О сформированости и дальнейшем развитии метапредметных умений учащихся 5-6 классов в свете требований ФГОС 2 поколения. (На основе мониторингов проведенных в 5-6 классах)

О сформированости и дальнейшем развитии метапредметных умений учащихся 5-6 классов в свете требований ФГОС 2 поколения.
(На основе мониторингов проведенных в 5-6 классах)

Переход учащихся из начального звена школы в среднее звено  одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации учащихся в 5-м классе  один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание не только для школьников и их родителей, но и для педагогов.
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.
Одним из важных направлений преемственности в обучении является педагогический мониторинг и диагностика метапредметных умений.
На мониторингах, проведенных в этом учебном году в 5-6 классах, были представлены следующие задания:
На понимание и принятие учебной задачи, планирование ее выполнения, осуществление самоконтроля, что соответствует умению оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

Задание 1.
Тебе нужно выполнить умножение многозначного числа на однозначное. Выбери только нужные действия и определи их очередность (расставь цифры)


Умножить каждую цифру первого множителя на второй множитель


Записать числа «в столбик», соблюдая разряды


Выполнить сложение неполных произведений


Прочитать ответ


На извлечение информации из диаграмм. Было предложено прочитать диаграмму состава почвы. С точки зрения ФГОС-2 проверялось умение преобразовывать знаки и символы, модели и схемы;

Задание 2
Почву высушили (удалили воду) и спрессовали (удалили воздух) для перевозки. Получилась смесь, состав которой показан на рисунке. Отметь галочкой утверждения, правильно описывающие эту смесь.

перегной
торф
глина


торфа и перегноя вместе больше, чем глины
глины больше, чем торфа
в смеси больше всего торфа
перегноя больше, чем торфа

На преобразование информации из одного вида в другой, а это умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
Задание 3
В таблице указано число деревьев разной породы, которые растут на пришкольном участке.
Порода деревьев
Число деревьев

берёза
8

липа
5

дуб
2

клён
11








Отметь галочкой, на какой из следующих диаграмм правильно представлены данные, указанные в таблице?















На ориентированность в разнообразии способов решения задач – здесь с точки зрения ФГОС-2 важно смысловое чтение.
Задание 4
Ученики нашли площадь закрашенной фигуры по-разному. Кто из ребят решил задачу верно? (обведи все правильные варианты)

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 








Сторона клеточки – 1 см
Коля 6 · 2 + 6 · 2 + 5 · 1

Андрей 6 · 5

Илья 6· 5 - 1· 1

Костя 6· 2 + 6 · 1




Аналогично проанализируем работу, которую выполняли шестиклассники, текст заданий не будет выведен на экран в связи с большим объемом.
Первое задание. В тексте условия учащиеся сразу встречаются с незнакомыми понятиями, которые трудны для их восприятия: «Компания по изготовлению компьютерной техники», «заключить договор с группой студентов». Данное задание вырабатывает умение работать с таблицей, умение извлекать информацию из таблиц и отвечать на вопросы, но требует дополнительного пояснения учителем.
Второе задание так же было сложным для учащихся шестого класса, так как для того, чтобы составить план создания поздравления в программе MS Word, дети должны владеть алгоритмом создания этого поздравления, а изучение программы запланировано в 8 классе. Данное задание развивает умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей, но лучше было бы взять другую задачу.
Четвертое задание. Был дан текст из учебника математики. Прочитав текст шестиклассники должны были ответить на вопрос, достаточно ли информации чтобы ответить на вопрос: «Чем отличается и чем похожи куб и пирамида?». В результате вырабатывается умение предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, и умение определить какой информации не хватает.
Седьмое задание. Проверялось умение извлекать информацию из таблицы, отвечать на вопросы и сделать вывод.
Восьмое задание. Задание из области математики, развивает умение моделировать, выбрать нужную схему к задаче.
На выполнение этих заданий выделялся один урок.
При проверке учебных достижений обучающихся сделаны акценты на проверку базовой подготовки, на умение использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности и повседневной жизни, например: умении решать прикладные задачи социально- экономического и физического характера, моделировать реальные ситуации на языке математике, исследовать построенные модели с использованием аппарата математики.


Результаты проверки показали что:
Доля участников 5 классов, преодолевших минимальный порог довольно высока. Отклонения от нормы для данного показателя значения меньше пятидесяти процентов.
Доля участников, которые продемонстрировали полные и прочные знания, так же высока. Отклонения о нормы данного показателя равны нулю.
Так как диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности, метапредметных умений и выявления характеристик, отражающих динамику формирования наиболее важных умений и способов деятельности, предлагаем следующее:
При проведении последующих мониторингов согласовывать тексты диагностических работ с учителями, работающими в этих классах;
Устанавливать реальное время для выполнения работы;
Использовать задания различного типа:
- с выбором единственного верного ответа;
- с кратким ответом;
- с развернутым ответом;
При проведении тестирования использовать не программируемый калькулятор.
Осуществлять информационную работу через сайт школы.
Продолжить взаимопосещение уроков учителями школы.







13 EMBED Excel.Chart.8 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 1415



Root Entry