Урок окружающего мира для 1 класса по теме «Наши маленькие соседи».


Урок окружающего мира по теме: «Наши маленькие соседи» («Насекомые. Их разнообразие.») 1 класс.Составила урок учитель начальных классов МАОУ СОШ №61 г. Узловая Тульской обл. Журютина Елена Алексеевна.
Урок соответствует образовательной программе «Гармония». Автор учебника О.Т. Поглазова. Входит в раздел: «Разнообразие и красота животных».
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)Цель: формировать представление о насекомых.Задачи:Образовательные:— учить отличать насекомых от других животных;
— находить их сходства и различия;
— выделять их существенный признак.Развивающие: — развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;— развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке; — развивать мышление и творческие способности учащихся; умение применять изученный материал в повседневной жизни.Воспитывающие: — воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
—воспитывать бережное отношение к животным.Познавательные: — узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный;
—узнать среду обитания насекомых;
—узнать, как насекомые передвигаются;
—узнать, какие способы защиты от врагов они используют.Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы) Предметные результатыЗнать:— существенные признаки насекомых;— нескольких представителей насекомых;Уметь:— отличать насекомых от других групп животных;—описывать насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;—создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);—оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.Понимать:— в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; — важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;— многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:— обеспечения безопасности своей жизни;— выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.Опорные понятия, термины. Насекомые. Новые понятия, термины. Насечка. Голова, грудь, брюшко. Отличие образа жизни насекомых от изученных групп животных.Общеучебные компетенции: — учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля); — учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать); — учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы)Ожидаемые результаты:— умение называть основные признаки насекомых;— повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;— формирование нравственных качеств;— формирование общеучебных компетенций.
УУД
Регулятивные: — самоорганизация и организация рабочего места
— целеполагание— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; — уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок— уметь работать по коллективно составленному плану;— уметь проговаривать последовательность действий на уроке
— умение структурировать знания
— выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;Личностные: — самоопределение
— готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;— оказание необходимой взаимопомощи.— самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.
Познавательные:— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.Коммуникативные:— планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками— умение слушать и понимать речь других
Технологическая карта Учебный предмет: «Окружающий мир»Класс: 1 Программа: «Гармония» Учебник: О.Т. Поглазова, «Окружающий мир» Учитель: Журютина Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №61 г. Узловая Тульской обл.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа, игровая и творческая деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.
Оборудование и оснащение урокаУчебно — наглядные (информационные) пособия:
Учебник «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 год.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир». Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013 год.
Презентация к уроку «В мире животных».
Презентация к уроку «Насекомые».
Иллюстрации.
Технические средства информации:
Компьютер.
Телевизор.
Документ-камера.
Планшеты iPad.
Электронные микроскопы.
Атрибуты:
Разрезные карточки.
Карточки для групповой работы.
Карточки для рефлексии.
Самоопределение к деятельности (организационный момент)Прозвенел и смолк звонок.
Собрались все на урок,
Что-то новое узнать,
Громко, четко отвечать
И друг другу помогать.
Актуализация знаний
- Начнём урок окружающего мира. Какой раздел мы с вами начали изучать?
Презентация «В мире животных».
– Сегодня мы продолжим открывать тайны животного мира. А чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки:
Прыгает пружинка – зелёненькая спинка.
С травы – на былинку, с ветки – на тропинку. ( Кузнечик.)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. ( Бабочка.)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. ( Муравьи. )Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я … ( оса ).
Не зверь, не птица –
Нос, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт. ( Комар. )Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда ползу.
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь. ( Жук. )Кто над нами вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится? ( Муха. )На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это? ( Стрекоза. )- Как назвать этих животных назвать одним словом?
III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи
- Около слова «насекомые» стоит знак вопроса. Что это значит?
- Кто назовёт тему нашего урока? ( Кто такие насекомые? )- Авторы нашего учебника придумали миру насекомых интересное название. Откроем учебник на с. 44 и прочитаем тему урока.
- Как вы понимаете эти слова?
-Что бы вы о них хотели узнать?
- Основной метод изучения насекомых – это наблюдение. Поэтому сегодня на уроке мы проведём опыты, понаблюдаем за жителями этого удивительного мира и попробуем ответить на вопросы:
Чем насекомые отличаются от других животных?
Почему их так назвали?
В чём их сходства и различия?
Решение учебной задачи
- Вы готовы начать исследования?
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
1. Выявление объектов исследования.
- Исследование мы будем проводить в группах. Кого предстоит изучать вашей группе, вы узнаете, собрав пазлы. Конверт №1.
- Кто получился у 1 группы? У второй?...2. Выделение общих признаков насекомых.
- Продолжайте работать в группах. Рассмотрите насекомых и дайте ответы на первые два вопроса. Результаты запишите в таблицу:
Сколько у насекомых ног?
Из скольких частей состоит тело?
- Что получилось у 1 группы? У второй?...Будем ли мы это считать общим признаком?
