Урок литературы. К.Г.Паустовский Телеграмма

Русская литература.
«Очень трудно матерью быть»
(по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Цель: Продолжить работу над формированием умения самостоятельно выделять нравственные проблемы, поднимаемые автором. Раскрыть мысль писателя о величии материнства. Материалом урока содействовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Эпиграф. Есть прекраснейшее существо, у которого мы
всегда в долгу – это мать.
Н.А.Островский.
Ход урока.
Мотивационный этап.
«Ассоциация»
ТЕЛЕГРАММА




Операц.- познавательный этап.
1. Сообщение темы урока, цели. Прочитать эпиграф урока.
2. Работа в паре (группе):
1 пара: Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?
2 пара: Что называется композицией? Какова композиция рассказа «Телеграмма»?
3 пара: Подумайте, какую роль в рассказе играют Манюшка, Тихон, молоденькая
учительница.
4 пара: К.Г.Паустовского считают мастером детали. Подумайте, какой многозначный смысл включен в данных выражениях:
а) Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
в) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Попробуйте найти какие-то ещё предметы, выполняющие в рассказе важную роль.


3.Беседа с классом:
- Ребята. Какую роль выполняет пейзаж в начале произведения? (ответ)
- О чём говорит описание комнаты? (ответ)
- Почему Тихон солгал Катерине Петровне? (ответ)
- Каково значение «ленинградских страниц» в рассказе? Как могло случиться, что Настя, заботящаяся о скульпторе Тимофееве, проявляла такое невнимание к матери? (ответ)





·4. Письменная работа:
- О чём заставляет задуматься рассказ «Телеграмма»? О чём предостерегает?


5. А сейчас вернёмся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?


6. Слово учителя
Сегодня мы говорим о матери. Легко ли ею быть? Что мы знаем о наших мамах – усталых, раздражённых, занятых работой?
Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Но как часто порой то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме. Когда в нашу жизнь приходит любовь, всё остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.
Возвращаясь из школы вы говорите маме: «Привет», а уходя «Пока!» А может стоит поискать добрые и тёплые слова. Ведь мама ждёт их. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.
Испокон веков люди поклоняются образу матери, написаны и пишутся стихи и песни.


7. Чтение учащихся стихотворения Евгения Евтушенко «Уходят матери» и
Олега Шестинского «Памяти матери».
- Какова основная мысль стихотворений?
Они являются предостережением для нас, что мамы не вечны и надо их беречь, любить, как можно больше оказывать знаки внимания. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте ещё раз подумаем, вспомним, перечитаем всё лучшее, что написано о матери. А придя домой, заглянем маме в глаза, до конца верные нам глаза.
Когда в цветенье яблоневом завязь
Нам предвещает торжество плода,
Войди, добро,
Умри, слепая зависть,
Воскресни, материнства красота!
И сгиньте, все напасти и наветы,
Когда, как полдень, знойная, она
Проходит по окраинам планеты,
Той нашей счастья обременена.
Анатолий Поперечный.

-Вы пробовали описать свою маму?


8. Подведение итога
- Какой теме посвящён наш урок?
- Какие «зарубки на сердце» вы сделали?

9. Д/З: написать сочинение:1) «Я люблю свою маму» 2) «Моя мама»

15