Исследовательская работа Волшебный мир оригами


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Исследовательская работа
Тема: Волшебный мир оригами

Выполнила: Миронова Марина,
ученица 5 «а» класса МБОУ СОШ р. п. Мухен
Руководитель: Горностаева Валентина Ивановна,
библиотекарь МБОУ СОШ р. п. Мухен
2016 г.
Содержание1. Введение…………………………………………………………………3-4
2. Основная часть2.1. Оригами – искусство складывания бумаги………………………….52.2. История оригами……………………………………………………...6-72.3. Журавлики Хиросимы………………………………………………..8-92.4. Азбука оригами……………………………………………………….102.5. Техника складывания…………………………………………………112.6. Оригами и основные геометрические понятия……………………..12-132.7. Исследование бумаги для оригами…………………………………..142.8. Оригами в повседневной жизни……………………………………...15
3. Заключение………………………………………………………………16-174. Литература………………………………………………………………..185. Приложения……………………………………………………………….19-24
ВведениеОригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Единственный рабочий материал - это бумага. Единственный инструмент – руки. Это уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры. Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги (приложение 1).  Первый раз это слово я услышала в 1 классе на уроке технологии. Но тогда я особого внимания этому не придала. В конце 4 класса, как то на уроке нам показали бумажные поделки, выполненные с помощью треугольного модуля в технике оригами(приложение 2).  Учитель показал нам как соединять эти модули между собой. Это был единственный урок и мне захотелось узнать больше об этом интересном, увлекательном и полезном искусстве.
Моя мама, видя мое увлечение, купила мне книгу "Модульное оригами". Выполняя по схемам книги различные поделки я почувствовала, что я приобретаю опыт складывания бумаги, который мне пригодился на уроках математики. Играя, я познавала азы геометрии. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает, изучение использования оригами актуальным для исследования.
Объект: оригами как вид прикладного искусства.Предмет исследования: использование оригами в повседневной жизни.Цель: рассмотреть возможности использования техники оригами для образования и развития учащегося.Гипотеза: занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.
Задачи: - изучить историю оригами; - ознакомиться с техникой оригами; - научиться создавать изделия оригами; - выявить связь оригами и математики; - найти способы применения оригами в повседневной жизни. Методы исследования: 1. Метод математической статистики и обработки данных.2. Анализ научно-популярной литературы.
2. Основная часть2.1. Оригами – искусство складывания бумаги.Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей. Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» — складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата. Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты — тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему(приложение 3).  В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции — бумажные модели.Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги. 
2.2. История оригами Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай (приложение 4). Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив. К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран
Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя - оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами. Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день. На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством». Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой (приложение 5). В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство". Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы(приложение 6).  Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами. К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера - оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура(приложение 7).  Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции. Однако для занятий модульным оригами важно, чтобы мастер умел производить очень непростые геометрические расчеты. Иначе поделка будет иметь неприглядный покоробленный или вывернутый вид. 
2.3. Журавлики ХиросимыМеждународный символ оригами – японский бумажный журавлик. Журавль – символ счастья и удачи в Японии(приложение 8). С бумажным журавликом связана одна печальная история-легенда, придавшая ему дополнительное значение, и превратившая его в священную птицу мира.Во время второй мировой войны в Хиросиме жила маленькая девочка по имени СадакоСасаки(приложение 9).  Она родилась в 1943 году и была совсем малышкой, когда при бомбежке Хиросимы погибли ее отец и мать. Сама Садако выжила, но заболела лучевой болезнью. Девочка боролась с болезнью как могла, но ей становилось все хуже с каждым годом. Лежа в госпитале, Садако складывала бумажных журавликов. Она верила, что если сложит тысячу журавликов, ее желание сбудется. Работать над журавликами становилось все тяжелее, и, поняв, что ей никогда не выздороветь, Садако стала мечтать о мире для всех людей Земли, чтобы не было больше войн и не гибли невинные. Но она не успела сделать тысячу журавликов. Сделав 644 журавлика, Садако умерла от болезни в госпитале 25 октября 1955 года. Узнав об этом, дети со всех стран стали присылать в Хиросиму сделанныe ими оригами – бумажных журавликов в надежде, что мечта Садако осуществится. В Японии воздвигли памятник Садако, и до сих пор в музей мира в Хиросиму дети присылают бумажных журавликов как символ мира и памяти. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками(приложение 10). Изготовление журавлика:1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной;3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху. Проделываем это, нажимая по бокам.4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной;5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру;6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте;7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика;8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и вуаля.
2.4. Азбука оригамиПростейшее способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Все эти действия отмечены условными значками, стрелками, разработанными и утвержденными Японской ассоциацией оригами. В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Помимо знаков существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами.Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине ХХ века известным японским мастером Акирой Йошизавой. Приёмы-выворачиваниеТехническим приёмом, порой применяемым в оригами, является выворачивание фигурки или её части наизнанку. Естественно, это удаётся сделать только тогда, когда эта часть состоит как минимум из двух слоёв бумаги. Приём и результат выворачивания бумаги можно посмотреть на моделях кусудам - «шаров»(приложение 11). 