3.Выяснение, как называются части тела насекомых. Самостоятельная работа.
- Откройте ТПО на с. 19 з. 13 и прочитайте, как называются эти части тела. Укажите цифрами их название. Проверка задания через документ-камеру.
- Что у них есть на голове? Для чего у них есть усики и глаза? ( Это органы чувств насекомых. )- Что крепится к груди? Для чего им ноги и крылья? ( Это органы передвижения. - У всех ли насекомых есть крылья?
- Ещё одна часть тела насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы.
- Чем насекомые отличаются от изученных групп животных?
- Как вы теперь ответите на вопрос: Кто такие насекомые?
Выяснение, почему насекомые так называются.
- Теперь попробуем выяснить, почему насекомые так называются? Возьмите кусочек пластилина. Что он вам напоминает?
- Из скольких частей состоит тело насекомого?
- Сделаем надрезы стекой. Сколько надрезов будем делать?
- Делаем первый. Как назовём первую часть?
-Делаем второй. Что посередине?
-Как назовём третью часть?
- Мы наметили надрезы на теле насекомого. Слово «надрез» можно назвать другим словом «насечка». На что оно похоже?
- Так почему насекомых так назвали? ( Насекомые от слова «насечки», которыми разделено тело насекомых. )- Мы ответили на второй вопрос урока.
5. Физминутка «Спал цветок».

Спал цветок,
И вдруг проснулся!
Больше спать не захотел!
Улыбнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел!
Дети присели,
Поднялись, потянулись,
Покачали головой,
Помахали руками,
Покружились и тихо сели на свои места.
- О ком была наша физминутка?
- К какой группе животных отнесём бабочек? Докажите.
Распознавание насекомых среди других животных. Работа в группах.
- Сумеете ли вы теперь отличить насекомых от других животных?
- Проверим. Достаньте задание из конвертов №2. Найдите лишнее животное. Докажите правильность выбора.
- Как узнавали, что животное насекомое?
6. Исследование в малых группах. Чем насекомые отличаются друг от друга.
- Продолжим наши исследования. Каждой группе нужно подготовить небольшое сообщение по заданию в конверте №3:
1 группа – прочитать текст на с. 44 и подготовить рассказ о том, где обитают насекомые;
2 группа – прочитать текст на с. 44 и подготовить рассказ о том, как передвигаются насекомые;
3 группа прочитать текст на с. 45 и подготовить рассказ о способах защиты насекомых от врагов.
7. Физминутка с мячом. Я кидаю мяч, а вы называете насекомое и возвращаете мяч мне.
8.Обмен информацией.
- Насекомые – самая многочисленная группа животных ( 80% ). Учёные как-то подсчитали, что на одном гектаре леса (это приблизительно 2 футбольных поля) насекомых живёт больше, чем людей на всей планете.
Где же мы можем встретить насекомых? Об этом нам расскажет 1 группа.
- Что мы запишем на 3 строчку таблицы «среда обитания»? (Воздух, земля, вода.)
- Как передвигаются насекомые, расскажет 2 группа.
-Что запишем на 4 строку таблицы «способы передвижения»? (Ползают, прыгают, летают.)
_Если вы наблюдали за комарами и мухами, то наверняка замечали, как они спокойно сидят на стенах, потолке и не падают. Как же им это удаётся? Чтобы это узнать изучим под микроскопом препарат «Нога комара».
- Что вы увидели на самом кончике ноги?
- С помощью коготка насекомое цепляется за крохотные шероховатости и не сваливается, даже сидя вниз головой. А если ухватиться не за что, комары и мухи используют другую хитрость. Под коготком находится подушечка, выделяющая клейкое вещество. Нога прилипает к гладкой поверхности, и насекомое не падает.
- Задумывались ли вы, почему кузнечик зелёный, а шмель полосатый? (Опыт с моделью кузнечика.)
О способах защиты насекомых от врагов расскажет 3 группа.
IV. Включение знаний в систему
- Очень многое мы узнали сегодня о насекомых. Но это такая малая часть, что и представить себе невозможно. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. Наука о насекомых называется энтомология. Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным – энтомологом. А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий, научно – познавательных передач.
- А сейчас я предлагаю вам поработать на планшете. С помощью приложения Drawing нарисуйте своё любимое насекомое. Опишите его детям, не называя.
V. Контроль и оценка (рефлексия)
— Какие задачи мы ставили перед собой на уроке?
— Продолжите предложение, выбрав начало словами.На уроке:Я узнал…Я удивился…Я запомнил…
VI. Постановка задач на следующий урок.
- Давайте заглянем на страничку той темы, которую будем изучать на следующем уроке. Если у вас есть желание, вы можете узнать интересные сведения из дополнительных источников информации и рассказать нам на уроке. VII. Итог урока— Ребята! Спасибо за урок!Прекрасный день!Урока подошел конец!Пусть каждый скажет про себя:«Какой я молодец!»