Методическая разработка урока по технологии на тему Обработка накладного кармана (5 класс)


Тема урока: « Обработка накладного кармана» 5 класс
Цели урока:
Научить обрабатывать накладной карман.
Развивать умение сравнивать, решать поставленную проблему, выделять главное.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, требовательность к себе.
Повышать общий уровень культуры через элементы релаксации (образцы классической музыки).
Задачи урока: познакомить с историческими сведениями о кармане, его роли в современной одежде, тренировать глазомер, приобщать к работе в коллективе, учить аккуратному выполнению швов.
Тип урока: урок усвоения нового материала, урок практикум.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы: объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа.
Здоровьесберегающие технологии: неформальное общение, музыкальная терапия, физкультминутка.
Оборудование:
Образцы обработанного кармана, опорные карты, швейные принадлежности, раскроенные карманы, образцы карманов различного кроя, образцы карманов изготовленных различными способами.
Объект труда: Накладной карман.
Межпредметные связи: История - краткие сведения из истории кармана; черчение – месторасположение и форма кармана; русский язык – пословицы , поговорки и загадки со словом «карман». Профориентация – профессии швейной промышленности.
Ход урока:
1 этап – организационный.2 этап – проверка домашнего задания, оценка.3 этап – усвоение новых знаний (объяснение нового материала).
Физкультминутка
4 этап – правила техники безопасности.5 этап - практическая работа.6 этап – подведение итогов.
Форма проведения урока:  игра путешествие в «Карманию»
Ход урока:
1 этап – организационный. Наличие учащихся в классе.
2 этап – проверка обработки срезов нижней части фартука . Оценка.
3 этап – усвоение новых знаний (объяснение нового материала).
Нам предстоит творческое путешествие в страну «Карманию», где мы познакомимся с историей кармана, с различными видами карманов, научимся обрабатывать накладной карман и узнаем о профессиях этой страны.
Давайте выясним, что же такое карман в древние времена?(Ответы учащихся)
Да, это пришитый к одежде мешочек, для ношения мелких вещей и денег.

В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешочка, который назывался карманом. С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки о смысле которых, мы сейчас поговорим.
Слово “карман” в них имеет как прямой, так и переносный смысл.
“У Варвары всё в кармане”“Считай деньги в своём кармане”“Не надейся Роман на чужой карман”“Из чужого кармана платить легко”“Чего не досмотришь, то карманом доложишь”“За словом в карман не лезет”.
Учащиеся поясняют смысл пословиц.

Семнадцатый век. Дамы на поясах имеют украшенный карман для мелочей.
Век восемнадцатый. В женской и мужской одежде только к концу века появились карманы, изготовленные вместе с одеждой.
В девятнадцатом веке карманы широко применяются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя.
3394710425196014992354251960
Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
Современный карман – это деталь швейного изделия, является отделкой изделия. Существуют различные виды карманов по способу изготовления : прорезные, в шве, с подкройным бочком, накладные.
По форме разнообразие накладных карманов огромно, об этом рассказывают образцы, которые представлены на доске.

Мы видим множество способов отделки накладных карманов: рюши, оборки, клапаны, тесьма, вышивка и т.д.
Физкультминутка
4 этап – правила техники безопасности. (Выделенные фразы произносят дети.)
Перед началом работы , повторим правила техники безопасности.
-Сели шить мы за машину. Держим ровно корпус, спину.Пальцы – дальше от иголки, под заколки прячем чёлки.
Давайте, повторим все вместе:-Хранить булавки в определённом месте.-Чтоб не болел живот, не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы кольцами к себе.Передаю я ножницы - кольцами к тебе.Закрытыми ножницы должны лежать всегда.Положишь их открытыми – может быть беда.
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг, На подставку ставь всегда утюг!Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.Не оставляй утюг включенным ни – ког - да!
5 этап – практическая работа
В процессе изготовления одежды задействованы люди различных профессий швейного производства. Сегодня, в процессе обработки накладного кармана,
каждая ученица будет смётчитцей, швеёй - мотористкой, контролёром.
Это накладной карман, который предстоит вам выполнить.

Как бы вы его обработали, чтобы он имел такой вид?
Ответы детей: “Подвернули припуск, прострочили, заметали припуск со всех сторон”. (Основные 6 положений записываются на доске и составляется опорная карта обработки кармана) Работа с опорной картой.
Практическая работа. Смётчицы выполняют самостоятельную работу. Требования к намёточным швам: точный припуск, стежки не больше 8 мм.

Машинную обработку делают специалисты профессии швея – мотористка . Требования к машинной строчке: ровность , стежок не больше 3 мм.


На швейной фабрике качество работы проверяет контролёр. Качество работы наших швей будете оценивать вы. Каждый из вас будет контролёром. Требования качества: ровная строчка, соблюдение величины припуска, умение выполнять закрепку.
Во время практической работы звучит музыка П.И.Чайковского“ Времена года
Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль учителя. Оценка.
6 этап – подведение итогов. Работу выполнили все отлично, но есть самые красивые работы. За них мастерицам присваивается звание “Мисс Кармания”.
Итак, мы вернулись из нашего путешествия. И что нового и полезного мы узнали? – Ответы детей.
Д/З : Выполнить в тетради цветными карандашами эскизы накладных
карманов различных форм с различной отделкой.
Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся
Общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синицина, В.Д.Симоненко. -
М.: Вентана –Граф,2012.-192 с.: ил.
2. Как шить красиво: Пер.с англ./Предисл. В.Зайцева.- К 16 М.: Мир,
1990. – 368 с., ил.
3. Мода и стиль / ред.группа: М.Аксёнова, Т.Евсеева, А.Чернова.- М.:
Мир энциклопедий Аванта , Астрель,2008.-480 с.: ил.-(Современная
энциклопедия).