Презентация «Мотивация к обучению: Эксперименты и опыты на уроках географии»


МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4» Тема: «Мотивация к обучению: Эксперименты и опыты на уроках географии»Учитель географии:Г.М. Загвоздкина То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю! В настоящее время на уроках географии применяются различные средства обучения- карты, таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины и т. д. Но не всякую информацию учащиеся воспринимают легко, и не всякая понятна и доступна им. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе. Опыт- более активная форма наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для того, чтобы глубже разобраться в сущности изучаемого явления. Академик И.П. Павлов так сформулировал отличие опыта от простого наблюдения: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет от природы то, что он хочет». Проведение опытов при изучении основ физической географии оказывает огромное образовательно- воспитательное воздействие на учащихся. Помимо того, что они способствуют глубине, прочности и осознанности знаний, хорошо организованные опыты по географии (особенно, если они осуществляются лично самими учащимися под руководством учителя) захватывают школьников как нечто новое в обучении, связанное с раскрытием тайн природы.Успешность постановки опытов определяется четкостью формулировки цели и вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате проведения опыта. Существенное значение имеют также наличие нужного оборудования и продуманная последовательность проведения опыта. В практике преподавания географии опыты пока еще не находят должного применения. А между тем по физической географии постановка опытов крайне необходима. Их можно проводить на географической площадке, на местности и даже в классной комнате. К постановке опытов и экспериментов предъявляются следующие требования:1. приборы для опытов не должны быть сложными, чтобы не затруднять сущности изучаемых явлений;2. опыты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимся, чтобы процесс проведения опыта был достигнутым, чтобы внимание ребят было сосредоточено на выработке самостоятельных выводов;3. до постановки опыта нужно разъяснить учащимся, какова его основная цель и какие основные вопросы предстоит разрешить;4. в процессе проведения опыта учитель периодически ставит контрольные вопросы и выясняет, поняли ли учащиеся главное, чтобы суметь правильно решить поставленные вопросы;5. по окончании опыта преподаватель вовлекает всех учащихся в обсуждение результатов.Выводы учащиеся записывают и графически оформляют. Прежде чем начать эксперимент учащиеся знакомятся с инструкцией.1. Сначала- прочитать. Прежде чем начинать эксперимент, внимательно прочтите, как его проводить.2.Соберите все необходимые материалы. Чтобы проводимые опыты получились, необходимо позаботиться о том, чтобы у вас под рукой было все необходимое для их проведения. Если вы будете часто останавливаться и искать то одно, то другое, может нарушиться ход эксперимента и он может не получиться.3. Эксперимент проводите постепенно и очень осторожно. Старайтесь не забегать вперед и ничего не добавляйте сами. Самое главное- ваша безопасность, поэтому внимательно следуйте инструкции. Тогда вы можете быть уверены, что ничего неожиданного не произойдет.4. Если полученные результаты не будут соответствовать описанным в книге, внимательно прочитайте инструкцию и начните сначала. Тема: «Литосфера»Устойчивость земной коры.Цель эксперимента: Показать действие сил, деформирующих земную кору.Вам понадобится: Лист ватмана.Подготовка: Расположите ватман на рабочем столе.Ход эксперимента: Сложите лист пополам, складывайте лист столько раз, сколько сможете. Что получится? Сгибать лист с каждым разом становится все труднее. Вряд ли вы сможете сложить лист более чем 6-7 раз.Почему? Складывая лист пополам, мы делаем его вдвое толще. Сложив лист бумаги в семь раз, мы получаем 128 слоев бумаги. Земная кора ведет себя подобным же образом. Чтобы смять ровные, параллельные слои, нужно воздействие небольшой силы, тогда как для сминания слоев. Уже смятых в складки, требуются огромные силы. Тема: «Литосфера»Метаморфизм.Цель эксперимента: Показать, как образуются метаморфические горные породы.Вам понадобится: Два десятка спичек, книга.Подготовка: Надломите каждую спичку два-три раза в разных направлениях так, чтобы спичка не лежала на столе плоско, высыпьте спички кучкой на стол.Ход эксперимента: Положите на них книгу и прижмите к столу, уберите книгу. Что получится? Спички лежат на столе, образуя тонкий плоский слой.Почему? Спички расположились в плоскости стола под давлением книги. В природе различные горные породы сдавливаются под тяжестью вышележащих горных пород и образуют подобие слоев, хотя первоначально слоистыми не были. Измененные под давлением породы называются метаморфическими. Тема: «Литосфера»Эрозия почвы.Цель эксперимента: Определить, как увлажненность влияет на эрозию почвы.Вам понадобится: Мелкие бумажки, коробка из под конфет, пульверизатор с водой.Подготовка: Нарезать мелкие бумажки.Ход эксперимента: Высыпать бумажки у края коробки, подуть на них, смочить бумажки, снова подуть на бумажки. Что получится? Сухие бумажки легко смещаются к другому краю коробки, а некоторые вылетают из нее. Мокрые бумажки в основном остаются на месте.Почему? Легкие сухие частицы легко поднимаются ветром и переносятся на большие расстояния. Такие частицы встречаются в пустынях, на берегу моря. Мокрые бумажки прилипают друг к другу, и силы дыхания не хватает, чтобы поднять их в воздух.Так и сырые частички почвы, и те участки почвы, где есть растительность, с трудом поддаются эрозии. Сырые частички слишком тяжелы, чтобы подняться в воздух. Данная тема еще раз доказывает, что наука-это увлекательно, это интересно. А опыты и эксперименты выводят географию из учебников в повседневную жизнь. Спасибо за внимание!