Урок окружающего мира в 3 классе по теме Наши ближайшие соседи


МБОУ «Ясновская средняя общеобразовательная школа»
Славского городского округа
Калининградской области

Окружающий мир
Урок в 3 классе
по теме
«Наши ближайшие соседи»
Школа России

Филипьева Г.М. -
учитель Iкатегории
п. Ясное
2016 год
Тема урока: «Наши ближайшие соседи»
Цель урока: продолжить формирование целостного восприятия мира.
Планируемые результаты:
Предметные: уч-ся кратко ознакомятся с государствами – ближайшими соседями России.
Метапредметные.
Регулятивные: уч-ся будут выдвигать версии, планировать свою деятельность, работать по плану, презентовать результат совместной деятельности.
Познавательные: уч-ся будут находить необходимую информацию в учебнике, работать с географической картой.
Коммуникативные: уч-ся будут работать в паре и группе, распределять функции в совместной деятельности, использовать речевые средства, строить речевое высказывание.
Личностные: уч-ся будут пользоваться правилами работы в группе,
проявлять уважение к людям разных национальностей, уважение к одноклассникам, умение слушать выступающих.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Наглядное обеспечение: учебник А.Плешаков «Окружающий мир 3 класс» ч.2. Карта «Россия и сопредельные государства». Презентации: « Страны – ближайшие соседи России», «Литва». Кроссворд «Города Золотого кольца» для работы в парах. Изображение самолёта. Три определения слова «соседи» из словаря Ушакова. Карточки с названием государств и планом ответа для каждой группы. Названия стран (для вывешивания на доску). Карточки-названия групп (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница). Книги на литовском языке. Листы, ручки.
План урока.
1.Самоопределение к деятельности.
2.Проверка домашнего задания.
3.Работа над темой урока.
4.Итог урока.
5.Домашнее задание.