2.5. Техника складывания Исследуя технику складывания, я обратила внимание на выполнение сгибов. Они должны быть “острыми” и слои бумаги должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было смещения и изделие получилось красивое и аккуратное. Нужно соединять уголки ровно и точно.  Правильно сложена бумага или нет, зависит от мастерства и глазомера, которые можно развивать с помощью оригами.Оригами помогает развивать наблюдательность. Ведь для того чтобы сделать, например, собаку, мне необходимо представлять ее форму, движения и повадки: иначе, моя фигурка не будет похожа на настоящую собаку. Если этого не делать, то работа остаётся просто повторением движений.  Так как, в оригами основной инструмент – пальцы рук и их необходимо тренировать, что позволяет улучшать мелкую моторику рук. Для этого я предлагаю сначала выполнять простые базовые формы.
2.6. Оригами и основные геометрические понятия
Сейчас в оригами существует три основных течения.Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат.Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости.Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, традиционные кусудамы, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела. И я погрузилась в оригаметрию.Оригаметрия - это сочетание оригами и геометрии, которое несет в себе оригинальность другого подхода к геометрическим задачам. В оригаметрии считается:а) роль прямых будут играть края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании;б) роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов. Еще в 19 веке немецкий педагог Ф.Фебель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами(приложение 12).  Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких заданиях, как: а) найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;б) найти все квадраты; в) найти все треугольники;
г) дать название изображениям;в) складывание квадрата, смежные стороны, диагональ.  Идеи Фребеля и сегодня очень интересны. Оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. Складывание многогранников – увлекательнейшее занятие, но вместе с тем и не простое. Оно требует аккуратности, точности и высокого сосредоточения внимания. В старших классах мы будем изучать раздел математики – СТЕРЕОМЕТРИЯ. Она изучает свойства фигур в пространстве. Среди них есть ПЛАТОНОВЫ ТЕЛА(приложение 13).  Существует пять правильных многогранников, которые называют Платоновыми телами.Они составлены из правильных многоугольников (тетраэтд – 4 треугольника, октаэдр – 8 треугольников, икосаэдр – 20 треугольников, куб – 6 квадратов, додекаэдр – 12 пятиугольников). На свете существует множество других многогранников, но они будут или полуправильные, или неправильные. Наилучший способ познакомиться с платоновыми телами и другими многогранниками позволяет занятие оригами, так как из бумаги такие фигурки складываются легко и быстро.
2.7. Исследование бумаги для оригами
Любители искусства оригами среди всех предпочитают и наиболее активно используют такие виды бумаги как писчая, газетная, оберточная, обойная, типографская, калька, картон, бархатная и другие. Если рассматривать каждый тип в отдельности, то каждый из них будет обладать своими преимуществами и недостатками для изделий оригами. Поэтому я решила исследовать бумагу и выбрать ту, которая лучше всего подходит для оригами
Вид бумаги Преимущества Недостатки
Бумага для оригами Легко складывается, хорошо держит складки. -
Салфетки Подходит для специальных изделий. Сложно складывать, со временем фигурка сама по себе раскладывается.
Оберточная бумага Плотная, но тонкая, при складывании не утомляет пальцы. Размер ее не ограничивается. Не хватает раскраски.
Офисная бумага Хорошо держит складки, прочная. -
Бумага для уроков труда Очень тонкая. Это позволяет складывать фигурки с большим количеством складок. Подсыхает и на складках появляются белые полоски. 
Из данного исследования можно сделать вывод, что для оригами подходит любая бумага. Нужно лишь под ту фигурку, которую я хочу сложить, найти подходящую бумагу.
2.8. Оригами в повседневной жизни
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни. Салфетки - искусство оригами можно использовать и в сервировке стола(приложение 14).  Наш быт и отдых теперь сложно представить без продуктов искусства оригами. Оно еще помогает в оформлении холлов и залов, стендов для выставок, экспозиций и др. Как приятно получать подарки! Но не менее приятно их дарить. Подарок, изготовленный своими руками, а не купленный в магазине, - это нечто уникальное, оригинальное и особенно приятное. Благодаря искусству оригами мы можем подарить младшим сестренкам и братишкам забавные игрушки. Что бы мы не приготовили, наши родные и любимые будут приятно удивлены. Широкую известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы, санбо, дзунако - видов коробочек может быть бесчисленное множество... Небольшой подарок можно положить в красиво оформленную коробочку, а подарок покрупнее - можно украсить розочкой или звездочкой из бумаги (приложение 15). Искусство оригами - прекрасный способ сделать подарок необычным и интересным. Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим любимым в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды, и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок(приложение 16).  
3. Заключение Оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. Но еще оригами способствуют успешному изучению геометрии. В процессе складывания фигур оригами я легко ориентируюсь в пространстве и на листе бумаги, могу делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ. Все это помогает развитию первых чертежных навыков. В процессе работы над проектом я узнала много нового, что относится к геометрии и математике.  Мой первый учитель начальных классов, Ирина Александровна, от нее я узнала, что работать руками полезно еще и для развития полушарий головного мозга, так как правая рука отвечает за левое полушарие, а левая рука - за правое. Выходит, при складывании оригами развиваются оба полушария мозга, так как работают обе руки одновременно. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи - логопеды. Помогает оно людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами. Подтвердилась моя гипотеза, что занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.Вывод: оригами - учит различным приемам работы с бумагой; - развивает способность работать руками; - учит совершать последовательные действия;- стимулирует развитие памяти;- учит концентрировать внимание; - знакомит на практике с основными геометрическими понятиями; - развивает пространственное воображение, художественный вкус итворческие способности. - развивает уверенность в своих силах и способностях;
Процесс оригами трудоемкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений. Лично для меня оригами стало новым увлечением. Сейчас я уже освоила треугольный модуль оригами, изучаю азбуку оригами и перешла к более сложным композициям.
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
А. Гайдаенко

