Библиотечный урок По страницам Красной книги ( 5 — 9 класс)


Р А З Р А Б О Т К А
посвященная Году Экологии
«По страницам Красной книги» (5-9 кл.)
Подготовила педагог – библиотекарь Далбаева А.А.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
Педагог:
- Ребята, а что такое экология? (Ответ: Экология – это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Экология помогает понять законы, управляющие равновесием в природе. Экология в буквальном переводе значит – «разговор о нашем доме». Дом – это место, где живет каждое существо, т.е. его среда обитания и где все зависят друг от друга). Ребята, а как вы думаете, в природе есть что-нибудь бесполезное? Нет, конечно. В природе все теснейшим образом взаимосвязано. Все растения и животные, включая людей, развивались для совместного существования в точном, гармоничном равновесии. Но это равновесие очень легко нарушить. Это начинают понимать все больше и больше людей. Они стараются жить в дружбе с окружающей средой. Нужно смотреть в будущее и сверять свои действия с экологией, чтобы не причинять среда окружающей среде.
III. Постановка целей и определение темы занятия.
Педагог:
- Что это? Правильно, ребята, это книга (Показ Красной Книги).
- Какого цвета ее обложка (Красная).
- Что символизирует красный цвет обложки? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения).
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем рассматривать? (Дети должны назвать тему занятия).
IV. Работа над темой занятия.
Рассказ педагога.
Педагог:
Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о Красной книге, для чего она создана и как устроена, почему некоторые виды животных и растений записаны в нее.
Ученые подсчитали, что за последние 200 лет было уничтожено более 200 видов животных. Если так будет продолжаться, то страшно представить, что через каких-нибудь 100 лет на планете не будет ни белых медведей, ни амурских тигров. Разрушая природу, человек и сам может пострадать. Поняв это, люди во всем мире задумались, как сохранить Землю. Ученые разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу. Ребята, как вы думаете, почему книга называется Красной? А не синей, не желтой? Красный цвет - сигнал тревоги, сигнал надвигающейся опасности. Он как - бы предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть, И гибель их будет на нашей совести.
Книга эта необычная, в ней странички разноцветные. Ребята, мы сейчас разберемся, что же это за страницы?
Красные листы - на них записаны животные, которые находятся под угрозой полного исчезновения.
Желтые - животные, численность, которых сокращается.
Серые - малоизученные животные.
Белые - редко встречающиеся виды животных, или «редкие животные»
Зеленые - восстановленные виды животных, т е. животных которых раньше было мало, но понемногу их количество увеличиваться.
Огорчают записи на черных страницах. Почему? На черных страницах записаны животные, которые исчезли с лица земли.
2. Беседа с обучающимися:
Педагог:
А сейчас давайте порассуждаем, почему люди охотятся на животных и убивают их. Почему охотятся, например, на тигра, леопарда, гепарда? (Ответы детей: На них охотятся из-за ценного, красивого меха). Возникает вопрос, а для чего нужен этот мех? Правильно, из него шьют шубы шапки, шкуры этих животных идут на украшение дома.
-Но если у тигров, гепардов, леопардов, шкура красивая, то у тапира шкура грубая, толстая. А зачем же тогда охотятся на него? А потому, что, после специальной обработки, шкура тапира превращается в кожу высокого качества. На слона, носорога охотятся - за ценных бивней, на крокодилов, змей, из-за кожи, из их кожи шьют кошельки, сумки, обувь и т. д. На морскую черепаху из-за мяса, а из панциря делают различные сувениры, расчески, оправы для очков т. д.Педагог: Какие животные, ребята, занесены в Красную книгу
(Дети вместе с педагогом называют животных Красной книги - гигантский броненосец, тигр, бенгальский тигр, амурский тигр, коала, ягуар, леопард, африканский слон, мустанг, рыжая лисица, рысь, зубр, носорог, горный баран, панда). Правильно, ребята, все эти животные занесены в Красную книгу и на них запрещается охота. Они находятся под охраной государства.
Педагог:
Говоря о животных, мы часто слышали слова «редко встречающиеся» «редкие животные». А почему так говорят? А говорят так, ребята, потому, что есть животные, которые существуют в природе в малом, небольшом количестве. Я предлагаю вам небольшую презентацию, которая так и называется «Редкие животные». Я познакомлю вас с характерными признаками, повадками, средой обитания некоторых редких животных.
Рассказ педагога с демонстрацией фотоматериала
Педагог:
Ребята, как вы уже убедились, животных и растений в Красной книге очень много. Так много, что ученые стали записывать их не в одну – Международную, но и в национальные и региональные красные книги.
А Красная книга у нас есть? Да. Красная книга Усть - Ордынского Бурятского автономного округа содержит большой перечень видов, которые стали редкими и исчезающими на территории округа.
Красную книгу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа представил бывший глава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Валерий Малеев 18 февраля на выставке своих фоторабот в Иркутске. Книга является официальным справочником о состоянии 101 вида растений и животных округа, нуждающихся в охране. Ее главным редактором и составителем стал сам глава администрации округа, который также имеет степень кандидата биологических наук.
"Красная книга - это не только и не столько красивое и популярное издание, а в первую очередь важнейший юридический документ, позволяющий предпринимать реальные шаги в деле сохранения богатства и разнообразия нашей родной природы" - сказал Валерий Малеев. В нее включены 6 видов грибов, по 4 вида мхов и лишайников,32 вида сосудистых растений, 9 видов насекомых, по 3 вида рыб и пресмыкающихся, 36 видов птиц и 4 вида млекопитающих. Описание каждого вида сопровождается картой ареала и цветными рисунками или фотографиями.
Растения нашего края
Астрагал Ионы
 