Ход урока
1Самоопределение к деятельности.
-Урок окружающего мира. Ребята, сейчас я покажу вам несколько слайдов. Внимательно посмотрите, подумайте, что на них изображено?
(показываю слайды с силуэтами стран на фоне фрагментов карты мира)
Если дети говорят, что здесь изображены страны, спрошу, знают ли они, что это за страны?
-Хотелось бы вам узнать? В конце урока мы вернёмся к этим слайдам, и вы постараетесь рассказать , что на них изображено. А для этого нужно быть очень внимательным на уроке, уметь слушать одноклассников .
2.Проверка домашнего задания.
-Как называется раздел, с которым мы начали знакомство?
-По каким городам мы уже совершили путешествие?
-Хорошо ли вы знаете города Золотого кольца?
**-Узнать это нам поможет кроссворд, над которым вы будете работать в парах. В кроссворде есть ключевое слово. Его вы прочтёте, правильно ответив на вопросы.
П л ё с К о с т р о м а Р о с т о в С е р г и й
С у з д а л ь У г л и ч Город, в котором открыт музей художника И.И. Левитана
Город, в котором улицы расположены в виде веера
Город, который славится финифтью
Имя святого, в честь которого назван один из городов
Город с Музеем деревянного зодчества
Город с часовым заводом «Чайка
-Кто смог ответить на все вопросы ?(поставить «5»)
3. Работа над темой урока.
-Какое ключевое слово у вас вышло?
-Кто такие «соседи»? (слушаем высказывания ребят)
В толковом словаре Ушакова есть три определения.
(вывешиваю на доску)
- Прочтите определения, кто был прав?
Человек, проживающий вблизи, рядом с кем-нибудь.
Тот, кто занимает ближайшее к кому-либо место.
Страны, государства, расположенные поблизости.
-Подумайте, какое из определений будет иметь отношение к нашему уроку?
-Сегодня мы познакомимся со странами – нашими ближайшими соседями. А для этого мы отправимся в путешествие вдоль границ России.
(показываю на карте)
-Государственные границы – это линии раздела между территориями государств. Каждое государство охраняет свои границы.
-На чём мы совершали путешествие по городам Золотого кольца?
-Как думаете, на чём лучше совершить путешествие по странам – соседям?
-Вот на этом самолёте мы совершим путешествие.(прикрепляю к карте)
-Сегодня вы сами познакомите нас со странами – соседями. Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получит список стран, которых должна будет представить нам, план представления.
-Разделимся на группы, называя рабочие дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.)
- При расчёте запомните свой день недели.
-На парты я поставила таблички с названием дней, займите свои места.
(смотрю, какие группы получились «по силам», более «сильным» дам карточки с наибольшим количеством стран)
1Норвегия, Финляндия
2Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина
3Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Казахстан
4, Монголия, Китай, Северная Корея
5Япония, США
Также каждая группа получает план ответа.
1.Название страны, её местоположение по отношению к России.(найти на карте учебника, на карте у доски)
2.Особенность границ.
3.В Европе или в Азии находится государство?
4.Столица.
5.Особенности страны.
листочки для записей
-Источником информации вам послужит учебник, карта на доске. На работу в группах вам отводится 4 минуты. Наши гости -это эксперты. Они будут наблюдать за вашей работой, оценят ваше выступление.
(в процессе работы я подхожу к каждой группе, корректирую не напрямую, предупреждаю за минуту до конца работы)
-Работа закончена. Дадим слово первой группе. Куда летит наш самолёт?
(сымитируем полёт самолёта)
У доски – первая группа.
(вывешиваю название стран, которые представляют ребята)
-Слушайте внимательно выступление ребят, вам будут заданы вопросы.
-Какая из названных стран имеет более короткую границу с Россией?
(группа сдаёт свои материалы экспертной комиссии)
-Куда дальше летит наш самолёт?
У доски – вторая группа.
-Какие страны граничат с нашей Калининградской областью?
-А наш посёлок Ясное граничит с какой-либо страной?
-А что вы знаете о Литве?
-Сейчас мы посмотрим с вами небольшую презентацию.
Слайд1
Литва
Основана в 1236 году
Слайд2
Из истории. Единственным литовским королём был Миндовг. Его короновали в 1253 г. К 750-летию коронации в Литве выпустили юбилейную монету.
Слайд3
С 1940 года по 1990 год Литва входила в состав СССР. В 1990 году республика провозгласила независимость. С 1991 года является независимым государством.
Слайд4
Карта Литвы
Слайд5Площадь Литвы составляет 65 200 км2
Население - 3 300 431 человек.
Официальный язык – литовский.
Денежная единица – лит
Слайд6 флаг Литвы
Слайд7 герб Литвы
Слайд8Столица Литвы – Вильнюс (фото)
Слайд9 Клайпеда – портовый город(фото)
Слайд10 Каунас(фото)
Слайд11 г. Советск соединён таможенным терминалом с литовским берегом через мост королевы Луизы(фото)
Слайд12Мост Королевы Луизы через р. Неман ночью
-Ребята, а в нашем классе есть литовцы?
-Кто из вас знает литовский язык? В нашей школе ведётся кружок литовского языка. В библиотеке есть книги на литовском языке(показываю)
-Преймонис Ричардас прочтёт нам небольшое стихотворение на литовском языке из книги школьной библиотеки.
(мальчик читает у доски)
-О чём это стихотворение?
_ К ребятам литовской национальности вы относитесь как-то по-особенному? Расскажите.
(Мы с ними дружим и относимся так же, как и ко всем остальным ребятам)
-Куда дальше летит наш самолёт?
-У доски – третья группа.
-Какое государство имеет самую протяжённую границу с Россией?
-Летим дальше. У доски – четвёртая группа.
-Что узнали о населении Китая?
-Летим дальше. У доски – пятая группа.
-Какой штат США отделён от России Беринговым проливом?
-Закончилось знакомство со странами – нашими ближайшими соседями.
4.Итог урока.
-Так что было изображено на слайдах в начале урока?
-А теперь давайте просмотрим их ещё раз, а вы постарайтесь назвать страны.
_-Приходилось ли вам бывать в какой-либо из этих стран?
-Что интересное знаете вы об этих странах?
Дадим слово экспертам.
5 Домашнее задание.
Используя разные источники информации составить доклад об одной из стран (презентацию) либо изучить материал учебника. Заполнить стр.50-53 рабочей тетради.