5четыр…мя, 6пят…надцатые,7сорок… тысяч…, 8 трин(нн)адцатыми, 9мил(лл)ионер, 10сем…сот двадцатый
2.Внимательно прочитайте текст и определите стиль речи.    
38101079500Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко  содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.
Б е с е д а   п о   т е к с т у.
1) В этом тексте много терминов: семейство, ……., …….., …………..,
2) Это средства языка, характерные для …………… стиля речи.
3) Назовите числительные, употребленные в этом тексте………….
4) С какой целью они употреблены?  
351091516065500 5)Запишите 1-2 словосочетания с числительным из текста и выделите в них ошибкоопасные места. 
3.Игра«Эрудит».
1) Восстанови пословицы, продолжите своими примерами.
2958465182245001. Семь бед- … ответ.
2. семеро с сошкой, … с ложкой.
3. … блин комом.
2) Вспомни название произведений,
продолжите ряд .187452010985500 « …мушкетера » А. Дюма
« … толстяка» Ю. ОлешаТема урока. Р. р.№ 23 Употребление имен числительных в тексте.
Цели урока:   научить употреблять имена числительные в устной и письменной речи; развивать творческое начало в речи шестиклассников; способствовать воспитанию культуры речи.
Ход урока:
I. 1.  Вступительное  слово учителя.
2. Сообщение темы урока, его целей и задач.
– Назовите тип речи. Итак,  мы с вами рассмотрели употребление числительных в разговорной речи. В течение урока нам с вами предстоит выяснить, в каких речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете.
II. Словарно-орфографическая работа
      А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с проверкой методом программирования.  Листочки с группой слов перед вами. Прошу заложить программу (вставить пропущенные буквы, пронумероватьслова): 
1девяност…  девять,2двен(нн)адцать, 3один(нн)адцатый, 4 трист…, 5четыр…мя, 6пят…надцатые,7сорок… тысяч…, 8 трин(нн)адцатыми, 9мил(лл)ионер, 10сем…сот двадцатый
     Программы заложены! Слушайте задания:   назовите
- количество порядковых числительных (4); их числовое значение (36 810)
- числовое значение количественных числительных (12 457)
- порядковые номера слов, в которых пропущена буква Ь (пятое, десятое)
- слова, в окончаниях которых пропущена буква А (триста, сорока)
- количество слов, которые числительными не являются (одно, девятое)
- числовое значение слов с удвоенной согласной (39)
III. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.
- Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.
    Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко  содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.
Б е с е д а   п о   т е к с т у.
- В этом тексте много терминов: семейство, длина тела, высота в холке, вес, процентное содержание жира, белка. Это средства языка, характерные для научного стиля речи.
-  Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены?  (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности).Табличка со словом точность  прикрепляется к доске.
- Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-.- Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибкоопасные места (до тридцати пяти килограммов, около четырех тысяч, девять процентов).
Вывод класса.  Между людьми широко распространены деловые отношения, многие из которых закрепляются различными документами: заявлением, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время…
1.Игра «Зоркий глаз»
Сон
Мы решили поменять милион на милиард,
И в одинадцать часов
сели все на резвых псов.
Киллометры позади… вон басейн впереди.
В воду – ах! – да то не сон! –
утопили милион.
2.«ВЕРНОЕ – НЕВЕРНОЕ»
Верно ли, что… 1.От числительных нельзя образовать слова других частей речи 2. Слово «двойка»- это имя числительное 3. Имена числительные используются в разных стилях речи 4.Имена числительные в предложении всегда бывают второстепенными членами предложения 5. Имена числительные отвечают только на вопрос «сколько» 6. Слова первый и последний относятся к именам числительным 3.Дополни фразеологизмы, и подберите синонимы к ним:
1.Всыпать по ……… число 2.………. колесо в телеге
3.Как ……. капли воды 4.До ……… пота
5.Как свои …….пальцев 6.Наговорить с ……..короба7.На ……….небе 8.За ……..присест
4.Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные.
1.….голова хорошо, а …. - лучше. 2.…. раз отмерь – …. отрежь.
3.Не имей …. рублей, а имей …. друзей.
4.…. ложками кашу не едят. 5.….. одного не ждут.
Итоги урока. Рефлексия.
Продолжите, пожалуйста, предложения.
Сегодня мы изучали……
Мы теперь знаем, как….
Полученные знания нам помогут….
А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.
Мне сегодня на уроке было всё понятно. У меня всё получалось.
Я иногда испытывал затруднения.
Я доволен собой Я не совсем доволен собой