4.
HYPERLINK "http://www.plantarium.ru/page/view/item/12398.html" Cypripedium calceolus L. Венерин башмачок настоящий, Башмачок известняковый, Башмачок настоящий, Венерин башмачок жёлтый
5.
HYPERLINK "http://www.plantarium.ru/page/view/item/12402.html" Cypripedium macranthon Sw. Венерин башмачок крупноцветковый, Башмачок крупноцветковый, Башмачок крупноцветный, Башмачок Тунберга 
 
10.
HYPERLINK "http://www.plantarium.ru/page/view/item/17694.html" Glycyrrhiza uralensis Fisch. Солодка уральская
16.
HYPERLINK "http://www.plantarium.ru/page/view/item/22772.html" Lilium pensylvanicum Ker Gawl. Лилия пенсильванская, Лилия даурская, Лилия сахалинская
 
 
28.
HYPERLINK "http://www.plantarium.ru/page/view/item/36951.html" Stipa pennata L. Ковыль перистый, Ковыль Иоанна, Ковыль обособленный
T
 
29.
HYPERLINK "http://www.plantarium.ru/page/view/item/39604.html" Tulipa uniflora (L.) Besser & Backer Тюльпан одноцветковый
V
 
31.
HYPERLINK "http://www.plantarium.ru/page/view/item/40704.html" Viola dactyloides Schult. Фиалка пальчатая
32.  
HYPERLINK "http://www.plantarium.ru/page/view/item/40728.html" Viola ircutiana T. Фиалка иркутская
Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций животных и растений.
А какие меры принимаются для того, чтобы сохранить животных, которых осталось мало? Чтобы сохранить имеющиеся в малом количестве виды, создаются заповедники. Это обширные территории, где содержатся редкие виды животных. В заповедниках создаются все необходимые условия для нормального существования и размножения. Здесь в единении с природой, в спокойствии живут самые разнообразные животные. Заповедники - охраняемые территории. В них запрещается охота, ловля животных, выпас скота, рубка деревьев. Доступ в заповедники открыт для посещения в качестве экскурсии с разрешения администрации.
- Кроме заповедников существуют еще и другие охраняемые места- это заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, биосферные резерваты. Заповедник от заказника отличается тем, что в заказнике под охраной народится не весь природный комплекс, а некоторые его части.
Практическая работа с детьми
Педагог: Мы знаем, что охрана животных и растений из Красной книги – проблема государственная, а мы с вами, чем можем помочь природе?
- Давайте сформулируем несколько основных правил поведения в природе.
Дети предлагают свои правила поведения в природе:
Не рви цветы, не ломай деревья.
Не разоряй гнезда и муравейники.
Оберегай растения и животных, особенно занесенных в Красную книгу.
Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев. Перед уходом костер алей водой и засыпь землей.
Не жги весной траву, так как от нее может загореться лес.
Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.
Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.
Не шуми и не тревожь обитателей леса.
Подведение итогов занятия
-Что нового вы сегодня узнали на занятии?
-Что вам особенно понравилось?
Что нам надо сделать для сохранения мира природы?
-С какими словами мы можем обратиться к людям?
Мы призываем людей, охранять, беречь природу, не губить тех животных и растений, количество которых сегодня на грани вымирания и исчезновения, чтобы их не постигла участь тех животных, которые когда-то населяли нашу Земли и исчезли с лица Земли.