Урок на тему: Природа Африки. Географическое положение и исследование материка.

Тема урока: ПРИРОДА АФРИКИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИКА.
Тип урока: вводный.
Цели и задачи урока:
Формирование у учащихся приема составления характеристики географического положения материка.
Формирование умения на основе анализа карт в сочетании с другими источниками информации. этого анализа устанавливать главные черты природы материка.
Совершенствование умений работать:
с градусной сетью карты (определять координаты крайних точек материка);
с контурной картой.
4. Совершенствование умения выделять главное в лекционном сообщении.
5. Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда, обеспечивающего процесс поиска .
Оборудоваиие: ЛОС, физическая карта Африки, видеофрагмент «Серенгети», атласы, контурные карты.
Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):
определять ГП Африки, координаты крайних точек;
показывать и называть элементы береговой линии Африки;
прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка;
называть имена путешественников - исследователей Африки, их основные открытия и исследования.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Речь сегодня пойдет о загадочном и манящем континенте под названием Африка.
Вот как писал об Африке историк-международник Вл. Корочанцев: «Африка - неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли - латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивигельными многие обычаи и быт африканцев...»
2. Наша задача познакомиться с географическим положением и историей исследования материка, изучить его природу. Что вы уже слышали и знаете об Африке? (ответы учащихся, дополнить учителю)
Африка - древнейший материк, второй по величине после Евразии. Его площадь вместе с островами, из которых самый большой - Мадагаскар, составляет 30,3 млн кв. км.
Это континент:
преобладания равнин;
самых высоких температур на Земле и контрастных ПК;
здесь находится величайшая пустыня мира - Сахара и крупнейший массив экваториальных лесов;
снежные шапки высочайших горных вершин поднимаются над бескрайними просторами жарких саванн;
на материке сохранился уникальный животный мир низких широт: это самые крупные млекопитающие суши - слоны, бегемоты, носороги, жирафы...;
здесь расположены крупнейшие разломы земной коры на суше;
Африка - древняя родина человечества: отсюда и из юго- восточной Азии, как считают ученые, люди расселились по все материкам Земли.
3.Слово «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которые проживают в одном из районов на севере материка.
Во времена Эратосфена (І-ІІ века до нашей эры) материк носил название, образованное от женского имени - Ливия. Сейчас оно сохранилось в названии государства на севере Африки.
(Сообщается тема урока.. Тема записывается в тетрадь.)
4. Проблемный вопрос. Отчего зависит своеобразие природы любого участка Земли?
- От географического положения
Дать характеристику географического положения пользуясь ЛОС, картами, выполнить практическую работу (устно)
(отвечают у доски, дают географическую характеристику материку у карты)
5. Составление ЛОС
Учитель на доске, учащиеся в тетрадях рисуют контур материка, прочерчивают экватор, северный и южный тропик, береговую линию
6 Проверь себя, работаем по карточкам: «Реставрация» (вставить пропущенные слова), отгадать кроссворд по географическому положению
7. Каждый, кто хоть раз столкнулся с Африкой, сохраняет о ней самые яркие воспоминания
На в о п р о с: «Почему люди стремятся в Африку?» - каждый ответил бы по-своему. А как бы вы ответили на этот вопрос?
Демонстрация видеофрагмента «Серенгети»
По ходу фильма вам следует сделать «Путевые заметки», все что видели, где побывали, что узнали нового о материке, что привезли бы в качестве сувенира.
Обсуждение фильма
8. Занимательная викторина

- так называют дорожную разметку и животное саванны (зебра)
- столица страны пирамид (Каир)
- место загранкомандировки доктора Айболита или (подсказка) название реки, где лечит зверей Айболит (р. Лимпопо в Гвинее)
- озеро рождающее Голубой Нил (озеро Тана)
-какой цвет радуги соответствует названию одной из рек Африки (р.Оранжевая). А вы знаете, что основная масса алмазов добывается недалеко от реки Оранжевая в голубой глине.
9.Задание на дом: параграф 44, контурная карта-номенклатура, найти и подготовить сообщение о наиболее известных исследователях Африки
10. Итог урока. Рефлексия: Что вам больше всего понравилось на уроке.
Оценки за урок




































15