4. Литература1. Н. Г. Юрина. По книге “Я познаю мир” 2. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2003. 3. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. - М.: Айрис-пресс, 2003. 4. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. - М.: Айрис-пресс, 2004. 5. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. РостовН/Д: Издательский Дом «Владис» М.: изд. дом «Рипол Классик», 2007.6.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 19967. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
8. Интернет ресурсы:
http://www.origami.kulichki.ru http://www.origami.ru http://images.yandex.ru Приложение
Приложение 1
1912620241935Бумажные шляпы из газеты
Приложение 2
Поделки, выполненные с помощью треугольного модуля в технике оригами
13449308255
Приложение 3
Модель, сплетенная из бесконечной ленты
171069016510
Приложение 4
Этапы изготовления бумаги
89471534925
Приложение 5
Лев Николаевич Толстой
229870029845
Приложение 6
1374775329565АкираЙошизава
Приложение 7
3D-оригами
157035531750

Приложение 8
Международный символ оригами – японский бумажный журавлик
157035543180
Приложение 9
Садако Сасаки
227774541910
Приложение 10
Памятник Садако
211264569850
Приложение 11
2217420345440Кусудама
Приложение 12
Немецкий педагог Ф.Фебель
211582045085
Приложение 13
Платоновы тела
51752545085
Приложение 14
Салфетки
51752574930
Приложение 15
Коробочка
155448043180
Приложение 16
Цветы из бумаги
137160088900