Урок литературного чтения по теме: Изложение «Осень наступила» (2 класс)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 класс
Тема урока: Изложение «Осень наступила»
(по отрывку из рассказа В. Путилиной «Вишневая ветка»)
Цель: формирование умения работать с текстом, писать изложение.
Задачи урока:
научить связно излагать текст, пополнять и активизировать словарь учащихся;
развивать умение анализировать текст, выделять главное и письменно излагать его;
воспитывать любовь к природе, интерес к пониманию прекрасного.
Тип урока: развитие речи.
Материальное обеспечение: записи на доске, репродукции с картин художников:
В. Поленов. Золотая осень.
А. Куинджи. Осень; Г. Мясоедов. Осеннее утро.
Музыка: П. Чайковский «Осенняя песня» (из цикла «Времена года»)
Межпредметные связи: русский язык, познание мира, музыка, изобразительное искусство.
Планируемые результаты
предметные: понимать цели чтения и пересказа прозаического текста;
уметь излагать содержание произведения в письменном виде;
личностные: проявлять эмоционально-ценностное отношение к художественному тексту с описанием времени года (осени); активность при обсуждении, иметь нравственную позицию.
системно-деятельностные: применять при объективной оценке собственных возможностей и достижений.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний, читательского опыта учащихся и уровня художественного восприятия произведений искусства.
Вступительная беседа-экскурсия. Дети рассматривают репродукции картин художников, читают эпиграф к уроку: «Осень золотая н гости к нам пришла».
Тема нашего урока «Осень наступила». Вы ознакомились с репродукциями картин художников, посвященных осени. Что вам особенно в них понравилось?
Вспомним стихотворения, посвященные осени (А. Плещеева, 3. Федоровской, У. Турманжанова, О. Высотской и др.) Что их объединяет с картинами художников?
Художник использует краски, чтобы передать всю красоту и прелесть природы, а у поэтов свои средства для достижения этих целей. Назовите их.
(Образные слова и выражения.)
Почему у художников и поэтов, писателей осень часто золотая?
(Осенью листья на деревьях, кустарниках теряют обычный зеленый цвет и приобретают разные оттенки желтого.)
Какое настроение вызывают у вас стихи об осени и картины художников?
Уточнение основной темы урока.
Мы продолжим тему осени и напишем изложение по отрывку из рассказа писательницы В. Путилиной «Вишневая ветка».
Вы уже писали изложение на уроках русского языка. Что значит написать изложение?
(Письменно пересказать текст, который услышали или прочитали.) ^
А что такое текст?
(Это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)
Мы прочитаем вначале весь рассказ «Вишневая ветка», а потом выберем для изложения отрывок, связанный с темой осени.
Работа с рассказом и текстом-отрывком.
Чтение рассказа учителем. Мотивация чтения: в процессе чтения учащиеся должны представить себе содержание рассказа, обратить особое внимание на описание осени в начале рассказа, образы учительниц, главной героини Лены; определить основную мысль рассказа, его идею, свое впечатление от содержания и настроение.
Беседа по содержанию.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Кто главные герои рассказа?
Почему рассказ называется «Вишневая ветка»?
- Какими вы представляете себе учительниц Лидию Алексеевну и Ольгу Сергеевну?
Дайте характеристику Лены.
Назовите основную мысль рассказа, его идею.
-Расскажите о своих впечатлениях от рассказа.
Работа над текстом (от: «Тихо в осеннем лесу» и до «И только Лена...»)
Чтение отрывка учащимися (по частям).
Определение темы отрывка.
Пересказ отрывка (вариант: по цепочке).
Составление плана.
Примерный вариант (цитатный).
«Тихо в осеннем лесу».
«Ау-ау».
«А осень была необыкновенной».
«Правда красиво?»
«Кри-кри-кри!»
«Одни птицы улетают, а есть такие - пешком уходят от зимы».
«Потом они разбрелись по лесу».
Словарно-орфографическая подготовка к изложению.
А) определение значения:
Пылают - становятся красными.
Багровый - темно-красный.
Дробно - часто.
Перепелка - маленькая полевая птица.
Допытывается - спрашивает.
Б) запомнить написание:
Пожелтели (березы), изредка, задумчивая, необыкновенная, серебряные нити, зимовать, кое-как, доберется, бегунья, разбрелись, перекликались, редкие.
Подготовка к изложению текста-отрывка.
А) повторное чтение (по частям) выбранного отрывка.
Б) пересказ (вариант: по цепочке)
Письменное изложение текста-отрывка.